Классный час о родном крае
классный час по теме
Классный час посвящен 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_cebikova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: 400-летие добровольного вхождения калмыцкого
народа в состав России.
Цель: воспитание любви к родине через историю, культуру,
традиции, обычаи калмыцкого и русского народов.
Задачи: - развивать образное и логическое мышление и речь,
память, аналитический склад ума;
- овладевать умениями и навыками правильной
литературной речи.
- заинтересовать учащихся краткими сведениями истории
вхождения калмыков в состав России к более глубокому
изучению родного края
Оборудование:
Ход классного часа.
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Все вы знаете, что наша Республика Калмыкия готовится к знаменательной дате, которая будет праздноваться в 2009 году. А вы знаете, что это за дата?
Ученик. 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
Учитель. Совершенно верно. Эта дата – четырехвековой юбилей – бесспорно, историческая, эпохальная. За минувшие четыре столетия исчезли многие государства, продолжает стремительно меняться образ жизни людей, но все эти столетия калмыки были и есть граждане России. Отмечать это событие планируется на очень высоком уровне, с проведением праздничных торжеств, научно-практических мероприятий, конференций, изданием монографий. 23 августа 2004 года Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов подписал Указ «О праздновании 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства». Еще летом 2003 года во время встречи в Москве с Президентом РФ В.В. Путиным Кирсан Илюмжинов встретил понимание и поддержку главы государства в вопросе проведения в 2009 году юбилейных торжеств на федеральном уровне. По этому случаю в Калмыкию, наверняка, прибудет большое количество официальных лиц, деятелей культуры, гостей и, безусловно, ученых.
И так, как вся республика, начиная с этого года, готовится к празднованию этой даты. То и мы с вами не будем исключением, и наш сегодняшний классный час – это маленький вклад в большое дело. И вклад этот состоит в том, чтобы вы и ваши дети знали историю народа, и не забывали ее. А сейчас давайте окунемся в стародавние времена. Представим себе, что мы с вами находимся в далекой Джунгарии.
Джунгария - далекая прародина калмыков. В этой воспетой народными сказителями «всерадостной, прекрасной стране», где «…ревели силой страшной обладающие дикие звери и шумели – пели звонкоголосые птицы; наполняли северные отроги Алтая и Хангая
неисчислимые табуны пестрых и вороных с гнедыми коней; ходили стотысячными табунами красные и желтые верблюды; паслись, совсем заполнив степные равнины и речные ущелья красные коровы, которые пять раз теряли счет; занимали подъемы тридцати Алтайских перевалов белые, как раковины, овцы, коим с давних пор нет числа…» жили ойраты. Это они ойраты, на земле «прекрасной Джунгарии» родили на свет «Джангр» - калмыцкий народный эпос. Столетия прошли с тех пор, и можно лишь удивляться тому, как сохранили, сберегли, донесли до сегодняшних дней – этот заветный сон о счастье. Из поколения в поколение переходили заветные песни о стране Бумба, «где, не смолкая, ведут хороводы свои жаворонки сладкоголосые и соловьи», где летом и зимой луга покрыты вечнозеленой травой, а дожди подобны сладчайшей росе и «где неизвестна смерть, где бессмертны все».
И когда джангарчи пели эту поэму благородной удали, народ крепчал от песни. Она была гимном его веры, живительной, плодотворной надеждой.
Все можно украсть у народа – и земли его, и богатства, и права, но песню украсть невозможно. И поэтому, как бы ни было тяжело и страшно, какие бы беды не ложились на наши плечи, - будем помнить и слушать песни о Джангаре, о том какими мы можем быть, какими хотим быть, какими будем. Представьте на минутку – степь, запах ковыля, весенняя ночь – и вдохновенная песнь народного певца – джангарчи – о «золотом веке» древних богатырей, о их подвигах и приключениях.
Выступление гостя. ( он поет)
Учитель. (Представление гостя)
Позвольте представить вам нашего гостя Манджеева Хонгра. И если у вас есть вопросы к нему вы можете задать их.
Ученики. 1. Хонгр, расскажите пожалуйста, а как вы лично готовитесь к празднованию этой даты?
2. Как вы поняли, что готовы стать джангарчи?
3. Это трудно?
4. Чему нужно научиться, чтобы так петь?
Учитель. Спасибо Хонгру. Ну а наше путешествие по далеким степям Джунгарии продолжается. Мечту о сказочной стране Бумба калмыки пронесли через века. И может за этой мечтой они в начале XVII столетия ушли в пределы России. И у меня к вам такая просьба. Ребята, вы изучаете такие предметы как история Калмыкии, география Калмыкии, может быть вы проходили на уроках или учителя рассказывали вам о том, где остановились калмыки после того, как ушли из Джунгарии, почему они ушли, какие исторические предпосылки послужили этому?
Ученики 1. В конце XVI века часть ойратов двинулись в пределы Сибири в поисках лучших пастбищ для своих многочисленных стад скота. После трудного перехода ойраты в начале XVII века на землях Сибири, по нижнему течению реки Яик нашли пастбища для скота. Между русскими и ойратами установились дружественные отношения.
Ученики 2. Русское государство, заинтересованное в охране своих южных границ, разрешило ойратам переселиться на правый берег реки Волги, кочевать со своим скотом по обоим берегам Волги и Дона, вести торговлю с русскими городами.
Учитель. Спасибо ребята. Старая калмыцкая пословица гласит: «Быть тому берегу счастливым, если так пожелал сам народ». Более трех столетий назад, кочуя по дальним незнакомым землям, пришли калмыки в бескрайнюю приволжскую степь, где днем и ночью бегут зыбкие волны. А тому, кто другом пришел сюда, в пояс кланяются задумчивые ковыли.
