Внеклассное мероприятие «Химия – чудесная наука»
план-конспект урока по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Внеклассное мероприятие «Химия – чудесная наука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1113-00063f1a-06c8f65e.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Химия – чудесная наука»
Цели мероприятия:
- систематизировать знания учащихся по химии,
- развивать познавательный интерес к предмету,
- доказать практическую значимость химии в жизни человека,
- воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.
- совершенствовать практические умения учащихся.
Оборудование: реактивы для опытов, мел, поваренная соль, скрепка, шерстяной носок, речной песок, стеклянная палочка, резиновые перчатки.
Ход мероприятия
Чтец 1.Солнце, воздух и вода,
Люди, звери, птицы
Без молекул никуда.
Чтоб определиться
Чтец 2. С их количеством большим,
Выдумать названия,
Химики трудом своим,
Опытом и знанием
Чтец 3. Королевство создают,
Умное, прекрасное,
Химией его зовут,
Но оно опасное,
Чтец 1. Если смешивать подряд
Соли и кислоты,
Нарушая строгий ряд,
Путая расчеты.
Чтец 2. А когда все соблюдать,
Помнить про законы,
Можно целый мир создать,
Радостями полный,
Чтец 3. От земли и до небес
И раскрасить ярко,
Будет много в нем чудес –
Химикам не жалко.
(Автор Элени Керра)
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено замечательной науке! В соответствии с инициативой Международного союза теоретической и прикладной химии – ИЮПАК (InternationalUnionofPureandAppliedChemistry – IUPAC) Организация Объединённых Наций объявила 2011-й год Международным годом химии. Идею его проведения, выдвинутую представителями Национального комитета российских химиков, поддержали ряд стран и международное химическое сообщество.
Ведущий 2: Химия – чудесная наука. В настоящее время она занимает одно из важнейших мест в жизни человечества. С чего же возникла эта загадочная наука? (вопрос зрителям, их ответы)
Ведущий 1. Наши ответы подтвердят историки, которые приготовили сообщение об истории возникновения и развития химии как науки.
Историки: Процесс зарождения и формирования химии как науки был длительным во времени, сложным и противоречивым по содержанию. Истоки химических знаний лежат в глубокой древности. В их основе лежит потребность человека получить необходимые вещества для своей жизнедеятельности. Для этого нужно было научиться производить из одних веществ другие, с заданными свойствами, то есть осуществлять их качественные превращения. Химическое производство существовало уже за 3-4 тыс. лет до н.э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, пигменты, краски, духи.
Происхождение названия «химия» не выяснено до сих пор, хотя по этому вопросу существует несколько версий. Согласно одной из них, это название произошло от египетского слова «хеми», что означало Египет, а также «черный». Историки науки переводят этот термин также как «египетское искусство». Таким образом, в этой версии слово химия означает искусство производить необходимые вещества, в том числе и искусство превращать обыкновенные металлы в золото и серебро или их сплавы.
Однако в настоящее время более популярно другое объяснение. Группа ученых полагают, что слово «химия» произошло от греческого термина «химос», который можно перевести как «сок растений». Поэтому «химия» означает «искусство получения соков», но сок, о котором идет речь, может быть и расплавленным металлом. Так что химия может означать и «искусство металлургии».
История химии показывает, что ее развитие происходило неравномерно: периоды накопления и систематизации данных эмпирических опытов и наблюдений сменялись периодами открытия и бурного обсуждения фундаментальных законов и теорий.
Ведущий 1: Спасибо за полезную историческую справку!
Ведущий 2: А сейчас перейдём к следующему этапу нашего мероприятия – конкурсному.
Ведущий 1: Химия – наука, имеющая важное практическое значение! И сегодня мы с вами ещё раз в этом убедимся!
Конкурс 1. «Великое многообразие»
«И хотя они отличаются друг от друга
в существенном, я часто замечал, что
они как нельзя более несходны
в мелочах!»
О. Генри
Ведущий 2: Наш первый конкурс называется «Великое многообразие». Наш мир состоит из большого количества предметов и веществ. Перед командами разложены предметы и вещества. Командам необходимо назвать вещества, из которых сделаны предметы, привести формулы веществ, входящих в их состав. Объяснить, чем эти вещества сходны, а чем отличаются.
Данные вещества и предметы: мел, поваренная соль, скрепка, шерстяной носок, речной песок, стеклянная палочка, резиновые перчатки.
Конкурс 2. «Разноцветная смородина»
«После того как человек определил, что именно необходимо сделать, он может
сделать то, что нужно»
Китайская мудрость.
Ведущий 1: сейчас команды получат инструкции, по которым им необходимо проделать опыт. Затем каждая команда должна объяснить свои наблюдения.
Инструкция: Возьмите несколько капель сока черной смородины. Добавьте питьевую соду. Что наблюдаете? В полученный раствор сока добавьте уксусной (или лимонной) кислоты. Какие изменения наблюдаете? Объясните все свои наблюдения. (Наблюдения: при добавлении питьевой соды сок становится синим, при добавлении кислоты – темно-красная окраска возвращается. Это можно объяснить тем, что в соке смородины содержатся природные индикаторы – красящие вещества растений – антоцианы, которые и обеспечивают разнообразие окраски цветов и плодов растений. При действии на них кислот или щелочных растворов, они меняют свой цвет.)
