Дидактический материал по теме "Разделение смесей"
картотека по химии (8 класс)

Задания -карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka_smesi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1.

1. Распределите явления на две группы. Дайте обоснованный ответ.

А) горение свечи;

Б) таяние снега;

В) плавление парафина;

Г) прокисание молока;

Д) превращение железа в ржавчину;

Е) кипение воды в чайнике.

Приведите свои примеры.

 Карточка №2

Разделите на две группы следующие смеси:

А) смесь поваренной соли и воды

Б) смесь глины и воды

В)  смесь мела и воды

Г)  смесь сахара и воды

Д)  смесь мела и железных опилок

Г)  воздух

 Карточка № 3

 Предложите способ разделения смеси:

            А) медь и древесные опилки;

            Б) бензина из нефти

            В) речного песка и воды

            Г) растительного масла и воды

            Д) медного купороса из его раствора в воде

 Карточка №4

Вспомните сказку «Василиса Прекрасная». В ней тоже есть проблемы, имеющие отношение к сегодняшнему уроку. Баба Яга потребовала  от Василисы, чтобы та отделила рожь от фасоли и мак от земли.

Василиса справилась при помощи волшебства. Предложите свои варианты решения, основанные на химических знаниях.

Карточка №5

 Роман И.Стаднюка «Москва: 41-й» посвящен трудному периоду Великой Отечественной войны. Но «на войне как на войне»: рядом с трагическим было и смешное. Приведем разговор военоначальников между собой:

-Михаил Алексеевич, ты извини нас, недообразованных. Мы иностранными языками не владеем, специальных институтов не заканчивали. Поясни нам, пожалуйста, как можно из смеси керосина и спирта (топливо, используемое для заправки грузовиков) получить раствор спирта?                             - Это у химиков надо спросить, - озадаченно ответил полковник Шалин.                                                   – Гвоздь нужен! – весело воскликнул генерал Прохоров. – И четырехклассное образование!... Впрочем, и оно ни к чему! Его молоток заменяет!.

Как с помощью молотка и гвоздя решить эту проблему в полевых условиях?

Карточка № 6

Случай в Заполярье. «Экипаж снегохода  должен был спасать маленькую полярную экспедицию, но злоумышленники насыпали сахар в бочки с бензином. Экипаж машины попытался очистить бензин перегонкой, но способ оказался малопроизводительным. И тут судьба улыбнулась полярникам. Химик нефтяной компании предложил простой и эффективный способ очистки бензина от сахара».  А. Маклин «Ночь без конца».

 

Карточка №7

Как вы думаете, что предложил химик?

Агрегатное состояние веществ в смеси

Примеры смесей

Твердое-твердое

?

Жидкое-жидкое

?

Твердое-газообразное

?

Газ-газ

?

Твердое-жидкое

?

Ответы:

руппа:  Случай в Заполярье. «Экипаж снегохода  должен был спасать маленькую полярную экспедицию, но злоумышленники насыпали сахар в бочки с бензином. Экипаж машины попытался очистить бензин перегонкой, но способ оказался малопроизводительным. И тут судьба улыбнулась полярникам. Химик нефтяной компании предложил простой и эффективный способ очистки бензина от сахара».  А. Маклин «Ночь без конца».

Как вы думаете, что предложил химик?

Ответ: Сначала можно воспользоваться различной растворимостью сахара и бензина в воде. Получить две несмешивающихся жидкости: раствор сахара в воде и бензин. Затем воспользоваться способом разделения -  отстаивание.

 

 2 группа: Роман И.Стаднюка «Москва: 41-й» посвящен трудному периоду Великой Отечественной войны. Но «на войне как на войне»: рядом с трагическим было и смешное. Приведем разговор военоначальников между собой:

-Михаил Алексеевич, ты извини нас, недообразованных. Мы иностранными языками не владеем, специальных институтов не заканчивали. Поясни нам, пожалуйста, как можно из смеси керосина и спирта (топливо, используемое для заправки грузовиков) получить раствор спирта?                             - Это у химиков надо спросить, - озадаченно ответил полковник Шалин.                                                   – Гвоздь нужен! – весело воскликнул генерал Прохоров. – И четырехклассное образование!... Впрочем, и оно ни к чему! Его молоток заменяет!.

Как с помощью молотка и гвоздя решить эту проблему в полевых условиях?

Ответ: Поскольку спирт растворяется в воде, а керосин нет, то можно воспользоваться способом, предложенном в первом задании. Гвоздь и молоток помогут сделать в бочке отверстие для сливания жидкости.

 

3 группа: К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают не только реки и озера, но и целые области Мирового океана. В подтверждение приведем выдержку из дневника Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики»:                                                                 

«Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина».

Подумайте, какими способами можно очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океана.

Ответ: Если бы нужно было отделить нефть от воды в лабораторных условиях, то мы бы воспользовались тем, что эти жидкости не смешиваются. В природных условиях сделать это значительно труднее, так как нефть тонким слоем растекается по поверхности воды на очень большой площади. Эту проблему пытаются решить ученые всего мира, предлагая много более или менее удачных способов.

 

4 группа: Вспомните сказку «Василиса Прекрасная». В ней тоже есть проблемы, имеющие отношение к сегодняшнему уроку. Баба Яга потребовала  от Василисы, чтобы та отделила рожь от фасоли и мак от земли.

Василиса справилась при помощи волшебства. Предложите свои варианты решения, основанные на химических знаниях.

Ответ: Рожь и фасоль отличаются размерами, поэтому следует подобрать сито с соответствующими дырочками и просеять. При этом фасоль останется на сите. Способ фильтрование.

Мак и земля по-разному смачиваются водой. Кроме того, маковые зернышки легкие и будут плавать по поверхности воды, тогда как частички земли упадут на дно. Способ отстаивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»

Дидактический материал по теме  «Уровни организации живой материи»...