Классный час по теме "Общение, вербальное и невербальное"
классный час (9 класс) по теме

Ивушкина Ольга Павловна

Конспект классного часа по теме "Общение, вербальное и невербальное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.kl_.chas_..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе.

 «Общение, вербальное и невербальное».

Цели и задачи:

  1. знакомство с понятиями  вербальное и невербальное общение,
  2. развитие речевых навыков учащихся и навыков невербальной выразительности,
  3. формирование у учащихся навыков позитивного общения,
  4. освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным,
  5. формирование навыка в толерантной  манере выражать свои мысли и чувства,
  6. формирование толерантного отношения к окружающим людям.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Мини-лекция учителя. Общение вербальное и невербальное.

3. Игра «Комплименты».

4. Сложная ситуация. Выходим без потерь…

5. Ролевая игра «Здравствуйте…»

6. Упражнение «Говорящая поза».

7. Подведение итогов классного часа.

Конспект классного часа.

  1. Организационный момент.  Целесообразно класс разбить на группы, т.к. ролевые игры, предполагаемые в процессе проведения классного часа, будут более успешными в группах.
  2. Мини-лекция учителя на тему «Вербальное и невербальное общение».

Человек – понятие общественное, в процессе жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Я думаю, что никто из присутствующих не будет умалять важность общения в человеческой жизни.

Общение или коммуникацию можно разделить вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.

        Вербальное (т.е. речевое )общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и , что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.

        Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.

        Давайте сегодня посмотрим , насколько мы умеем  общаться , как вербальными, так и невербальными способами.

  1. Игра «Комплименты».

Как вы думаете, каким должно быть наше высказывание, чтобы его приятно было слушать?

              (Варианты ответов учеников : правильным, точным, красивым и т. д.)

      Каким, по-вашему, должен быть тон высказывания?

Стр. 1.

              (Варианты уч-ся сводятся, как правило, к доброжелательности).

Я предлагаю вам потренироваться в доброжелательности. Давайте сыграем в игру, она называется «Комплименты».

                   Играющие встают в круг и, оборачиваясь друг к другу, говорят комплименты, стараясь быть предельно искренними.

 (Получается это далеко не всегда у всех.)

  1. Сложная ситуация. Выходим без потерь…

      Посмотрите, как порой непросто сказать другому нужные слова. А как тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит очень многое.

       Представьте себе ситуацию, в которой может оказаться любой из учащихся :

                   Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.

Ваши первые слова, которые он услышит?

              (Как правило, ученики стремятся обвинить другого и сами же говорят, что конфликт неизбежен.)

         Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?

         С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?

  ( Ты…..)

         Я предлагаю попробовать по-другому…

Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …

1. Я надеюсь…

2. Я жду…  

3. Мне хотелось бы…

4. Я был бы рад, если бы…

5. Я боюсь, что…

6. Меня обижает, когда…

7. Я думаю, что…

8. Я сожалею, что…

9. Мне кажется, что…

   10. Я дорожу…

  Знаете ли вы, что  ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения раздражением,

Стр. 2.

даже если он не прав. Использование же в речи высказываний  «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.

  1. Ролевая игра «Здравствуйте…»

      Если помните, я сказала о том, что невербальные способы общения говорят о нас с вами гораздо больше, нежели вербальные .

           Вспомните, какие способы общения мы считаем вербальными и какие  невербальными. Подумайте, а к какому способу общения вы отнесете  приветствие людьми друг друга ?

           У каждого народа здесь свои культурные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми способами здороваться, принятыми у людей других национальностей.

           Группам учащихся раздаются распечатанные  описания приветственных жестов разных народов с предложением их продемонстрировать.

  1. Если вы из Тибета, То при приветствии вы покажете собеседнику язык, обнимите его и потретесь друг о друга носами.
  2. Если вы из Эфиопии, вы положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударите себя ею по груди. Можно осторожно обнять друга, но при этом нельзя дотрагиваться до его затылка.
  3. Если вы из Тибета, вы пожмете руку своего визави обеими руками, так вы покажете ему, что принимаете его близко к сердцу.
  4. Если вы из Франции, дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.
  5. Если вы из Японии, на расстоянии трех шагов поклонитесь (руки должны быть опущены вдоль туловища).  
  6. Если вы из племени Туарег, подайте руку собеседнику ладонью вверх, следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони  друга.
  7. Если вы из племени Маори, согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.  
  8. Если вы из России, пожмите друг другу руки.

  1. Упражнение «Говорящая поза».

                   Трудно научиться общаться, а необходимо.

              Как вы думаете, что мешает людям понимать другого ?

(Учащимися называются разные причины, но учитель акцентирует внимание на невнимательности  человека, на его сосредоточенности на собственных проблемах и нежелании или неумении понять другого.)

Стр. 3.

     Поучимся понимать друг друга без слов.

Игра «Говорящая поза».

      Участники садятся в круг, им предлагается занять позу, выражающую  их состояние на данный момент или же позу, которая, по их мнению, ярко запечатлевает какое-то внутреннее состояние человека.

      Зрители делают предположения о значении позы, а играющий молчит до тех пор, пока всем не станет ясной его задумка.

  1. Подведение итогов классного часа.

Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь общаться, что значит быть внимательным не только к себе, но и к другим.

                                         

Стр. 4.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки

С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой ко...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Занятие по вербальному и невербальному общению "Пойми меня"

Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собес...

Технологическая карта занятия Тема: «Вербальное и невербальное общение»

Занятие с ребенком с ОВЗ. Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно ум...

Рабочая программа по учебному предмету «Вербальная и невербальная коммуникация» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественны

    Цель: способствовать формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального...