План работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми
консультация по химии

Чилданова Ольга Александровна

             Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости обучающихся остаётся одной из актуальных проблем в школе. Главный смысл в работе учителя - это создание каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabouspevayushchimi_uchenikami.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: 2-2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественнонаучного цикла протокол № 6 от «21» мая  2022 г.

Руководитель МО_____/Дацева Т.А./

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«СОШ № 1 г. Анадыря»

____________О.А. Бойцова

№  01-17/77  от «29 »    мая 2022 г.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми

на 2023-2024 учебный год

                                              Составитель: Чилданова О.А.

Анадырь, 2023 г.

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

             Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости обучающихся остаётся одной из актуальных проблем в школе. Главный смысл в работе учителя - это создание каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом может изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Цель:

- ликвидация пробелов у учащихся по учебному предмету химия;

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика;

- создание индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Чтобы помочь слабоуспевающим ученикам, первым делом учителю необходимо:

1. Выявить причины, почему ученик не успевает по твоему предмету.

2. Определить пути решения как помочь ученику.

3. Составить памятку, план и формы индивидуальной работы.

I. Результат неуспеваемости обучающихся это итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, они трактуются как однородные: акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) -  все попадает в причины неуспеваемости. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости 

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

- отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников, учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления.  Видеть общее и. д.

  1. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

  1. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется: отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью и т. д.

  1. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

  1. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

  1. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от  

усилий в учебной деятельности.

  1. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

  1. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала

  1. Низкая работоспособность при утомляемости.при истощаемости, при медленном темпе работы.
  2.  Здоровье школьника.

II.Способы решения проблемы неуспеваемости:

- для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач;

- учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

- разнообразить виды деятельности на уроке;

- проветривать кабинет;

- проводить интересные физминутки.

Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности особенности организма школьника; особенности личности школьника; бытовые условия; особенности воспитания в семье; особенности обучения и воспитания в школе; причины недостатков бытовых условий; условия, порождающие недостатки воспитания в семье;  условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- деформированные задания;

- карточки – тренажеры;

- творческие задания;

- “карточки-информаторы”;

- “карточки-с образцами решения”;

- “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

- стремиться понять и принять каждого ребёнка;

- создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;

- уметь встать на позиции ученика;

- уметь вести непринуждённый диалог;

- стремиться к внешней занимательности;

- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

- учить работать с таблицами, схемами и другим справочным материалом по химии.

Проявлять:

- разумную требовательность;

- неиссякаемое терпение;

- справедливую строгость;

- веру в возможности ученика.

- НЕТ насмешливому тону!

В обучении применять:

- опережающее обучение,

- различные формы групповой работы,

- взаимоопрос, самоконтроль,

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах

обучения.

        Для успешной организации работы с неуспевающими учениками необходимо:

- подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику),

- проводить дополнительные консультации,

- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток;

творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,

- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

- напоминать прием и способ выполнения задания,

- сделать ссылку на правило,

-проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),

- регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.

         Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

- особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;

- направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

- неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;

- учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника;

- неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

           Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха, даже не значительные. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд.

 

III.  План работы со слабоуспевающими учениками 

1. В середине сентября провести тест, который охватывает все важные темы.

2. Проводить анализ допущенных ошибок.

3. Определить причины низкой успеваемости:

4. Определить виды индивидуальной работы.

5. В конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля

проводить самодиагностику.

                       Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микргруппах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности

до среднего уровня.

5. Использование карточек - подсказок, тренажеров.

6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

                        Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении

индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)    

5. Индивидуальные консультации после уроков, на каникулах.

6. Привлечение к проектной работе.

7. Беседы с родителями, классным руководителем.

                 Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учить учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Предвидеть возможные затруднения по предмету и обучать способам их преодоления.

                 

План работы со слабоуспевающими учащимися:

Главный смысл моей деятельности состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие ребенка, его отношение к школе в целом, и, к предмету, в частности.  Только учитель может помочь слабоуспевающему ученику стать успешным. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

- пропуски занятий по болезни;

- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

- педагогическая запущенность;

- отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;

- неблагополучная семья;

- прогулы.

Цель:

- ликвидация пробелов по химии;

-  создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

План работы со слабоуспевающими учащимися на учебный год.

Мероприятия

Срок

1

Проведение стартового контроля знаний учащихся по основным разделам учебного материала.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течении

учебного года

4

Используя индивидуально-дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течении

учебного года

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течении

учебного года

6

Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течении

учебного года

7

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету.

В течении

учебного года

8

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся. Учить детей навыкам самостоятельной работы

В течении

учебного года

9

Подведение итогов

Конец учебного

года

Примерный индивидуальный образовательный маршрут ученика

Возраст

14 -15 лет, 8 класс

Трудности в обучении

– низкая мотивация к изучению предмета химии;

– высокий уровень тревожности;

– страх самовыражения;

– страх проверки домашнего задания;

– затруднения с пониманием, анализом материала;

– пропуски занятий по болезни.

Команда сопровождения

Учитель химии, школьный психолог, родители.

Партнеры

Педагогический совет, учебно-воспитательный отдел,  

МО учителей естественно-научного цикла,

классный руководитель, социально-психологическая служба,

родители или законные представители.

Ожидаемые результаты

Развитие стойкой мотивации к изучению учебного предмета, успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке, развитие читательской и естественно-научной грамотности, повышение мотивации к изучению предмета химии.

Формы работы

Участие в предметной неделе, классно-урочные формы (работа в парах, группах), разноуровневые задания, конкурсы, викторины, участие в внеклассных мероприятиях по предмету, в групповой проектной деятельности на уроке, индивидуальные занятия, беседы с родителями об успеваемости.

         Считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2016-2017уч.г Предмет: Биология. Химия. Учитель Н.В. Леванских

Цель:  добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся. Задачи:1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации2.Создание у...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Что же такое неуспеваемость?Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной прогр...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

           Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источни...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Описание работы с неуспевающими учениками...