Проект "Мемориал солдату"
классный час (5 класс) по теме

Бандина Алия Мансюровна

Как никогда, сегодня особенно актуальна работа по патриотическому воспитанию детей.

            Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей – значит быть уверенным в завтрашнем дне, в развитии стабильного общества.

            В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» разработано и апробировано мероприятие – проект «Мемориал солдату».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мемориал солдату.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час – проект, посвященный 65 – летию Победы

«Мемориал солдату»

Аннотация

        Как никогда, сегодня особенно актуальна работа по патриотическому воспитанию детей.

        Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей – значит быть уверенным в завтрашнем дне, в развитии стабильного общества.

        В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» разработано и апробировано мероприятие – проект «Мемориал солдату».

        Место проведения – МОУ лицей №82, 5 «Б» класс.

        Дата проведения – 11 мая 2010 г.

Цель

        - создание «Мемориала солдату» (в виде листа ватмана) – сборника творческих работ учащихся, посвященным членам семьи, родственникам, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Задачи

        - изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений,

        - повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, к истории своей семьи,

        - активизация творческого потенциала учащихся,

        - сохранение и развитие чувства гордости за свою семью, страну.

Оборудование

        - мультимедийная презентация «Дорога памяти» с информационными слайдами и музыкальным сопровождением,

        - лист ватмана «Мемориал солдату».

Предварительная подготовка

        За месяц до мероприятия учащиеся получают задание побеседовать с родителями, расспросить о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, и оформить воспоминания в виде творческих работ (рассказы и фотографии, стихи), лучшие из которых будут использованы для создания «Мемориала солдату».

        Творческие работы пишет весь класс.

        Также ведется работа в группах:

        1 гр. – по итогам написания работ отбирает лучшие для «Мемориала»,

        2 гр. – готовит отчет по итогам экскурсии по местам боевой славы Нижнего Новгорода (экскурсия проводится в конце апреля),

        3 гр. – работает в качестве репортеров – берет интервью у учителей по теме проекта,

        4 гр. – оформляет «Мемориал».

        Также мероприятию предшествует активное участие учащихся в праздничном мероприятии ко Дню Победы, проводимом на параллель; участие в заочной исторической викторине, посвященной Великой Отечественной войне; просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда»; чтение повести В.Богомолова «Иван» и написание по нему отзыва (в рамках внеклассного чтения по литературе). Тесное взаимодействие с семьей, творческая активность в процессе сбора, исследования, обработки, оформления результатов – все это качественные и количественные показатели реализации проекта.

        Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Информационный блок (по итогам экскурсии).
  3. Страницы семейных архивов (творческие работы).
  4. Минута молчания.
  5. Рефлексия.

  1. Вступительное слово.

- Ребята, в этом году наша страна отмечает великий праздник – 65-летие Победы над фашизмом. Нет ни одной семьи, которой не затронула бы Великая Отечественная война. И сегодня мы вспомним всех тех, кто участвовал в войне, кто проливал свою кровь в сражениях, не жалел свои сил и самой жизни для нашего с вами будущего. А наш урок назовем «Мемориал солдату».

- Каково значение слова «мемориал»?

- Что такое память?

-  Что мы помним и почему?

-  Зачем нужна память человеку?

(Звучат ответы детей.)

Эпиграф нашей встречи – слова поэта Роберта Рождественского:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

(Создание эмоционального настроя)

Посвящение

Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей,

Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей,

Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну,

Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

Тем, кто сражался за Родину и выбивался из сил,

Тем, кто ушел в бессмертие, выстоял и победил,

Посвящается…

- Итак, наш классный час посвящается всем участвовавшим в этой страшной войне, память о которых живет в наших сердцах. Именно им посвящен наш «Мемориал», который создавался в течение месяца.

- Мирную довоенную жизнь людей в один день 22 июня 1941 года перечеркнула война.

На исходе светлой июньской ночи, когда теплая и живая наша земля еще доверчиво дремала, раскинувшись в голубых туманах, когда дети досматривали последние сны, а молодое лето готовилось к новому дню, — родилась над западными границами нашей страны черная беда.

И шагнуло горе на нашу землю…

После этого прозаического текста следует воспроизведение песни «Священная война», ставшей гимном Великой Отечественной войны.

- Какова основная мысль этого произведения? (Преданность, любовь к Родине.)

2. Информационный блок (по итогам экскурсии по местам боевой славы Нижнего Новгорода).

Классный руководитель: - Да, все от мала до велика встали на защиту своего Отечества. А какое участие приняли нижегородцы в этой войне?

– рассказы учащихся – примеры!!!!

3. Страницы семейных архивов (творчесие работы учащихся).

Классный руководитель:– Спасибо, ребята, за интересные рассказы. Мы узнали, каковы заслуги нижегородцев в войне. Наш долг – сберечь память о подвиге наших великих земляков. И у всех нас есть семейные альбомы, которые хранят старые фотографии, письма. Они тоже многое могут рассказать нам о людях, которые приближали Победу. Послушаем рассказы и стихи о них.

Примеры работ!!!!

4. Минута молчания.

