Классный час "Наркотикам скажем нет"
классный час (9 класс) по теме
В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.
Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_narkotikam_skazhem_-net.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика вредных привычек
«Наркотикам скажем – нет»
Обоснование темы.
В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.
Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.
Цели:
Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
пропаганда здорового жизненного стиля;
формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
профилактика и предупреждение наркомании среди учащихся;
Задачи:
- Предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать наркотик;
- дать представление учащимся о наркотических средствах;
- показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека
Ход занятия.
Еще великий Гёте сказал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье». И народ славит здоровье в пословицах. Назовите их (ответы учащихся):
- Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.
- Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.
- Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.
1этап.Вступительное слово учителя.
Учитель читает стихотворение:
Двадцатый век – проблемный век!
Об этом помни человек!
Токсикоманы, наркоманы
Переступили жизни край.
Хотелось им всех благ честивых
Но их душа не божий рай.
Людьми вновь стать предельно трудно,
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь - тупик! Их жизнь – предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Наше занятие сегодня посвящено проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании? Итак, тема нашего занятия: «Наркомания – общая беда..». Мы поговорим с вами о такой актуальной проблеме на сегодняшний день- употребление наркотиков.
Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:
1) Наркотик — это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.
2) Наркомания, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка,- который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.
3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация
( Вопрос к учащимся: Как вы считаете, что побуждает человека впервые попробовать наркотических веществ? Отвечают ученики.)
- Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять правила и нормы. Стараюсь забыть о неприятном.
- Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».
- Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Старшие курят. Хочу быть похожим на них.
- Ошибочное мнение, что даже если я попробую наркотики, я не стану наркоманом. От одного раза ничего не будет. В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент.
- Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!
- Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.
- Безделье, скука, неумение организовать досуг, желание быть в центре внимания.
Учитель: Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
Бесплатное предложение попробовать наркотик.
Из любопытства.
Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15—20 раз выше, чем на алкоголь.
Низкая самооценка подростка.
Стремление уйти от тоски и одиночества
В переводе с древнегреческого языка слово «наркотик» означает «приводящий в состояние оцепенения, отупения, одурения». Среднестатистический срок жизни наркоманов – 6 лет, в большинстве случаев они умирают от передозировки
( Вопрос к учащимся: Какие вы знаете наркотические вещества? Затем следуют ответы учеников.)
2 этап. Сообщения учащихся
1учащийся:
Наркотики и наркотические вещества.
Наркотики делятся на две основные группы – химические и растительные по происхождению. Они оказывают прямое воздействие на головной мозг и нервную систему в целом, и приводят к ранней смерти.
В нашей стране к наркотикам относятся (примеры):
Опий, морфин, героин; кокаин, эфедрон, и др., которые действуют на психику человека;
Гашиш, анаша, марихуана, ЛСД и др., которые вызывают галлюцинации, т.е. человек видит то, чего на самом деле нет;
Экстази – приводит к сильнейшему возбуждению, за которым следует полная потеря сил;
Токсические вещества:
Разные растворители, лаки, краски.
Снотворные лекарства.
Лекарства, вызывающие галлюцинации.
Алкоголь и табак.
Как же говорят люди, страдающие этой болезнью? Многие и хотели бы бросить, но им это очень тяжело сделать. Большинство жалеют о том, что когда-то впервые попробовали наркотик (по каким причинам мы уже с вами выяснили). Наркомания- это болезнь не только физического привыкания. В первую очередь болезнь психологическая. Страдает и сам наркоман, и его семья. Давайте с вами посмотрим на экран.
2 ученица: Письмо наркоманки.
«Здравствуйте! Я, бывшая наркоманка, «сидела на героине» около двух лет… А началось все с такого легкого наркотика, как марихуана… Когда после первой пробы я начала курить «план», через некоторое время мне захотелось большего и, естественно, я перешла на героин. Есть такое выражение – «героин умеет ждать», очень верное высказывание. Но если просто покурить плана, то ваша встреча с ним случится на много быстрее. «Это же не наркотик!» - кричат тинейджеры, которых манит «запретный плод» и которые еще, слава Богу, не увидели обратной стороны монеты и, дай Бог, не увидят никогда всей этой дряни, к которой приводит марихуана. Может быть, марихуану и можно было бы назвать «легким наркотиком», хотя бы потому, что от нее не наступает очень сильной физической зависимости. Да поймите же Вы! После года курения марихуаны, более чем 50 % из Вас захотят чего-нибудь покрепче! Марихуана – это прямая и самая короткая дорога к таким наркотикам, как героин или кокаин… А попробовав хоть раз эти наркотики, мало кто останавливался. Но это уже совсем другая история».
3 ученик: У подростков существует такое мнение, что есть «слабые» наркотики, а есть «сильные». И если попробовать «слабые», то они не приводят к зависимости. И от них можно легко отказаться… Но это заблуждение. Из письма мы видим, что все начинается именно с так называемых «слабых» наркотиков. Недопустимо деление на наркотики «слабые» и «сильные». В настоящее время появились такие вещества, что привыкание наступает после первой дозы.
Учитель: Реальная наркогенная ситуация в детско-подростковой среде:
Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными средствами, около 41,2 % детей впервые встретились с наркотическими веществами в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и в клубах – 32%; в компаниях – 52,3%; в учебных заведениях – 5,8%; в одиночестве – менее 4%) (слайд №9,10).
