"Победа любой ценой?" Классный час в 8 классе
классный час (11 класс) по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Классные часы в форме этического диалога, используя философские произведения известных мыслителей и писателей, афоризмы и изречения философов, политических де­ятелей, людей искусства,   школьни­кам предоставляет широкий простор для выбора и утверждения своих жизнен­ных позиций, осмысления их.<?xml:namespace prefix = o /??>

Чтобы побудить учащихся к аргументированному выбору, требующему доказательных и глубоких размышлений, суждений, рассматриваются противоположные точки зрения на разные про­блемы. Такой поворот к активизации мыслительной деятель­ности учащихся объясняется возрастной потребностью  старшеклассников к самопознанию и самоопределению, чем и продикто­ван тщательный отбор материала, дающего детям высокие образцы человеческих помыслов и стремлений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_no5.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация учителя классного часа в технологии этического диалога «Победа любой ценой». У победы есть цена?

        Классный час в технологии этического диалога, представленный вашему вниманию, был проведен в учителем русского языка и литературы Технологического лицея Микушевой Татьяной Альбертовной в 11 классе.

        Современный школьник неизбежно сталкивается с проблемами самоопределения и осознания своих отношений с окружающим миром. Если обратиться к многовековому опыту человечества, можно заметить, что вопросы "Что есть истина?", «Что есть зло и добро?»,  всегда принадлежали к числу самых важных, а ведь  ХХ век – век кризиса старых представлений о рациональности, кризиса гуманизма и науки, век фундаментального отказа от истины. Как же помочь старшекласснику в ХХI веке в глубинном осмыслении сущности вопросов бытия, столь важных для становления личности подростков? В этом и помогает этика -  философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Именно этические диалоги как технология воспитательной работы предназначены помочь молодому человеку задуматься о самых серьезных нравственных категориях.

         «Истина есть совместное мышление», - писал  Вильгельм Виндельбанд (немецкий философ начала ХХ века)

        Диалог это и есть обмен мнений, т.е. «совместное мышление», он предполагает совместную деятельность учителя и учеников, причем роль учителя в таком занятии – в основном координирующая. Диалог между учителем и учениками, а также ребятами между собой, результатом которого будет попытка осмысления сложных вопросов человеческой жизни.

        

Предложенная нам тема звучала следующим образом «Победа любой ценой». У победы есть цена?», но во время подготовки мне показалось целесообразным несколько изменить тему «Победа любой ценой?».  Не надо доказывать, что победа имеет цену, а вот любой ли ценой,  об этом еще нужно подумать.

Основной идеей занятия  я считаю побуждение учащегося к размышлению о соизмеримости личной победы и цены, которую нужно заплатить.  Многие желают победить, но немногие задумываются, что победа потребует от победителя. Соразмерить цену и результат, подготовиться к жертвам, не переступить через совесть, остаться в мире с самим собой – это под силу не каждому. А если победа требует слишком много жертв, не превратится ли она в поражение, так называемую «пиррову победу»?

Мне, учителю литературы, кажется очень уместным провести параллель между этическим диалогом и чтением хорошей книги. Во многих художественных произведениях есть пролог, так называемая вступительная часть, которая готовит читателя не только к знакомству с главными героями, но и к знакомству с главными идеями автора.

Таким своеобразным прологом и является включение ряда эмоционально-образных элементов: демонстрация портрета Уинстона Черчилля и работа со словом ПОБЕДА. Во-первых, именно Черчиллю принадлежит высказывание, вынесенное в название классного часа, во-вторых,  работа с ассоциациями помогает учащимся показать более широкий спектр значений слова ПОБЕДА и не сводить его только к смыслу военной победы. Все это вводит ребят в тему разговора.

Как в классическом произведении есть завязка, отражающая те конфликты, которые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, так и в нашем завязка, выявляет проблему, т.е противоречие. Но это противоречие выявляется скорее на эмоционально-ассоциативном уровне. Этому помогают иллюстрации, показывающие и радость, и тяжесть победы. В этот момент учащиеся задумываются о цене победы.