Никакого зла не таили пришельцы, им низко – низко поклонились ковыли: мол, милости просим, друзья, идите к нам, живите и стройте свое человеческое благополучие.
- Это и есть Бумбин Орн, - молвили мудрые старцы. – Это и есть сказочная страна Радости!
И понеслось из уст в уста:
- Мы нашли страну Бумбин! Здесь не может быть бедных людей. Каждый станет, свободен, словно птица, бессмертен, словно солнце, радостен, как само время Цаган Сара. Люди нашли свою легендарную Бумбин Орн, о которой знали только со слов джангарчи - мудрых сказителей, о которой мечтали долгие-долгие годы. Свою страну Бумбу калмыки нашли в России.
Русское правительство всячески поощряло торговлю с ойратами, которых оно называло калмыками, многократно давало распоряжения:
« торговать с ними беспошлинно, пусть пришлют они лучших своих людей для заключения договора о подданстве, тесноты не чинить, не побивать, оберегать их от недругов», а ойраты не прекращали отправлять в ближайшие города, которыми владели русские, просьбы принять их в русское подданство. Так ойраты – предки калмыцкого народа – решили навеки связать свою судьбу с судьбой великого русского народа, что явилось важнейшей вехой в их истории. Две культуры – оседлая русская земледельческая и калмыцкая кочевая скотоводческая - вступили не только в непосредственное соприкосновение, но и плодотворное сотрудничество. Оба народа окончательно пришли к выводу о необходимости установления более устойчивых и активных связей.
Ребята, как вы думаете, почему же русское правительство так охотно откликнулось на просьбу маленького народа?
- хорошие воины - союзник в войнах
- занимались скотоводством - развитие скотоводства
Ойраты - занимались в России
торговлей скотом - развитие торговли
Западной Сибири
Почему же ойраты так стремились сблизиться с Россией?
- обеспечивала мир, расширяла торговлю скотом
Россия - раздробленный народ объединялся в единое целое.
Ежегодно калмыцкие племена подписывали шерти – договоры, в которых обе стороны обязывались:
Ойраты (калмыки) – поддерживать военной силой русское государство
Россия - обеспечить беспошлинную торговлю на территории страны.
В 1609 году ойратские тайши дали присягу о принятии русского подданства. Но процесс добровольного вхождения ойратов в состав России завершился к 50 –м годам XVII века. И с этого времени ойраты нашли в России свою вторую родину. Ойратов, пришедших к границам Русского государства и вошедших в состав России, стали называть калмыками. Вхождение калмыков в состав России навеки связало судьбы калмыцкого и русского народов.
После вхождения калмыков в состав России образовалось Калмыцкое ханство, во главе которого стоял верховный тайша, который получал титул хана. Самым знаменитым был Аюка хан. Он правил более 50-ти лет, за свою неутомимую деятельность и преданность России он получил подарок от царя Петра I. Петр I не раз встречался с ханом Аюкой и вёл с ним переговоры об участии калмыков в Персидском походе. Аюка дал на это согласие и сказал, что если бы не старость (ему минуло уже 80 лет), то сам бы пошёл с Петром воевать с персами. Петр подарил Аюке золотую саблю и пояс усыпанный драгоценными камнями. Приняв подарок, Аюка велел бывшим при нем калмыкам встать в круг и пустить вверх стрелы. И стрелы, упав на землю, образовали круг – символ единства. Аюка сказал Петру: «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы на поражение врагов России…»
Учитель. А теперь я прошу вас вспомнить начало нашей беседы и попробовать ответить на мои вопросы.
- Какие ассоциации у вас возникают при словах «Русь», «Джунгария»?
- А еще хотелось бы услышать от вас, какие-нибудь традиции и обычаи калмыцкого народа, сохранившиеся и дошедшие до наших дней. А может кто-то из вас изучая калмыцкий язык, историю культуры Калмыкии вспомнит что-то интересное?
Орнамент – мотив степи, гостеприимство – угощение чаем, йорял – обряд братства, при заключении договора, чайные церемонии – Зул – самое почитаемое блюдо – калмыцкий чай – первая чашка преподносится бурханам.
Совместные праздники – говорят ваш Цаган Сар и наша Пасха, особо почитался красный и желтый цвета – солнце – улан залата хальмг – калмык с красной кистью, амулет - бу, носят на тесемках на шее, огонь, по верованию калмыков очищает от всего плохого и грязного, кусочки пищи бросали в огонь, а потом ели все остальное, четки – обязательно у монахов.
Заключительное слово учителя.
Итак, ребята, наш классный час заканчивается. Мы хорошо с вами пообщались, чувствуется, что вы узнали много нового, вспомнили забытое прошлое, но сорок минут недостаточно, и пусть наш сегодняшний классный час положит начало более подробному изучению истории и культуры народов калмыцкого и русского.
И в завершение мне хотелось бы прочитать стихотворение Константина Эрендженова “Братство”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Классный час: Мой родной край.
На классном часе происходит знакомство с историей Липецкой области и самого её древнего города - Ельца. Уделяется внимание тому, что 7 ноября 2007г. Ельцу было присвоено звание "Город воинской славы"....
Презентация к классному часу о родном крае
Презентацию можно использовать на классном часу, на уроках ОРКСЭ...
Классный час на тему о родном крае «Южино – деревня моя, край берёзовый…»
Классный час посвящен родному краю. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину и чувства гражданственности....