Классный час Я+ОН+ ОНИ= МЫ
классный час (9 класс) по теме
Классный час разработан по теме "Толерантность", предлагается для учащихся 9 класса. В нем содержатся нестандартные ситуации общения, творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_o_tolerantnosti_9kl_2.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я+ОН+ОНИ=МЫ»
Цель классного часа: формирование духа толерантности , отношения к ней как к
важнейшей ценности общества
осознание учащимися круга своего общения, своих
взаимоотношений с окружающими их людьми;
определение подростком значимых для него людей, наиболее
ценимых в них качеств
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, ручки, мяч, музыка, презентация
Ход занятия: Учащиеся сидят полукругом на стульях
. (Звучит классическая музыка.) Всем нам приходится взаимодействовать с различными людьми, нас окружающими.
Возможно, какой-то человек только промелькнул в твоей жизни, подобно комете, но оставил свой неизгладимый след. А кто-то, подобно планете-спутнику, постоянно находится рядом с тобой. Приятно или неприятно тебе это общение? Возможно, у тебя много знакомых и товарищей, которые напоминают Млечный путь, а может быть, у тебя есть верные друзья, которые совместно с тобой образуют созвездие, либо есть один друг, но он — самая большая планета в твоей Вселенной.
У тебя есть возможность подумать о том, какая она — твоя Вселенная, как она выглядит, какие ощущения у тебя с нею связаны. И ты можешь, еще немного попутешествовав во Вселенной своих взаимоотношений с другими людьми, определить, с кем и почему не складываются отношения, общение с кем для тебя очень важно и значимо, чем определяется эта значимость, что ты больше всего ценишь в других людях. Мы приблизились с вами к понятию толерантность Иными словами, тема нашего кл.часа- Толерантность. Как вы понимаете толерантные отношения?
Откуда пришло это слово к нам? Заглянем в историю-(Презентация)
Разминка.
1. Давайте поздороваемся.
У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Вначале мы попробуем быть представителями других стран.
Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.
Варианты приветствия:
Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция)
А теперь- на свою Вселенную. (По группам)-3 группы
Представь себе свою Вселенную, в ней. Посели на звезды , других людей из своего окружения. Противоположной команды. По такому принципу Игра «О ком я говорю?»
Вы называете качества 2 –х одноклассников , но не называете их имен. которые вызывают у него уважение, удивление или восхищение все должны узнать, о ком вы говорите. , а тот, кто считает, что речь идет именно о нем, поднимает руку. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляет способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека. Мне нравится аккуратность этого человека».- — Ощути те чувства, которые у тебя возникают. Приятно, когда в тебе замечают хорошее? Что ты понял сейчас? Что удивило?. Чувствуешь?.....
, Желание приносить своими поступками радость окружающим- то чему учит толерантность
. Внимание! Внимание! Внимание! Всей Вселенной! С планеты Дружба получен радиосигнал с призывом о помощи!
Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь, как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».
— Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? — спросил старый волшебник. — ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.
Однако жители планеты настаивали на испытаниях. Вначале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания — всё смогла победить и преодолеть настоящая дружба.
Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все — даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется Что? Эгоизм!
Посмотрите, уже показалась нужная нам планета. С тех пор как она оказалась в руках эгоизма, подернута планета мрачной дымкой.
Только те, кто по-настоящему умеет дружить, смогут победить эгоизм. А чем для вас является дружба? Подумайте над этим и закончите предложения:
Дружба — это... Друг — это... Дружба в моей жизни
(Продолжить предложения должен тот, кто поймает мяч.)
Избавить от эгоизма души жителей планеты вы сможете, если пройдете все испытания. Вы готовы к ним?
Испытание 1. Достаточно легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное в расчете на последующую благодарность или ответную помощь, подарок. Значительно сложнее это делать тайно, не рассчитывая на ответ. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком станет то, что, по вашему мнению, очень важно именно этому человеку. Такой подарок невозможно купить. Запишите то, что вы хотели бы подарить, на листе бумаги, свой подарок вы можете украсить. Важное условие — подарок должен быть приятен тому, кто его получил. Если это условие не будет выполнено и хоть один человек выразит недовольство, то вы испытание не прошли.