 

Следующим этапом является процесс диалогического общения по выявленной проблеме,
развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия. Здесь обосновываются альтернативные суждения, приводятся доказа тельства, формулируются определившиеся позиции. Ребята рассуждают, почему они делают тот или оной выбор.

Читая книгу, мы всегда эмоционально переживаем все коллизии в сюжете, пытаемся обратиться к своему жизненному опыту.  Так в нашей беседе следует  этап обращения к личности ребенка, к его личному опыту. Ребята рассказывают о своих победах, настоящих и спорных, результатом которые не всегда  были первые места. Идет осмысление своих целей, поступков и результатов своего жизненного опыта.  

Новая про блемная ситуация, смоделированная нами на занятии. Это ситуация с медалью, которую они получат при условии, если пожертвуют здоровьем, друзьями и т.д. Выбор, который предлагается сделать ребятам, подводит их пониманию того, что одержанная победа часто требует от победителя не только усилий, но и жертвы.

В художественной литературе кульминация - точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-либо. В нашем разговоре точка интеллектуального и эмоционального напряжения, сопряжена с альтернативными позициями, суждениями.  В талантливой книге герои произносят монологи, каждой из которых несет свою правду.  В нашем случае сталкиваются противоположные афоризмы. «Победа любой ценой», - это знаменитый тезис Уинстона Черчилля и антитезис «Ничто так не обесценивает победу, как победа любой ценой». Борис Крутиер. В нашем диалоге  эти суждения объективно выводят на нерешен ные «вечные» проблемы человеческого бытия.

Здесь мы опираемся на мнение Гете: «Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема». 

Великие писатели проводят героя через ряд испытаний, где им приходится делать выбор. Следующий этап нашего диалога  - возвращение к нравственному выбору. Только на чашу весов ставится Победа,  более высокая, более значимая, чем в первом случае. Результат в этом выборе непредсказуемый, потому что в этот момент идет внутренний диалог подростка с собой, идет самоопределение и самооценка. Нам кажется важным такое возвращение. Как художественное произведение занятие имеет  как бы кольцевую композицию. Это возвращение подготавливает финал.

Эпилог в хорошей книге очень важен. Очень часто он не дает прямые ответы, а ставит перед читателем новые  вопросы. Последний этап этического диалога -  «открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой. Учитель подводит итог разговора, но ни в коем случае не расставляет акценты и предлагает написать вопросы, которые остались у ребят после занятия.

Эти вопросы позволяют проанализировать, что осталось за рамками диалога. Можно вернуться к разговору на других занятиях.

Мы закрываем последнюю страницу романа, но еще долго размышляем, ведем внутренний диалог с героями и с автором. Такое послевкусие и должно остаться после нашего занятия.

Учащийся на занятии вырабатывает свое мнение, даже если он не высказывает его четко. Чрезвычайно важно, что он слушал и слышал другую точку зрения, понимал, что и она имеет право на существование.

        Конструирование и разработка занятия в технологии этического диалога – удивительно полезное занятие и для самого педагога. Личный опыт, эрудиция, творческая направленность учителя, конечно, помогут ему в работе. Но, погружаясь в проблему, педагог сам не может прогнозировать, к чему приведут его изыскания.  Ведь необходимо не только выделить главные моменты занятия, сохранить последовательность и логику, но и почувствовать другого человека, включиться самому и включить ученика в решение проблемной ситуации.

Я как учитель мировой художественной культуры могу сравнить  этический диалог с прикосновением к произведению искусства, которые часто задают больше вопросов, нежели отвечают на них. Зрители вместе с героями как бы проходят через испытания, где им приходится делать нравственный выбор, а на главные вопросы ответа в финале может и не быть.

Мне кажется, что каждому учителю необходимо разработать такое занятие в технологии этического диалога. Эта технология расширяет рамки границы сознания, развивает логическое мышление, повышает интеллектуальный и профессиональный уровень самого педагога.

Классный час в форме этического диалога

«Победа любой ценой». У победы есть цена?

