Скорость химических реакций ( технологическая карта)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Скоробогатова Елена Анатольевна

Химические реакции окружает нас везде и всюду. Готовите ли вы пищу, делаете уборку или спасаетесь от комаров и мошек. Но, одни из этих реакций протекают мгновенно, например, гашение соды уксусом, другие идут медленно, например, скисание молока. Знание скоростей химических реакций имеет очень большое практическое и научное значение. Например, в химической промышленности от скорости химической реакции зависят размеры, производительность аппаратов, качество вырабатываемого продукта и в конечном итоге зарплата работников и себестоимость продукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorobogatova_e.a.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Скорость химических реакций

Учебный предмет, класс

Естествознание, 10 класс.

Тип и вид урока

Урок- практикум

Ведущая(ие) идея(и) курса

Идея взаимозависимости человека и природы.

Ценностно-смысловые ориентиры

Знание скоростей химических реакций имеет большое научное и практическое значение. В химической промышленности при производстве вещества от скорости реакций зависят размеры и производительность аппаратуры, количество вырабатываемого продукта. При практическом использовании химических реакций, важно знать не только с какой скоростью будет протекать данная реакция, но и как нужно изменить условия, чтобы реакция протекала с требуемой скоростью. Знания о скорости химических реакций  необходимы, чтобы управлять ими.

Цели урока

для учителя

для ученика

Создать условия для формирования понятия о скорости химической реакции  и факторов влияющих на неё по средствам организации исследовательской деятельности.

 

Изучить скорость химических реакций, а также условия, при которых ее возможно изменить.

Развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента.

Образовательные результаты

Личностные

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;

- навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской виде деятельности;

- сформированность экологического мышления;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

Метапредметные

Регулятивные УУД

обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД

обучающийся сможет:

- выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 - выделять явление из общего ряда других явлений;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Коммуникативные УУД

обучающийся сможет:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные

- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества;

- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания;

- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья;

- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

Образовательная среда урока

Приборы и материалы: растворы HCl, H2SO4, CH3COOH, H2O2, Zn, Mg, Fe, CuO, MnO2, пробирки, спиртовки, держатель.

Инструкции по выполнению лабораторных работ.

Презентация с различными объектами.

Карточки с заданиями.

Инструкция по технике безопасности.

Тесты.

Таблицы

Смайлики для рефлексии.

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Групповая, индивидуальная, работа с текстом, исследовательский.

  • прием технология проблемного обучения;
  • прием технология коллективного взаимодействия;
  • прием технология критического мышления
  • прием технология кейсов
  • прием технология организации самостоятельной деятельности

Этапы урока:

действия учителя

действия ученика

1. Вызов.

1 Я хочу начать урок с банального вопроса: У кого есть дома холодильник?

-Зачем он вам?

2.Проводит актуализацию знаний обучающихся, (Презентация слайд 1).

3. Слово «скорость» очень часто встречается в книге рекордов Гиннеса. Показывает презентацию с рекордами из книги Гиннеса.

(Презентация слайд 2-6).

Но всегда скорость-это число каких-либо действий в единицу времени.

А что такое скорость в химии?

Химические реакции протекают с различными скоростями. Одни идут медленно, месяцами, как, например, коррозия железа или ферментация (брожение) виноградного сока, в результате которой получается вино. Другие завершаются за несколько недель, как спиртовое брожение глюкозы. Третьи заканчиваются очень быстро, например осаждение нерастворимых солей, а некоторые протекают мгновенно, например взрывы.

 Показывает презентацию с вариантами химических реакций с различными скоростями и просит сформулировать цель и задачи.

(Презентация слайд 7).

4. Какую цель можно поставить на уроке?

Что интересует людей? – Как увеличить скорость реакции, а если она нежелательная – то замедлить. Значит, нам нужно узнать, какие факторы влияют на скорость реакции.

1.Высказывают предположение

2. Определяют, чем отличаются изображенные объекты? И как они могут быть связаны с химией,  какую тему мы сегодня будут изучать.

3.Учащиеся предполагают, что такое скорость химических реакций?

4. Формулируют цель урока. Делятся на пять групп. Каждая группа формулирует задачу, которую необходимо решить и схематически оформить. Формулируют самостоятельно определение скорости химической реакции.

2. Осмысление.

1. Объясняет правила техники безопасности. И правила пользования таблицей, организует работу в группах .

2. Организует проверку результатов у доски.

3. Учитель добавляет сведения о каждом факторе, учащиеся записывают их в тетрадь.

1. Обучающиеся работают в группах, выполняя свою работу по инструкции. В процессе  прохождения всего маршрута заполняют таблицу, обсуждают варианты ответов, коллегиально принимают решение

2. По одному человеку от группы представляют решение задачи у доски. Коллективно обсуждают правильность решения.

3. Формулируют выводы о значении факторов зависимости химических реакций, применении их для управления химических процессов.

3. Рефлексия.

1. Выясняет, какие затруднения возникли у обучающихся в ходе урока.

2. Просит оценить уровень личной значимости материала урока для обучающихся.

3. Задает и комментирует домашнее задание .

1. Задают вопросы. Корректируют записи в тетради.

2. Учащиеся заполняют листки контроля работы ученика, оценивают свою работу на уроке, работу группы, понимание темы.

3. Записывают задание. Задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)

материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...

Технологическая карта урока "Скорость химической реакции"

Материал урока соответствует требованиям ФГОС...