Презентация "Металлы"
презентация к уроку по химии (9 класс)
Презентация по химии для 9 класса по теме "Металлы". Заключительный урок в форме игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metally_1_1_1.pptx | 1.78 МБ |
metally.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-обобщение в форме игры по теме «Металлы» Подготовила: учитель химии МБОУ «Ловецкая СОШ» Симонина Татьяна Николаевна
1 тур. Разминка 1 . «Этот элемент проживает в первом подъезде многоквартирного дома под названием «Периодическая система». Номер квартиры этого элемента – 3 Тема 1. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева 3. « Этот элемент находится во ІІ группе, имеет одинаковое количество протонов и электронов, заряд ядра этого элемента равен + 20» (Кальций Са) 2. « Этот элемент находится в ІІІ группе и 3-ем периоде, имеет 13 электронов вокруг ядра» (Алюминий Al ) ( Литий Li )
2 тур. Физические свойства металлов 1. Одно из физических свойств металлов – металлический блеск. Но большинство металлов теряют металлический блеск, находясь в порошкообразном состоянии. Среди рассмотренных нами металлов – два сохраняют блеск в порошкообразном состоянии. Назовите один из этих металлов (Только магний и алюминий сохраняют блеск в порошке) 2. Как известно, электропроводность металлов обусловлена строением их кристаллической решетки. Наибольшей электропроводностью обладают Al, Au, Сu, Ag. Каково строение кристаллической решетки металлов? Зарисуйте строение кристаллической решетки (В узлах кристаллической решетки металлов находятся нейтральные атомы и положительно заряженные ионы, между которыми передвигаются свободные электроны) 3. Какой металл плавится в руке (галлий Ga + 29,8 С)
3 тур. Интересное о металлах 1. В известной поговорке «Не было ни гроша, да вдруг – алтын» найдите упоминание о золоте. ( Первые золотые деньги – это просто куски или слитки драгоценного металла. «Алтын» древнерусское слово, заимствованное у татар, в переводе означает «золото, золотая монета» ) 2. Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. С созданием спектроскопа появилась возможность обнаруживать присутствие вещества . И вот тогда этот металл стали находить в самых неожиданных местах: в граните, в соленой воде, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот металл самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его. О каком металле идет речь? (Литий ( Li )) 3. Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. О каком металле идет речь? (Железо Fe )
4. Какой металл, по выражению немецкого химика и металлурга Георга Агриколы, «поедает олово, как волк овцу». Что это за металл-хищник? (Вольфрам W ) 5. Есть особая группа металлов, которую нужно хранить с большой осторожностью, почти как Кощееву смерть. Так и эти металлы: в керосине – вазелине – стеклянной баночке – асбестовой крошке – жестяной баночке – сейфе – лаборатории. О хранении каких металлов идет речь? (Щелочные ) 6. Экспедиция полярного английского исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу в 1912 году погибла из-за того, что потеряла весь запас горючего: оно находилось в запаянных оловом баках. Какой химический процесс лежал в основе этого? (При температуре ниже +13,2 С белое олово переходит в другую аллотропную модификацию - в серое олово – серый мелкокристаллический порошок, имеющий свойства скорее неметаллов. Этот процесс идет быстрее при t = -33 С. Это превращение получило образное название «оловянной чумы». Все баки просто рассыпались и горючее вылилось)
4 тур. Химические свойства металлов 3 . Какая реакция осуществима? Предположите и докажите свое мнение опытным путем 1) Mg + НС l → 2) Cu + НС l → (Металлы проявляют восстановительные свойства, т.е отдают свои электроны) 2. Используя знания о ряде активности металлов, выполните следующие превращения и расставьте коэффициенты (если это необходимо). Разберите реакцию в свете ОВР : Mg + H 2 SO 4 → 1. Какие свойства проявляют металлы в реакциях? 4. «Химическая эстафета» Задача: осуществите цепочку превращений, уравнения напишите на доске. Al→ AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al2(SO4)3