Листы собираются (они должны быть подписаны), а затем вручаются адресату.
Обсуждение:
Что вы почувствовали, когда получили подарок? Кто недоволен полученным подарком? Приятно ли было делать подарки? Все ли получили подарки?
ИЛИ Испытание 2. Часто окружающие нуждаются в нашей поддержке. Умеете ли вы оказывать внимание и поддержку? Сейчас каждый из вас с закрытыми глазами пройдет сквозь дружеский ручеек, а все остальные должны выразить ему свое расположение разными способами. Условие: проходящему через ручеек должно быть приятно выражение вашего расположения, иначе испытание вы не пройдете.
Ваше полное доброты сердце расколдовало жителей планеты, теперь они бережнее будут относиться к тому, что имеют. Они будут хранить свое хорошее отношение друг к другу, свою дружбу.
• Сегодня на занятии я понял(а)... • Меня удивило... • Я думаю• Я чувствую...
Возможен вариант: попросить возвести «Скульптуру толерантности»
ПЛАНЕТА БЛАГОРОДСТВА
... . Мы продолжаем путешествие по Вселенной человеческих отношений. Нам предстоит осознать, что же необходимо людям, чтобы жить в мире и согласии с окружающими. Сегодня мы отправимся на планету Благородства.
Как вы понимаете, что такое благородство (продолжите предложение «Благородство — это...», «Благородный человек — это...»)?
Итак, в путь... (звучит спокойная музыка). Пока мы преодолеваем большие пространства, послушайте небольшой Рассказ.
Жила-была роза. Очень красивая — алая и душистая. И еще она была доброй. Однажды сирень сказала:
— Меня замучили козы! Они меня съедят!
Роза пожалела ее и подарила свои шипы. Теперь козы не могли есть сирень.
— Роза, — попросил тюльпан. — Ты такая добрая, подари мне свой замечательный аромат. И роза подарила в ту же минуту.
— Ах! — воскликнул тюльпан. — Ах, я пахну! Я счастлив!
— Добрая роза! — сказала ночная фиалка. — Подари мне свой алый цвет. Я от природы бледна и невзрачна.
И роза подарила ей алый цвет.
Все заметили, что осталась она беззащитной, некрасивой, но каждый радовался за себя.
Тут пришли козы. Они увидали розу — воскликнули:
— Что за чудо, какого мы еще не видали?!
Они, прежде поедавшие цветы без сожаления, смотрели на розу — и улыбались, как дети. Бутон розы был совершенно прозрачный, будто капля с неба! Ведь она отдала свой алый цвет.
— Удивительная чистота! — сказали козы и решили больше не трогать цветы.
Рефлексия: дети делятся своими впечатлениями об услышанном.
2. Вот мы и прибыли на планету Благородства. Здесь живут люди, которые понимают, что, для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится по заданию мамы идти в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок? Это была ваша личная инициатива, вам очень хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал, приказывал или унижался, молил вас об определенной услуге, и вы после некоторого колебания (а может быть, и без всяких колебаний) выполнили его просьбу? Вспомните эти обстоятельства. Запишите свои впечатления о проделанной работе.
Обсуждение:
Часто ли вы совершаете подобные поступки?
Совершая их, вы ждете ответной благодарности или делаете это бескорыстно?
Трудно ли бывает отказаться oт собственного удовольствия?
Какие личностные качества помогают совершать благородные поступки? (Называемые детьми качества записываются на доске и обсуждаются.)
3. Нарисуйте ЭМБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ, изображающую такие личностные качества, как духовность, справедливость, совестливость, правдивость, благородство, мудрость
Может вам поможет мудрость веков? Слайд презентации
ИТОГИ, Выводы. • Сегодня на занятии я понял(а)...
На память от меня «Памятки хорошего тона»
Памятка
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
С уважением, твой классный руководитель.
Памятка
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
С уважением, твой классный руководитель.
Памятка
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
С уважением, твой классный руководитель.
Памятка
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
С уважением, твой классный руководитель.
Комментарии
Толерантность