Классный час по теме "Общение, вербальное и невербальное"
классный час (9 класс) по теме
Конспект классного часа по теме "Общение, вербальное и невербальное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.kl_.chas_..doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 9 классе.
«Общение, вербальное и невербальное».
Цели и задачи:
- знакомство с понятиями вербальное и невербальное общение,
- развитие речевых навыков учащихся и навыков невербальной выразительности,
- формирование у учащихся навыков позитивного общения,
- освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным,
- формирование навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства,
- формирование толерантного отношения к окружающим людям.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Мини-лекция учителя. Общение вербальное и невербальное.
3. Игра «Комплименты».
4. Сложная ситуация. Выходим без потерь…
5. Ролевая игра «Здравствуйте…»
6. Упражнение «Говорящая поза».
7. Подведение итогов классного часа.
Конспект классного часа.
- Организационный момент. Целесообразно класс разбить на группы, т.к. ролевые игры, предполагаемые в процессе проведения классного часа, будут более успешными в группах.
- Мини-лекция учителя на тему «Вербальное и невербальное общение».
Человек – понятие общественное, в процессе жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Я думаю, что никто из присутствующих не будет умалять важность общения в человеческой жизни.
Общение или коммуникацию можно разделить вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.
Вербальное (т.е. речевое )общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и , что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.
Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.
Давайте сегодня посмотрим , насколько мы умеем общаться , как вербальными, так и невербальными способами.
- Игра «Комплименты».
Как вы думаете, каким должно быть наше высказывание, чтобы его приятно было слушать?
(Варианты ответов учеников : правильным, точным, красивым и т. д.)
Каким, по-вашему, должен быть тон высказывания?
Стр. 1.
(Варианты уч-ся сводятся, как правило, к доброжелательности).
Я предлагаю вам потренироваться в доброжелательности. Давайте сыграем в игру, она называется «Комплименты».
Играющие встают в круг и, оборачиваясь друг к другу, говорят комплименты, стараясь быть предельно искренними.
(Получается это далеко не всегда у всех.)
- Сложная ситуация. Выходим без потерь…
Посмотрите, как порой непросто сказать другому нужные слова. А как тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит очень многое.
Представьте себе ситуацию, в которой может оказаться любой из учащихся :
Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.
Ваши первые слова, которые он услышит?
(Как правило, ученики стремятся обвинить другого и сами же говорят, что конфликт неизбежен.)
Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?
С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?
( Ты…..)
Я предлагаю попробовать по-другому…
Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …
1. Я надеюсь…
2. Я жду…
3. Мне хотелось бы…
4. Я был бы рад, если бы…
5. Я боюсь, что…
6. Меня обижает, когда…
7. Я думаю, что…
8. Я сожалею, что…
9. Мне кажется, что…
10. Я дорожу…
Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения раздражением,
Стр. 2.
даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.
- Ролевая игра «Здравствуйте…»
Если помните, я сказала о том, что невербальные способы общения говорят о нас с вами гораздо больше, нежели вербальные .
Вспомните, какие способы общения мы считаем вербальными и какие невербальными. Подумайте, а к какому способу общения вы отнесете приветствие людьми друг друга ?
У каждого народа здесь свои культурные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми способами здороваться, принятыми у людей других национальностей.
Группам учащихся раздаются распечатанные описания приветственных жестов разных народов с предложением их продемонстрировать.
- Если вы из Тибета, То при приветствии вы покажете собеседнику язык, обнимите его и потретесь друг о друга носами.
- Если вы из Эфиопии, вы положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударите себя ею по груди. Можно осторожно обнять друга, но при этом нельзя дотрагиваться до его затылка.
- Если вы из Тибета, вы пожмете руку своего визави обеими руками, так вы покажете ему, что принимаете его близко к сердцу.
- Если вы из Франции, дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.
- Если вы из Японии, на расстоянии трех шагов поклонитесь (руки должны быть опущены вдоль туловища).
- Если вы из племени Туарег, подайте руку собеседнику ладонью вверх, следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони друга.
- Если вы из племени Маори, согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.
- Если вы из России, пожмите друг другу руки.
- Упражнение «Говорящая поза».
Трудно научиться общаться, а необходимо.
Как вы думаете, что мешает людям понимать другого ?
(Учащимися называются разные причины, но учитель акцентирует внимание на невнимательности человека, на его сосредоточенности на собственных проблемах и нежелании или неумении понять другого.)
Стр. 3.
Поучимся понимать друг друга без слов.
Игра «Говорящая поза».
Участники садятся в круг, им предлагается занять позу, выражающую их состояние на данный момент или же позу, которая, по их мнению, ярко запечатлевает какое-то внутреннее состояние человека.
Зрители делают предположения о значении позы, а играющий молчит до тех пор, пока всем не станет ясной его задумка.
- Подведение итогов классного часа.
Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь общаться, что значит быть внимательным не только к себе, но и к другим.
Стр. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.
В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...
Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки
С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой ко...
Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....
Занятие по вербальному и невербальному общению "Пойми меня"
Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собес...
Технологическая карта занятия Тема: «Вербальное и невербальное общение»
Занятие с ребенком с ОВЗ. Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно ум...
Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны
Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...