5 тур . Применение металлов 1. Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. О каком металле идет речь? 4. Этот металл обладает ценным свойством, он не разрушает витамины, поэтому из него изготовляет аппаратуру для маслобоен, заводов по изготовлению сахара, кондитерского производства, пивоваренной промышленности. Из этого металла и пластмасс построен дворец съездов. А еще он используется в самолетостроении. Что это за металл? 3. Какой металл используют в термометрах для измерения высоких температур и почему? 2. Какой процесс имеют в виду, когда говорят, что медную посуду лудят? (Ртуть Hg) (Посуду покрывают слоем олова) (Это галлий. Он переходит в жидкое состояние при температуре +29,8 С, его температура кипения— 2230 С. Галлий как жидкость, существует в большом температурном интервале). (Алюминий Al)
В ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать 6 тур. «Узнай металл» Подсказки: 1.Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен. 2.Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен этот металл в самородном виде. ( Алюминий Al)
7 тур. Итоговое тестирование. Тест Выберите правильные утверждения: 4 . Атомы элементов-металлов натрия, калия, лития, кальция, бария имеют непостоянную степень окисления в соединениях. 6 . У атома магния на последней электронной оболочке расположены три электрона. 10 . К благородным металлам относят: алюминий, кальций, барий. 1 . Щелочные металлы являются сильными восстановителями. 2. Металлам характерна металлическая кристаллическая решетка. 3 . Гидроксид железа(II) обладает основными свойствами. 5 . Оксиды металлов натрия и калия реагируют с водой при комнатной температуре. 7 . Для получения металлов используют водород, угарный газ. 8 . Активный металл алюминий предохраняет от воздействия окружающей среды защитная оксидная пленка. 9 . Железо входит в состав гемоглобина.
ІІІ. Рефлексия.
IV. Подведение итогов: подсчет жетонов и выставление оценок
V. Домашнее задание: 1. Повторить §§ 39-49 2. Решить кроссворд Кроссворд «МЕТАЛЛЫ» 1. Самый тяжёлый металл. 2. Металл, обладающий магнитными свойствами. 3. Самый лёгкий металл. 4. Щелочной металл. 5. Тяжёлый, мягкий металл, входящий в состав чугуна и стали. 6. Драгоценный металл.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ В ФОРМЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»
Задачи урока:
Образовательные: закрепить понятия, изученные по теме «Металлы»; обобщить и систематизировать знания по данной теме
Воспитательные: создать условия для понимания важности изучения данной темы, способствовать формированию мировоззрения учащихся на основе знаний о свойствах и применении металлов
Развивающие: создать условия для формирования общеучебных умений (работа с учебником, с тетрадью), специальных (применение лабораторного оборудования, проведение химических опытов и др.), интеллектуальных умений (умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы); развивать интерес к предмету, умение мыслить нестандартно, творчески, развивать познавательный интерес и кругозор учащихся
Форма урока: игра
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Химическое оборудование и реактивы: штатив с пробирками, гранулы цинка (Zn), медная проволока (или медные опилки), железная скрепка, раствор соляной кислоты (НСl), растворы медного (CuSO4) и железного купоросов (FeSO4).
Методические рекомендации к проведению урока:
Данный урок построен в форме игры. Ее можно проводить как среди команд, так и в индивидуальном порядке, когда каждый ученик становится ее участником и зарабатывает за ответы баллы.
Перед проведением данной игры учитель объясняет правила:
1) В игре 7 туров по теме « Металлы»
2) За каждый правильный ответ ученик получает 1 жетон =1 балл
3) В конце урока количество баллов, набранных учащимися (командами), подсчитывается и определяется победитель. Выставляются оценки
Ход урока
- Организационный момент
Мотивация. Демонстрация слайд-шоу, в котором на фоне музыки сменяют друг друга «короткие картинки»: мартеновская печь, железный метеорит, древние китайские скульптуры из бронзы, металлопрокат, металлические музыкальные инструменты – труба, медные тарелки, саксофон, жидкий расплавленный металл, тюбики масляных красок, металлические конструкции (пролеты мостов, Эйфелева башня, литые чугунные решетки, узорная металлическая мебель), рельсы ж/д, транспорт, изумрудная зелень растений, монеты, памятники и скульптуры из металла – Рабочий и Колхозница, памятник Покорителям космоса, золотая маска фараона, Колосс Родосский, Царь-пушка, Царь-колокол; старинное и современное оружие, доспехи воинов, кровь (гемоглобин), авиация, космические корабли и спутники, роботы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое ключевое слово объединяет все эти слайды? О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учащиеся: О металлах.