  1. Здравствуйте, ребята. Вы знаете, чей это портрет?
  2. Черчилль
  3. Какой знак он показывает?
  4. Виктория, т.е. победа.
  5. Этот знак придумал именно он сам. А что вы думаете о слове победа, какие ассоциации у вас возникают? Подберите к каждой букве слово, например прилагательное.
  6. …………….
  7. Какой она может быть разной. Разным может быть путь, который к ней ведет. Посмотрите на фотографии. Что у них общего с вашими представлениями?
  8. ……………….
  9. А теперь вот эти. Что-то изменилось?
  10. ………………….
  11. Вы сами когда-нибудь одерживали победы? Какие?
  12. …………………………..
  13. Что вы чувствовали? Что чувствует человек, когда становится в чем-нибудь первым?
  14. …………………
  15. А что нужно сделать, чтобы одержать победу?
  16. …………………………..
  17. Можно ли назвать те усилия, ценой? Например, я победила в городской олимпиаде по литературе, но ради этого мне пришлось несколько месяцев не вылезать из библиотеки, не встречаться с подругами, не ходить на танцы и в кино.
  18. ………………………….
  19. Считаете ли вы. Что мне пришлось чем-то пожертвовать? Значит у победы есть цена?
  20. ……………….
  21. Давайте проведем эксперимент. Представьте, вот это золотая медаль, которую вы можете получить по окончании лицея, т.е. та победа, которую вы можете одержать, а это ваша жизнь или то, что составляет ее ценности: здоровье, ваша репутация (мнение о вас окружающих) и деньги. Положите то, что бы вы смогли отдать за эту золотую медаль. Вы вправе положить все, или часть, или ничего не класть.
  22. ……………
  23. Объясните, почему вы положили сюда
  24. ………..
  25. Покажите, кто остался с целым кружочком.  Почему вы ничего не положили?
  26. ……………..
  27. Вы считаете, что золотая медаль не стоит (стоит) того, чтобы за нее отдавать здоровье, друзей, вашу репутацию (мнение о вас окружающих) и деньги?
  28. …………………
  29. Если положить на чашу весов хотя бы одну из этих ценностей, с чем они могут быть соизмеримы?
  30. …………………
  31. А почему другие победы не стоят этого?
  32. …………..
  33. А вот Черчилль считал: «Победа любой ценой». Попробуйте понять поспорить с ним.
  34. …………………….
  35. А если от победы зависит твоя жизнь, а также престиж твоей страны? Давайте, я снова поставлю вас перед выбором. Только на чашу весов положу уже золотую медаль на олимпиаде в Сочи. Чем вы пожертвуете?
  36. ………………..
  37. Представьте себе, что вы завоевали медаль, но потеряли здоровье, друзей, деньги. Как вы будете смотреть на этакую победу?
  38. ………….
  39. У Черчилля есть оппонент Борис Крутиер «Ничто так не обесценивает победу, как победа любой ценой». Попробуйте защитить Черчилля.
  40. ……….
  41. Иногда победа может стать поражением. Тогда это будет пиррова победа. Желаю, чтобы у вас было много побед, только не пирровых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Знай и люби родной язык» 5 класс

Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, ...

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на практике, продолжить патриотическое воспитание. Оборудование: торс человека, табли...

открытый урок английского языка на тему "Почему вы любите школу?" в 6 классе, 2й год обучения

Данный открытый урок был проведен в рамках недели английского языка с целью закрепления пройденного лексического и грамматического материала по теме "Школа". В данном уроке были применены элементы сле...

Методическая разработка урока по теме "В любую погоду" в 5 классе

Урок направлен на развитие умений использования компьютерных технологий в рамках урока английского языка....

Проект "Мы любим английский" для 2 класса

Проектная деятельность на уроках английского языка может носить творческий характер и реализовывать различные задачи. В данном проекте на первом месте стоит педагогика сотрудничества, где царит атмосф...

Презентация "Мы День Победы любим с детства — Парад, цветы, военный марш. Храните память в вашем сердце О тех, кто жизнь отдал за нас"

Презентация посвящена участнику  Великой Отечественной войны Рогозину Петру Егоровичу....

"Диктант Победы" - викторина для 9-11 классов, посвященная 75-летию годовщине Великов Победы

Документ содержит вопросы, которые помогут в подготовке "Диктанту Победы"...