Рабочая программа
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа 8-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8-9_klass_2023-2024.docx | 116.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Комитет по образованию
М/О объединение Зам директора по УВР Директор школы
Руководитель: Бутусина Л.А. Кривова А.В Биликов А.Д.
От Приказ№170
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 4976018)
Учебного предмета
«ХИМИЯ»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(для 8-9 классов образовательных организаций)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, а также на основе Примерной программы воспитания обучающихся при получении основного общего образования и с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от N ПК-4вн).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен во многом значением химической науки в познании законов природы, в развитии производительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира; важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе; современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования. В плане социализации оно является одним из условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; 3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков; 4) способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели, как:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
- направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
- обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
- формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
- формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
- развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов — по 2 ч. в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды; процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов); исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение химии в 8-9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся следующих умений:
8 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Первоначальные химические понятия | |||||
Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека | 6 | 0 | 2 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Вещества | 14 | 1 | 0 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Итого по разделу | 20 |
| |||
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ | |||||
Воздух. Кислород. Понятие об оксидах | 5 | 0 | 1 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Водород. | 6 | 1 | 1 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Количественные отношения в химии | 4 | 0 | 0 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Вода. Растворы. Понятие об основаниях | 6 | 1 | 1 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Основные классы неорганических | 12 | 1 | 1 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Итого по разделу | 33 |
| |||
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | |||||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 7 | 0 | 0 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции | 8 | 1 | 0 | -электронный учебник "Химия.8 класс" | |
Итого по разделу: | 15 |
| |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 6 |
|
9 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Вещество и химические реакции | |||||
Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса | 5 | 0 | 0 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Основные закономерности химических реакций | 5 | 0 | 0 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах | 9 | 1 | 1 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Итого по разделу | 19 |
| |||
Раздел 2. Неметаллы и их соединения | |||||
Общая характеристика химических элементов VIIА-группы. Галогены | 4 | 0 | 1 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Общая характеристика химических элементов VIА-группы. Сера и её соединения | 6 | 0 | 0 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Общая характеристика химических элементов VА-группы. Азот, фосфор и их соединения | 5 | 0 | 1 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Общая характеристика химических элементов IVА-группы. | 10 | 1 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | ||
Итого по разделу | 25 |
| |||
Раздел 3. Металлы и их соединения | |||||
Общие свойства металлов | 4 | 0 | 0 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Важнейшие металлы и их соединения | 17 | 1 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | ||
Итого по разделу: | 21 |
| |||
Раздел 4. Химия и окружающая среда | |||||
Вещества и материалы в жизни человека | 3 | 1 | 0 | #1101;лектронный учебник "Химия 9 класс" | |
Итого по разделу: | 3 |
| |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 7 |
|
ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
____________________________ХИМИЯ___________________________________
(наименование учебной дисциплины)
______________________________8________________________________________
(класс)
Планирование составлено на основе рабочей программы
______________________по химии 8-9 классы_______________________________
В соответствии с ФГОС основного общего образования_______________________
( ФГОС начального, основного, среднего общего образования )
УМК: Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков – М.: Просвещение, 2019г.
(указать автора, издательство, год издания)
Количество часов всего:_68___, в неделю __2___
Учитель: Дугарова Наталья Кимовна
Улан-Удэ
2023- 2024 учебный год
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план. | Виды, формы контроля | ||
Всего | Контроль ные работы | Практические работы | ||||
68 | 5 | 6 | ||||
1. | Предмет химии. Роль химии в жизни человека. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
2. | Химия в системе наук. Методы познания в химии. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
3. | Практическая работа № 1. «Знакомство с правилами безопасности и приёмами работы в химической лаборатории. Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
4. | Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
5. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
6. | Практическая работа № 2. «Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли». | 1 | 0 | 1 | Практическая работ | |
7. | Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
8. | Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов. | 1 | 0 | 0 | Химический диктант | |
9. | Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
10. | Составление химических формул по валентности. Нахождение валентности химических элементов по формуле. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
11. | Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Решение задач на вычисление относительной молекулярной массы веществ. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
12. | Массовая доля химического элемента в соединении. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
13. | Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
14. | Физические и химические явления. Химическая реакция. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
15. | Признаки и условия протекания химических реакций. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
16. | Закон сохранения массы веществ. М.В. Ломоносов — учёный-энциклопедист. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
17. | Химические уравнения. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
18. | Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
19. | Обобщение и систематизации знаний по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
20. | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
21. | Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Загрязнение воздуха, способы его предотвращения. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
22. | Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях.Топливо. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
23. | Кислород — химический элемент и простое вещество. Озон. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
24. | Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода. Понятие об оксидах. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
25. | Практическая работа № 3. «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств». | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
26. | Водород — химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе, способы получения. | 1 | 0 | 0 | Практическая работа | |
27. | Физические и химические свойства, применение водорода. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
28. | Практическая работа № 4. «Получение и собирание водорода, изучение его свойств». | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
29. | Понятие о кислотах и солях. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
30. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа | |
31. | Контрольная работа №2 по теме: "Важнейшие соединения неорганических веществ: кислород, водород" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
32. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
33. | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
34. | Решение задач на взаимосвязь количества вещества, объёма и массы газов. Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
35. | Расчёты по химическим уравнениям. Применение закона Авогадро. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
36. | Физические свойства воды. Химические свойства воды. Основания. Круговорот воды в природе. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
37. | Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Роль растворов в природе и в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
38. | Массовая доля вещества в растворе. Вычисления с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
39. | Практическая работа № 5 «Приготовление растворов с определённой концентрацией». | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
40. | Обобщение и систематизация знаний по темам: "Количественные отношения по химии. Вода. Растворы" | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
41. | Контрольная работа №3 по темам: "Количественные отношения по химии. Вода. Растворы" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