Учитель: Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в метро, на промышленных объектах или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много. Почему они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Сегодня на уроке повторим и обобщим все ваши знания о свойствах металлов, нахождении в природе и применении
слайд
Постановка задач урока:
- повторить и обобщить материал о металлах;
- расширить свои знания о металлах;
- совершенствовать навыки по проведению лабораторных опытов
Учитель: Сегодня не просто урок, а урок-игра.
Условия игры: вы будете соревноваться в 7 турах, право ответа у того, кто первым поднимет руку. За каждый верный ответ будет выдаваться жетон. В конце урока подведем результаты. Выкрики будут наказываться штрафными баллами – отбиранием жетонов.
2. Игра
1 тур. Разминка
слайд
Тема 1. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева
1. Отгадайте название элемента по описанию: «Этот элемент проживает в первом подъезде многоквартирного дома под названием «Периодическая система». Номер квартиры этого элемента – 3 (Литий Li)
2. О каком элементе идет речь? «Этот элемент находится в ІІІ группе и 3-ем периоде, имеет 13 электронов вокруг ядра» (Алюминий Al)
3. О каком элементе идет речь? «Этот элемент находится во ІІ группе, имеет одинаковое количество протонов и электронов, заряд ядра этого элемента равен + 20» (Кальций Са)
2 тур. Физические свойства металлов
1. Одно из физических свойств металлов – металлический блеск. Но большинство металлов теряют металлический блеск, находясь в порошкообразном состоянии. Среди рассмотренных нами металлов – два сохраняют блеск в порошкообразном состоянии. Назовите один из этих металлов (Только магний и алюминий сохраняют блеск в порошке)
2. Как известно, электропроводность металлов обусловлена строением их кристаллической решетки. Наибольшей электропроводностью обладают Al, Au, Сu, Ag. Каково строение кристаллической решетки металлов? Зарисуйте строение кристаллической решетки (2 жетона)
(В узлах кристаллической решетки металлов находятся нейтральные атомы и положительно заряженные ионы, между которыми передвигаются свободные электроны)
3. Какой металл плавится в руке (галлий Ga + 29,8 С)
3 тур. Интересное о металлах
1. В известной поговорке «Не было ни гроша, да вдруг – алтын» найдите упоминание о золоте. (Первые золотые деньги – это просто куски или слитки драгоценного металла. «Алтын» древнерусское слово, заимствованное у татар, в переводе означает «золото, золотая монета»)
2. Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. С созданием спектроскопа появилась возможность обнаруживать присутствие ничтожно малых количеств вещества. И вот тогда этот металл стали находить в самых неожиданных местах: в граните, в соленой воде Атлантического океана, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот металл самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его. О каком металле идет речь? (Литий (Li))
3. Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. О каком металле идет речь?
(Железо Fe)
4. Какой металл, по выражению немецкого химика и металлурга Георга Агриколы, «поедает олово, как волк овцу». Что это за металл-хищник? (Вольфрам W)
5. Есть особая группа металлов, которую нужно хранить с большой осторожностью, почти как Кощееву смерть. Так и эти металлы: в керосине – вазелине – стеклянной баночке – асбестовой крошке – жестяной баночке – сейфе – лаборатории. О хранении каких металлов идет речь?
(щелочные)
6. Экспедиция полярного английского исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу в 1912 году погибла из-за того, что потеряла весь запас горючего: оно находилось в запаянных оловом баках. Какой химический процесс лежал в основе этого?
