Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях
материал (9 класс) на тему

Выступление на ШМО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА

«Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации

Цель деятельности  классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя

  1. Формирование и развитие коллектива класса;
  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  3. Формирование здорового образа жизни;
  4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  5. Защита прав и интересов обучающихся;
  6. Организация системной работы с обучающимися в классе;
  7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  9. Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Организационно-координирующие

  1. Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  2. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  3. Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  4. Взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  5. Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  6. Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  7. Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся;
  8. Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
  9. Ведение документации (классный журнал, план работы классного руководителя, анализ работы классного руководителя и т.д.)

Коммуникативные:

  1. Регулирование межличностных отношений между обучающимися, установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  2. Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  3. Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические:

  1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  2. Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Контрольные:

  1. Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  2. Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

Формы

работы

индивидуальные

групповые

коллективные

Беседа

Консультация

Обмен мнениями

Индивидуальная помощь

Совместное решение проблемы

Творческие группы

Органы самоуправления

Конкурсы

Спектакли

Концерты

Походы

Слеты

Соревнования

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Результативность

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости)

Деятельность

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками учебного процесса, а также с родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

СТРУКТУРА СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Система воспитательной работы в класс

  1.   Цель программы
  2.   Задачи (сроки реализации на перспективу)
  3.  Содержательное обоснование программы  
  4. Направления  (могут стать самостоятельными целевыми программами)
  5. Направления деятельности (Задачи.Срок реализации.Ожидаемые результаты)
  6. Принципы воспитательной работы
  7. Личностно-ориентированные принципы:
  8. Принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в классном коллективе);
  9. Принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);
  10. Принцип психологической комфортности (снятие всех стессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребенок раскрепощен, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).
  11. Культурно-ориентированные принципы:
  12. Принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня – это мир, частью которого являюсь я- переживаю и осмысливаю себя);
  13. Принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать культуру и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры).
  14. Деятельностно-ориентированные принципы:
  15. Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее самостоятельное развитие);
  16. Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества.
  17. Формы работы
  18. План воспитательной работы, учитывающий работу по всем направлениям
  19. Самоанализ классного руководителя
  20.  Анализ воспитательной работы за истекший период  (четверть, полугодие, год)
  21. Замечания, рекомендации
  22. Корректировка программы с учетом замечаний

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитание личности, у которой прочно будут сформированы общегражданские ценности, способность конструктивно выполнять разные социальные роли, умение органично вписаться в общественные институты, готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию    
  2. Обеспечение деятельности, направленной на решение воспитательно-оздоровительных задач.
  3. Выявление и создание условий для углубленного развития одаренных детей.
  4. Создание условий для  взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого.
  5. Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к совершенной жизни.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система класса и школы должна учитывать свою главную цель – идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в классе для учеников должно быть прежде всего управлением самими собой. Разбив детей на группы по способностям, желаниям и возможностям, можно добиться проявления каждого ребенка в деятельности класса и школы, в больших и малых делах.

Программа  должна создать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Под руководством классного руководителя учащиеся должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля.

ТЕКУЩАЯ РАБОТА С КЛАССОМ

  1. Заполнение журнала.
  2. Учет успеваемости и принятие мер.
  3. Учет посещаемости и принятие мер.
  4. Проверка дневников и выставление текущих отметок учащихся (не реже 1 раза в 2 недели).
  5. Посещение учащихся на дому.
  6. Подготовка  классных часов и их проведение.
  7. Изучение правил дорожного движения.
  8. Учет и контроль за посещаемостью внеклассных мероприятий по параллелям.
  9. Учет и контроль сохранности учебников.
  10. Организация экскурсий и походов.
  11. Составление характеристик учащихся (по необходимости).
  12. Организация питания учащихся в столовой.
  13. Ежедневная и генеральная уборка кабинета.
  14. Дежурство класса по школе согласно графику.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть).
  2. Привлечение родителей учащихся  к организации деятельности класса.
  3. Организация контроля со стороны родителей за аттестацию учащихся за четверть и год.
  4. Работа с учителями-предметниками:
  5.                                     - приглашение на родительские собрания, классные часы,
  6.                                     - беседы  с  родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество, соуправление, сотворчество, как ведущие методы в организации деятельности классного руководителя.

Совместное сотворчество, сотрудничество семьи и школы создают условия для воспитания детей уверенных в себе, ответственных, отзывчивых, умеющих любить....

Особенности организации деятельности классного руководителя в образовательной организации Московского района Санкт-Петербурга

В разработке описывается система организации деятельности классного руководителя в системе воспитательной работы ОО...

Методические рекомендации с изменениями по организации полевой экологической практики в общеобразовательной школе с учетом разновозрастной группы.

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии и экологии 6-8 класса. В работе даются рекоменда...