Оценивается правильность выполнения опыта, наблюдения и верно ли было дано объяснение полученных результатов.
Конкурс 3. « Химия для здоровой красоты»
«В жизни есть некоторые вещи,
которые непременно должны
существовать вместе»
О. Генри
Ведущий 2: Здоровье и красота неотделимы друг от друга. Сегодня средства гигиены и косметики прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Как же выбрать самый короткий путь к красоте? Снова нам на помощь приходит химия.
Ведущий 1: Наше следующее задание заключается в том, что командам необходимо рассчитать массу вещества, входящего в состав крема для рук. Каждая команда сейчас получит условия задачи, которую нужно решить как можно быстрее.
Задача: Для ухода за кожей рук рекомендуют использовать эмульсионные кремы на основе вазелинового масла, в которых содержится до 14% пчелиного воска, около 35% воды и 1% тетрабората натрия Na2B4O7. Рассчитайте массу декагидрата тетрабората натрия Na2B4O7 *10Н2О, который требуется для приготовления 60 г такого крема.
Конкурс 4. « Что мы едим?»
«Без пищи люди не могут существовать»
А.П. Чехов
Ведущий 2: А сейчас командам предстоит доказать на практике, что яйца, которые мы употребляем в пищу, содержат белок. Опыт нужно обосновать теоретически.
Командам можно пользоваться следующими реактивами:
1) яичный белок, 1% раствор (белок куриного яйца фильтруют через марлю и разводят дистиллированной водой 1:10);
2) NaOH, 10% раствор;
3) концентрированная азотная кислота;
4) Cu(OH)2, 1% раствор.
Команды могут провести цветные реакции на белки: биуретовую или ксантопротеиновую.
Биуретовая реакция на пептидную связь.
В основе ее лежит способность пептидных связей (-CO-NH-) образовывать с сульфатом меди в щелочной среде окрашенные комплексные соединения, интенсивность окраски которых зависит от длины полипептидной цепи. Раствор белка дает сине-фиолетовое окрашивание.
Реактивы: 1) яичный белок, 1% раствор (белок куриного яйца фильтруют через марлю и разводят дистиллированной водой 1:10);
2) NaOH, 10% раствор;
3) Cu(OH)2, 1% раствор.
Ход определения. В пробирку вносят 5 капель раствор яичного белка, 3 капли NaOH, 1 каплю Cu(OH)2, перемешивают. Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовое окрашивание.
Ксантопротеиновая реакция.
При добавлении к раствору белка концентрированной азотной кислоты и нагревании появляется желтое окрашивание, переходящее в присутствии щелочи в оранжевое. Сущность реакции состоит в нитровании бензольного кольца циклических аминокислот азотной кислотой с образованием нитросоединений, выпадающих в осадок. Реакция выявляет наличие в белке циклических аминокислот.
Реактивы:
1) яичный белок, 1% раствор;
2) концентрированная азотная кислота;
3) NaOH,10% раствор.
Ход определения. К 5 каплям раствора яичного белка добавляют 3 капли азотной кислоты и (осторожно!) нагревают. Появляется осадок желтого цвета. После охлаждения добавляют (желательно на осадок) 10 капель NaOH, появляется оранжевое окрашивание.
Заключительный этап «Волшебное пламя»
«Природа неистощима в своих выдумках»
И. Ньютон
Ведущий 1: Вот и подошёл к концу наш вечер удивительных открытий и маленьких чудес. А сейчас слово предоставляется жюри. Подведение итогов.
Ведущий 2: Химия – это наука, которая вносит красоту и яркость в нашу жизнь, наука, которая обеспечивает нашу жизнь самыми необходимыми веществами. Изучайте химию, любите её, и ваша жизнь станет намного интереснее и полезнее!
Учитель показывает опыт «Вулкан Бёттгера». Насыпают в фарфоровую чашу горку кристаллов дихромата аммония, подносят к ней горящую лучинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Красота точных наук"
Внеклассное мероприятие "Красота точных наук", представлено единство особенностей математики, физики и информатики – это также особенность, которая и составляет их красоту....
Внеклассное мероприятие "Математика-царица наук!"
Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов "Математика-царица наук!". Применяется игровая технология с применением ИКТ....
Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес»
Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Поэтому цель внеклассного мероприятия: пробудить у школьников интерес к предмету, рас...
Внеклассное мероприятие "Дружба - чудесное слово"
Конспект внеклассного мероприятия "Дружба - чудесное слово" для учащихся 6 класса с ОВЗ....
Внеклассное мероприятие "Химия-увлекательная наука"
Учащихся 8–9х классов знакомятся и продолжают изучать науку химию, чтобы формировался интерес к этому предмету, чтобы изучали его с увлечением и желанием. В данном мероприятии учени...
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес"
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес" ...
Внеклассное мероприятие «Химия - чудесная наука»
Цели мероприятия:систематизировать знания учащихся по химии,развивать познавательный интерес к предмету,доказать практическую значимость химии в жизни человека,воспитывать самостоятельность в приобрет...