(При температуре ниже +13,2 С белое олово переходит в другую аллотропную модификацию - в серое олово – серый мелкокристаллический порошок, имеющий свойства скорее неметаллов. Этот процесс идет быстрее при t= -33 С. Это превращение получило образное название «оловянной чумы». Все баки просто рассыпались и горючее вылилось)
4. тур Химические свойства металлов
1. Какие свойства проявляют металлы в реакциях?
(Металлы проявляют восстановительные свойства, то есть отдают свои электроны)
2. Используя знания о ряде активности металлов, выполните следующие превращения и расставьте коэффициенты (если это необходимо). Разберите реакцию в свете ОВР (2 жетона):
Mg + H2SO4 →
3. Какая реакция осуществима? Предположите и докажите свое мнение опытным путем (2 жетона):
1) Fe + CuSO4 →
2) Cu + FeSO4 →
4. «Химическая эстафета»
Максимально можно заработать 8 жетонов (за каждое уравнение по 2 жетону). Задача: осуществите цепочку превращений, уравнения напишите на доске.
Al→ AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al2(SO4)3
Физминутка
5 тур. Применение металлов
1. Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. О каком металле идет речь? (Ртуть Hg) 2. Какой процесс имеют в виду, когда говорят, что медную посуду лудят?
(Посуду покрывают слоем олова)
3. Какой металл используют в термометрах для измерения высоких температур и почему?
(Это галлий. Он переходит в жидкое состояние при температуре +29,8 0С, а его температура кипения очень высока — 2230 0С. Таким образом, галлий как жидкость, существует в большом температурном интервале).
4. Этот металл обладает ценным свойством, он не разрушает витамины, поэтому из него изготовляет аппаратуру для маслобоен, заводов по изготовлению сахара, кондитерского производства, пивоваренной промышленности. Из этого металла и пластмасс построен дворец съездов. А еще он используется в самолетостроении. Что это за металл?
(Это алюминий Al. В космос отправляют питание в алюминиевых тюбиках, легкий металл применяется в консервирующей промышленности - алюминиевая банка в два раза легче и дешевле, чем жестяная. Алюминий используется в самолетостроении, поэтому называется «крылатым»)
6 тур «Узнай металл»
- В этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Две подсказки я зачитываю бесплатно, если никто не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже жетоны.
Подсказки:
1.Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен.
2.Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен этот металл в самородном виде.
3.Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.
4.Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием.
5.На всемирной выставке в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота.
6. В нашей стране его получают на Павлодарском электролизном заводе вместе с галлием, индием и щелочными металлами.
7. В 20 веке его называли крылатый металл, а 21 век по всеобщему признанию стал веком этого металла.
8. В 1967 г американский модельер произвел сенсацию в мире моды, представив миру купальник из нитей этого металла, а еще в него упаковывают еду для космонавтов и шоколадки для ребят. (Алюминий)
7 тур. Итоговое тестирование.
(Учащимся раздаются распечатки тестов)
Тест
Выберите правильное утверждение:
1. Щелочные металлы являются сильными восстановителями.
2. Металлам характерна металлическая кристаллическая решетка.
3 . Гидроксид железа(II) обладает основными свойствами.
4. Атомы элементов-металлов натрия, калия, лития, кальция, бария имеют непостоянную степень окисления в соединениях.
5. Оксиды металлов натрия и калия реагируют с водой при комнатной температуре.
6. У атома магния на последней электронной оболочке расположены три электрона.
7. Для получения металлов используют водород, угарный газ.
8. Активный металл алюминий предохраняет от воздействия окружающей среды защитная оксидная пленка.
9. Железо входит в состав гемоглобина.
10. К благородным металлам относят: алюминий, кальций, барий.
Взаимопроверка работ (Ответы: 1,2,3,5,7,8,9)- ответы на экране.
ІІІ. Рефлексия.
IV. Подведение итогов: подсчет жетонов и выставление оценок
V. Домашнее задание:
1. Повторить §§ 39-49
2. Решить кроссворд
Кроссворд «МЕТАЛЛЫ»
1. | М | |||||
2. | Е | |||||
3. | Т | |||||
4. | А | |||||
5. | Л | |||||
6. | Л |
1. Самый тяжёлый металл.
