«Дидактические игры как средство развития познавательной активности на уроках химии»
статья по химии
В статье расрывается педагогическая ценность игровой технологии в образовательной деятельности и дается краткий обзор примеров использования игр на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры как средство развития познавательной активности на уроках химии»
Боякова Ирина Ивановна
учитель химии
ГБОУ школа № 438 Приморского района Санкт-Петербурга
С переходом на новые стандарты в образовании идет активный поиск инноваций как в теории, так и в практике школьного преподавания. Это включает в себя разработку новых подходов к совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения. В новом подходе роль учителя меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а ученик — лишь пассивным получателем информации. Новые стандарты побуждают к переосмыслению качества преподавания школьных предметов, к построению образовательного процесса на основе активизации деятельности обучающихся на уроках.
Согласно Г.К.Селевко «Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам». Таким образом, внедрение дидактических игр или хотя бы их элементов в образовательный процесс может способствовать учителю в организации и проведении уроков в соответствии с современными требованиями.
Основными элементами дидактической игры являются:
- педагогический замысел,
- правила, определяющие последовательность действий и поведение обучающихся во время игры. Они способствуют созданию рабочей атмосферы на уроке и проявлению самостоятельности и умственной активности обучающихся;
- образовательное содержание;
- оборудование (раздаточный материал) при необходимости;
- итог игры.
Учебные игры предоставляют обучающимся возможность не только наблюдать, но и активно решать сложные задачи, что способствует переносу знаний и опыта из учебной среды в реальную жизнь, позволяя применять теоретические знания на практике в ходе выполнения игровых заданий. В игровой ситуации ранее не вызывающий интереса и труднодоступный материал усваивается легче и успешнее.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Использование во время урока игр может быть направлено на решение следующих целей:
- дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующая: саморегуляция, обучение общению.
Эффективность процесса обучения возрастает с увеличением степени самостоятельности, предоставляемой обучающимся при выполнении учебных задач.
Дидактическая игра может проявляться в форме вопроса, направляющего процесс игры, либо загадки, придавая игре познавательную окраску и предъявляя требования к знаниям участников, поэтому обычно содержание разработки дидактических игр по химии включает в себя так называемые «вербальные игры», такие как химические ребусы, шарады, кроссворды, чайнворды, анаграммы, игры «Третий лишний» или «Найди ошибку», логические цепочки. Такие игры не требуют больших приготовлений и помогают не только закрепить знания химической символики и облегчить запоминание названий химических элементов, а также формул, но и развивать такие психические качества, как память, внимание, воображение и наблюдательность.
Для введения в тему можно простимулировать интерес обучающихся игрой «Верите ли вы, что...». Обобщающие уроки можно проводить в формате игровых путешествий и кейсов. Эти задания отличаются от тех задач, которые ученики решают на уроках, что требует от них применения воображения, а также знаний, приобретенных в ходе другой деятельности или основанных на предыдущем опыте.
Большую эффективность имеют деловые игры, в которых обучающиеся примеряют на себя профессии, напрямую связанные с предметом: лаборант, биохимик, химик-технолог, химик-эколог. Эти игры могут проводиться по темам, связанным с экологическими проблемами или при выполнении лабораторных заданий, и помогают ребятам понять не только сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности, получить информацию о составе и свойствах веществ, увидеть межпредметную взаимосвязь, но получить представление о специфике профессий, связанных с химией. В таких деловых играх одни задания требуют применения ранее полученных знаний, проведения опытов и доказательных экспериментов, другие - проявления сообразительности, эрудиции и использования дополнительной информации.
Для того, чтобы игра была эффективной, ее использование должно быть целесообразным, она должна быть рассчитана не более, чем на один урок, соответствовать теме урока, охватывать всех учеников, быть достаточно простой для понимания, динамичной и посильной, и обязательно должна иметь объективные критерии оценивания результата.
Одним из перспективных направлений является разработка и применение онлайн-игр и викторин по химии. Современные технологии позволяют создавать интерактивные обучающие платформы, которые делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Такие ресурсы могут содержать виртуальные лабораторные работы, цифровые лаборатории, 3D-модели молекул и другие наглядные материалы, способствующие лучшему пониманию сложных химических концепций.
Хороший результат дает также и оформление тематических стенгазет. Их можно использовать в качестве обобщения изученного материала в рамках темы или как средство расширения кругозора по предмету в рамках проведения предметных недель естественно-научного цикла.
Использование игровых технологий – это не просто развлечение на уроке, а мощный инструмент для создания мотивирующей образовательной среды. Правильно организованная дидактическая игра способна вовлечь в процесс обучения даже самых пассивных учеников, стимулируя их познавательный интерес и активизируя мыслительную деятельность. Важно помнить, что игра должна быть тщательно продумана и интегрирована в учебный процесс, а не являться случайным эпизодом.
Игровой метод необходимо использовать более широко в образовательном процессе, причем делать это систематически, а не эпизодически. Только целенаправленное и регулярное применение дидактических игр может повысить эффективность учебной деятельности и обучение в целом, а также привести к значительным изменениям в основных качествах личности ребенка.
Применение дидактических игр в обучении химии открывает новые горизонты для повышения качества образования. Они позволяют не только закрепить полученные знания, но и развить у обучающихся критическое мышление, творческие способности и навыки работы в команде, необходимые для успешной адаптации в современном мире, а самое главное – способствуют формированию положительной Я-концепции личности обучающихся через создание посредством игровой деятельности на уроках ситуации успеха. Важно, чтобы учитель постоянно совершенствовал свои навыки в области игровых технологий и творчески подходил к разработке учебных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"
"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"
"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
Создание игровой атмосферы на уроке и внеурочной деятельности развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание....
Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников....