Конспект урока по теме "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_reaktsii_i_priznaki_protekaniya.docx | 82.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций»
Тип урока: приобретение новых знаний.
Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.
Цели: Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.
Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы: Беседа, демонстрация опытов; самостоятельная работа с карточками.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, твердые вещества: хлорид аммония, карбонат кальция, магний, перманганат калия, растворы: гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин.
Ход урока
Слайд 1. Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и тема нашего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций».
Слайд 2. Целью нашего урока сегодня является вспомнить, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга, а также познакомиться с признаками химических реакций.
Слайд 3. Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить правила техники безопасности, т.к. во время урока вам будут демонстрироваться опыты.
Слайд 4. Итак, давайте вспомним, на какие два вида можно разделить все явления? Явления могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?
Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.
Слайд 5-6. Назовите примеры физических и химических явлений.
Слайд 7. Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие явления относят к физическим, а какие – к химическим. Я предлагаю вам выполнить упражнение.
Задание 1. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие – химическими:
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• выпадение дождя;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.
Слайд 8. Учащиеся меняются работами с соседями по парте, проверяют правильность выполнения работ и выставляют отметки, используя предложенные критерии:
«5» – без ошибок,
«4» – 1–2 ошибки,
«3» – 3–4 ошибки.
Слайд 9-16. Итак, химические явления по-другому также называют химическими реакциями. Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, происходит химическая реакция, которая сопровождается каким-либо внешним признаком. Эти признаки мы с вами можем наблюдать с помощью органов зрения, обоняния или осязания. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция.
Демонстрация опытов
Опыт №1. «Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия»
Опыт №2. «Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой»
Опыт №3. «Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди»
Опыт №4. «Взаимодействие гидроксида меди с серной кислотой»
Опыт №5. «Разложение перманганата калия»
Опыт №6. «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой»
Опыт №7. «Горение магния»
Слайд 17. А теперь назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
Слайд 18. Далее учащиеся записывают определения реакций, протекающих с выделением и поглощением тепла.
Слайд 19. Выполнение упражнения
Задание 2. Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:
а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;
б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;
в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;
г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж;
Ответ. экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г).
Используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций
Химические реакции | |
Условия возникновения | Условия протекания |
1. приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение). 2. нагревание веществ до определённой температуры. | 1. тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо) 2. нагревание (возможно) а) для начала реакции б) постоянно (на протяжении всей реакции) |
Слайд 20. Заключительная часть
Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.
Слайд 21. Домашнее задание
Заполнить таблицу
По учебнику О.С.Габриеляна «Химия -8 класс» § 26
Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.
Опыт 1
Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.
Наблюдаем:
1. обугливание, то есть изменение цвета;
2. появление запаха.
Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)
Опыт 2
Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.
Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)
Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.
Опыт 3
1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.
2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).
Наблюдаем выделение пузырьков газа.
|
Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОРов....
Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций
Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Конспект урока по теме "Химические реакции"
Урок повторения и расширия знаний о химических реакциях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравнении как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...
Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...