2. Металл, обладающий магнитными свойствами.
3. Самый лёгкий металл.
4. Щелочной металл.
5. Тяжёлый, мягкий металл, входящий в состав чугуна и стали.
6. Драгоценный металл.
Приложение
Тест
Выберите правильные утверждения:
1. Щелочные металлы являются сильными восстановителями.
2. Металлам характерна металлическая кристаллическая решетка.
3 . Гидроксид железа(II) обладает основными свойствами.
4. Атомы элементов-металлов натрия, калия, лития, кальция, бария имеют непостоянную степень окисления в соединениях.
5. Оксиды металлов натрия и калия реагируют с водой при комнатной температуре.
6. У атома магния на последней электронной оболочке расположены три электрона.
7. Для получения металлов используют водород, угарный газ.
8. Активный металл алюминий предохраняет от воздействия окружающей среды защитная оксидная пленка.
9. Железо входит в состав гемоглобина.
10. К благородным металлам относят: алюминий, кальций, барий.
Тест
Выберите правильные утверждения:
1. Щелочные металлы являются сильными восстановителями.
2. Металлам характерна металлическая кристаллическая решетка.
3 . Гидроксид железа(II) обладает основными свойствами.
4. Атомы элементов-металлов натрия, калия, лития, кальция, бария имеют непостоянную степень окисления в соединениях.
5. Оксиды металлов натрия и калия реагируют с водой при комнатной температуре.
6. У атома магния на последней электронной оболочке расположены три электрона.
7. Для получения металлов используют водород, угарный газ.
8. Активный металл алюминий предохраняет от воздействия окружающей среды защитная оксидная пленка.
9. Железо входит в состав гемоглобина.
10. К благородным металлам относят: алюминий, кальций, барий.
Кроссворд «МЕТАЛЛЫ»
1. | М | |||||
2. | Е | |||||
3. | Т | |||||
4. | А | |||||
5. | Л | |||||
6. | Л |
1. Самый тяжёлый металл.
2. Металл, обладающий магнитными свойствами.
3. Самый лёгкий металл.
4. Щелочной металл.
5. Тяжёлый, мягкий металл, входящий в состав чугуна и стали.
6. Драгоценный металл.
Кроссворд «МЕТАЛЛЫ»
1. | М | |||||
2. | Е | |||||
3. | Т | |||||
4. | А | |||||
5. | Л | |||||
6. | Л |
1. Самый тяжёлый металл.
2. Металл, обладающий магнитными свойствами.
3. Самый лёгкий металл.
4. Щелочной металл.
5. Тяжёлый, мягкий металл, входящий в состав чугуна и стали.
6. Драгоценный металл.
2. Используя знания о ряде активности металлов, выполните следующие превращения и расставьте коэффициенты (если это необходимо). Разберите реакцию в свете ОВР (3 жетона):
Mg + H2SO4 →
3. Закончите уравнение реакции. Предположите и докажите свое мнение опытным путем (3 жетона):
1) Fe + CuSO4 →
3. Закончите уравнение реакции. Предположите и докажите свое мнение опытным путем (3 жетона):
2) Cu + FeSO4 →
4. «Химическая эстафета»
Осуществите цепочку превращений, уравнения напишите на доске.
Al→ AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al2 (SO4)3
«Список использованных источников»
1.Предметная неделя химии в школе по ред. К. Н. Задорожного – Ростов н∕Д.: Феникс, 2007
2.Химия-9, О. С. Габриелян, М.:Дрофа, 2014
3. http://www.profistart.ru/ps/blog/13661.html
4.Золотые купола химии (видео взаимодействие серы с цинком) http://www.superhimik.com/f51-forum
5. http://www.ayurtour.ru/info/mat_443.htm
6. http://mirhim.ucoz.ru/load/tvorcheskie_zadanija/45
7. http://metall1201.narod.ru/victorina.htm