Основную группу риска составляют несовершеннолетние – дети и подростки, преимущественно лица мужского пола в возрасте от 11 до 18 лет; при этом в группе токсикоманов и наркоманов, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет, наркотиками – от 12 – 16 лет. Наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в РФ относится к началу 1990-х годов и продолжается до настоящего времени. ( Вопрос к учащимся: Каковы последствия наркомании?)
(Ответы учащихся.)
- Проблемы со здоровьем (ломка, неприятные ощущения, инфекционные заболевания, ослабление иммунитета).
- Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).
- Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
- Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
- Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
- Конфликты с друзьями.
- Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомания.
3 этап. Сюжетно-ролевая игра «Уверенный ответ - отказ»
Учитель: существуют определенные формы давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется, нужно уметь их распознать и принять правильное решение
- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»
- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не будь маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?»
- Тяжелое давление: «Боишься? Ты - трус!», «Ты нам больше не друг, слабак!» и т.д.
Учащиеся записывают в тетради:
Уверенность - это способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другим, это эффективный путь сопротивления давлению.
Инструкция к игре. Вызывается учащийся и предлагается ситуация: когда нужно в компании друзей отказаться от предложенной сигареты с марихуаной.
Учащиеся определяют, какой отказ был наиболее уверенный.
Вывод игры: уверенность помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отстоять свои права, сохранить индивидуальность, сказать «Нет!». В современном обществе наряду с наркоманией происходит чрезмерное употребление алкоголя. Большинство людей понимают, что алкоголь является наркотиком. Его употребление вызывает галлюцинации и припадки, а также провалы в памяти и различные заболевания, укорачивает жизнь и нередко приводит к несчастным случаям, даже со смертельным исходом. Лишь немногие знают, что никотин, содержащийся в табаке, тоже наркотик. .
Ученица 2:
Здоровью – да! Куренью – нет!
Наркотикам – тем паче!
Нам по-другому жить совсем,
Никак нельзя иначе!
Если хочешь прожить век –
Откажись от вредного.
Ведь здоровый человек –
Нет более ценного!
- Да, здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
- Ребята, разбейтесь на 3-4 человека, и чья группа назовет больше умных мыслей про вредные привычки, та группа и победила.
Учащиеся рассказывают умные мысли знаменитых людей, вот некоторые из них:
1. Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа. (В.Скотт)
2. Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. (Демократ).
3. Опьянение - это добровольное сумасшествие. (Аристотель)
4. От вина гибнет красота, вином сокращается молодость. (Гораций)
5. Пьянство есть упражнение в безумии. (Пифагор)
6. Пьянство - причина слабости и болезненности детей. (Гиппократ)
7. Сквозь призму водки - все красотки. (В.Маяковский)
8. Выпивка, повышенная склонность к волокитству уменьшают способность воспользоваться ее плодами. (У.Шекспир)
9. Пьянство - это добровольное оскопление. (В.Кудлаев)
10. Для того чтобы сделаться пьяницей, нужно, прежде всего, им родиться. (Ф.Рыбаков)
11. Лечить нужно больную психику, она-то и заставляет искать счастье в бутылке. (Г.М. Энсин)
12. Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (А.П. Чехов).
После высказываний ведется подсчет и объявляется победившая группа
4.Учитель завершает занятие:
Учитель: А теперь давайте вынесем приговор вредным привычкам все хором:
Казнить! Нельзя помиловать!
4 этап. Итог урока.
Учитель:
Ну что ж, мой друг, решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой.
- С чем несовместима благополучная жизнь? (Ответ учащихся.)
(Ни с курением, ни с пьянством, ни с наркоманией.)
- Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:
Поступать по совести.
Развивать свои творческие возможности.
Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
Благодаря этому вы найдете себе хороших друзей, что и будет вашим крепким основанием и лучшей защитой от одиночества, наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить вашу жизнь.
ответьте на вопрос: - Сможете ли вы употреблять наркотики?
- Пусть это будет выбором вашего жизненного пути!
Рефлексия: - Я понял, что…
Учитель: В различных странах за преступления, связанные с наркотиками, предусмотрены строгие меры наказания: в России – от 5 до 15 лет тюремного заключения, в США – от 5 до 20 лет, в Турции – пожизненное отбывание наказания или смертный приговор.
Никотин, алкоголь, наркотики
Это вам не антибиотики.
За здоровье, общение, спорт
Выступает наш дружный народ.
Желаю вам здоровья! Это- счастье!
Быть здоровым - в вашей власти.
Быть здоровым - значит жить.
Счастливую жизнь вам надо
Всем любить!
Литература:
1. Внимание – Наркомания - С. Гурски
2.Бросим Курить - Мириам Стоппард 1986 г.
3.Табакокурение и мозг - Л.К. Семенова 1973 г.
4.Алкоголь и дети - Е.В. Борисов, Л.П. Василевская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Скажи курению нет!"
Автором выполнена методическая обработка информации об интерактивных технологиях применительно к конкретным формам учебно-воспитательного процесса в профессиональном училище. Подробно рассматрив...
Классный час "Скажи "Нет!" вредным привычкам"
Разработка классного часа для 8 класса. Содержит подробное описание хода классного часа и презентацию...
Классный час «Скажи наркотикам – НЕТ!»
Сценарий классного часа для старшеклассников....
Классный час «Скажем нет курению»
Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия и презентацию, подготовленную студентами...
Классный час "Скажем дружно НЕТ!
Воспитание подрастающего поколения и защита его от приобщения к самоотравлению алкоядом, табакоядом....
Классный час "Скажем "нет" наркотикам!"
Классный час на тему: "Скажем "нет" наркотикам!"...
Классный час "скажи алкоголю - нет!"
В помощь классному руководителю для проведения классных часов....