42. | Классификация неорганических соединений. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
43. | Оксиды: состав, классификация, номенклатура. Получение и химические свойства оксидов | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
44. | Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
45. | Основания: физические и химические свойства, способы получения | 1 | 0 | 0 | Тестирование | |
46. | Кислоты: состав, классификация, номенклатура, физические свойства | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
47. | Кислоты: химические свойства, способы получения. Ряд активности металлов | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
48. | Соли (средние): номенклатура, способы получения, взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами и солями | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
49. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
50. | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
51. | Вычисления по уравнениям химической реакции | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
52. | Урок обобщения и систематизация по теме: "Важнейшие представители неорганических веществ" | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
53. | Контрольная работа №4 по теме "Важнейшие представители неорганических веществ" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
54. | Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
55. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды, группы, подгруппы. Физический смысл номеров периода игруппы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
56. | Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
57. | Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
58. | Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
59. | Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
60. | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
61. | Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
62. | Ионная химическая связь. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
63. | Степень окисления. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
64. | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
65. | Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
66. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций и схем электронного баланса. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
67. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
68. | Промежуточная аттестация за курс химии 8 класса. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа |
ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
____________________________ХИМИЯ___________________________________
(наименование учебной дисциплины)
______________________________9________________________________________
(класс)
Планирование составлено на основе рабочей программы
______________________по химии 8-9 классы_______________________________
В соответствии с ФГОС основного общего образования_______________________
( ФГОС начального, основного, среднего общего образования )
УМК: Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков – М.: Просвещение, 2019г.
(указать автора, издательство, год издания)
Количество часов всего:_68___, в неделю __2___
Учитель: Дугарова Наталья Кимовна
г.Улан-Удэ
2023- 2024 учебный год
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план. | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
68 | 4 | 7 | ||||
1. | Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
2. | Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением в периодической системе и строением атомов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
3. | Классификация и номенклатура неорганических веществ. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
4. | Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, их генетическая связь | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
5. | Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
6. | Классификация химических реакций по различным признакам. Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
7. | Понятие о скорости химической реакции. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
8. | Обратимые и необратимые химические реакций. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
9. | Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
10. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
11. | Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
12. | Реакции ионного обмена, условия их протекания. Ионные уравнения реакций. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
13. | Химические свойства кислот в свете представлений об электролитической диссоциации. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
14. | Химические свойства оснований в свете представлений об электролитической диссоциации. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
15. | Химические свойства солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
16. | Качественные реакции на катионы и анионы. | 1 | 0 | 0 | Лабораторный опыт | |
17. | Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация" | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
18. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Вещество и химическая реакция. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
19. | Контрольная работа по теме: Вещество и химическая реакция. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
20. | Общая характеристика галогенов. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
21. | Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Качественная реакция на хлорид-ионы. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
22. | Физиологическое действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе. | 1 | 0 | 0 | Тестирование | |
23. | Практическая работа №2. Получение соляной кислоты, изучение её свойств. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
24. | Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
25. | Строение и свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
26. | Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
27. | Серная кислота, физические и химические свойства. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
28. | Промышленный способ получения серной кислоты. Решение задач на нахождение массовой доли выхода продукта реакции | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
29. | Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов) | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
30. | Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
31. | Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
32. | Практическая работа №3. Получение аммиака, изучение его свойств. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
33. | Азотная кислота, её физические и химические свойства. Нитраты. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
34. | Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
35. | Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
36. | Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
37. | Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
38. | Оксиды углерода, их физические и химические свойства, получение и применение. Практическая работа №4. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион. | 1 | 0 | Практическая работа | ||
39. | Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
40. | Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода. Их состав и химическое строение. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
41. | Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
42. | Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе.Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
43. | Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
44. | Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
45. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Неметаллы и их соединения. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
46. | Контрольная работа по теме: Неметаллы и их соединения. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
47. | Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
48. | Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
49. | Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов и основные способы защиты от коррозии. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
50. | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
51. | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
52. | Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
53. | Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
54. | Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
55. | Жёсткость воды и способы её устранения. Практическая работа №6. Жёсткость воды и методы её устранения | 1 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | ||
56. | Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в виде водного раствора с известной массовой долей. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
57. | Алюминий. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. | 1 | 0 | 0 | Практическая работа | |
58. | Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
59. | Железо. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. | 1 | 0 | 0 | Тестирование | |
60. | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
61. | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения» | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
62. | Практическая работа № 8. Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |
63. | Решение задач на вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в избытке или содержит примеси; массовой доли выхода продукта реакции | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
64. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Металлы и их соединения. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» | |
65. | Контрольная работа по теме: Металлы и их соединения. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
66. | Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
67. | Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды. Роль химии в решении экологических проблем. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
68. | Итоговая аттестация по химии за курс основной школы | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...