Следующей страницей презентации является документ «Цена победы», представляющий настолько жесткий мартиролог смертей и разрушений за годы войны, что одно лишь его прочтение без комментариев на фоне стука метронома позволяет представить масштабы потерь, которые понесла наша страна в годы войны.

Цена войны

По официальным сообщениям,
на территории СССР было разрушено и уничтожено

1 700 городов 70 000 селений 31 135 фабрик и заводов 1 975 церквей и часовен

84 000 школ и лечебниц 99 876 совхозов и колхозов 44 000 библиотек и театров

1 135 шахт и угольных копей 186 000 тракторов и комбайнов

64 000 км железнодорожного полотна 144 000 км телеграфной линии

48 % электроэнергии 74 % железа 55 % стали

7 000 000 лошадей 57 000 000 голов крупного и мелкого скота

25 000 000 людей осталось без крова

Потери населения СССР
за время второй мировой войны

Иосиф Сталин заявил, что они равнялись 7 млн.

Никита Хрущев говорил о 20 миллионах погибших.

В докладе Михаила Горбачева в мае 1990 года прозвучало: «Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей».

Однако есть основания считать, что они были значительно большими.

К началу войны население СССР составило 197 100 000 человек.

Естественный прирост населения за 1941–1945 гг. 15 400 000 человек

К 1946 году население СССР должно было равняться 212 500 000 человек.

Однако в это время оно равнялось лишь 168 500 000 человек.

Следовательно, потери населения за время войны 44 000 000 человек.

Люди своей смертью купили Победу. Война длилась 120 миллионов 650 тысяч секунд, в ней погибли 27 миллионов советских людей, то есть каждые 6 секунд погибал человек.

И вот она настала, долгожданная Победа!

Завершает презентацию «Дорога памяти» минута молчания – фотографии военных и послевоенных лет подобраны в соответствии с текстом, читаемым диктором.

Завершает занятие беседа с элементами дискуссии:

«На протяжении всей истории Россия не раз была вовлечена в какой-нибудь военный конфликт. Мы говорим – война, не уточняя, какая именно. И чем совершеннее становилось человечество, тем изощреннее и бесчеловечнее войны. От мечей и стрел до ядерного оружия. Многое повидала наша Родина.

– Родина… Как отзывается в вас это слово? Что для вас значит Родина? Вас не задевает, что в любви к Родине, к России признаются так мало? Что такое патриотизм? Считаете ли вы себя патриотом? Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства?

Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой.

– Но что будет с нами, если люди забудут войну и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире? Зачем нам необходимо помнить о событиях Великой Отечественной войны? Какой должна быть наша память? В чем конкретно должна проявляться эта память?

И все-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

Но сейчас, в настоящее время тревога не может покинуть нас, потому что она стала стучаться в каждый дом. Войны последних десятилетий породили страшное слово: терроризм. Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чём не повинных людей, происходит захват заложников. Всё это результат забвения памяти, которое порождает беспечность по отношению к Родине. Допускать этого никак нельзя, потому что Родина – одна и она нуждается в нашей защите».

Итак, компьютерная презентация, направленная на создание образа войны, показывает учащимся героизм и мужество защитников Отчизны, воспитывает у детей чувства патриотизма и гордости за историю родной страны, великого уважения к борцам за свободу, развивает у них представление о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека.

Данное мероприятие наглядно показывает, как пробудить в ребенке патриотизм, как задеть его струны души объединенными силами искусства и истории.

Цель занятия «Дорога памяти»» – сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку, живопись, документы и фотографии, эмоциональное восприятие значения и содержания событий Великой Отечественной войны, воспитание гражданственности и преданности Родине.

Применение компьютерной техники способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития школьника. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить разнообразные источники информации, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солдат - всегда солдат"

Конспект внеурочного мероприятия по физкультуре...

Воспитательский час «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» для 7-8 классов

Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся, привлечение  воинов в запасе к активному участию в воспитательном процессе.Задачи:1.     воспитание гражданской ответств...

Рассказ о солдате А.Н. Истратове «И было у солдата два желания: поесть досыта и умереть на родной земле…»

День Победы… «Праздник с сединою на висках», как поётся в песне. Всё дальше и дальше уходит от нас эта дата. Дорогой ценой досталась  русскому народу Великая Победа! И как мало остаётся тех людей...

Сценарий конкурса смотра и песни "Солдатами не рождаются, солдатами становятся", посвященный Дню Защитников Отечества

Праздник День Защиты Отечества - это  дань нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен до наших дней, мужественно защищавших родную землю от захватчиков....

Сценарий конкурсной программы "Солдат всегда солдат!"

Участники: учащиеся школы.Цели:1) способствовать формированию у учеников потребности быть достойными защитниками своего Отечества;2) содействовать проявлению учащимися своей индивидуальности....

Солдатами не рождаются, солдатами становятся.

Цель: военно-патриотическое воспитание учащихся, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе. Задачи: 1. воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истор...

День неизвестного солдата "Ты же выжил солдат!"

Данное мероприятие было посвящено Дню Неизвестного Солдата. Этот праздник отмечается с 2007 года по указу президента. Познавательное занятие интересное, материал подобран в соответствии с возрастными ...