Урок "Соляная кислота"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Корнилова Ирина Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_solyanaya_kislota_9_klass.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия по химии

(к УМК Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия»)

9 класс

Тема урока: «Соляная кислота и ее соли»

Тип урока: Урок-усвоение новых знаний

Вид урока: Урок-исследование

Место урока в структуре учебного занятия: III Глава. Галогены

16.        Положение галогенов в периодической таблице и строение атомов. Свойства, получение и применение.

17.        Хлор. Свойства и применение хлора.

18.        Хлороводород: получение и свойства.

19.        Соляная кислота и ее соли.

20.        Практическая работа № 3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной активности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия:

Основная литература:

  • Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия. 9 класс: учебник-М.: Просвещение, 2019
  • Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н.Гара, Н.И.Габрусева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 95с.

Дополнительная литература:

  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 1000 вопросов и ответов. Тесты. М.: Книжный дом "Университет", 1999.
  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии (в 2 томах). М., 1 Федеративная Книготорговая компания,2005.
  • Уроки химии с применением информационных технологий.
  • Неметаллы. 9 класс: разработки уроков, задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ, задачи и решения. Методическое пособие с электронным приложением/ Т.М. Солдатова. - М.: Планета, 2011.

Интернет – ресурсы: https://ru.padlet.com/irisha_kornilovs02/hpw6jpjwbmi3 (личная страница учителя химии Корниловой И.В.)

ЭОРы:  https://clck.ru/LA9ea

Техническое обеспечение: персональный компьютер, интерактивная доска с проектором, микролаборатории на столах обучающихся.

Дидактическая цель:  Способствовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) в процессе применения знаний и умений в учебных ситуациях средствами урока-практикума с использованием ИКТ.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать и обобщить знания обучающихся о кислотах на примере соляной кислоты; рассмотреть ее физические свойства, типичные химические свойства в свете теории электролитической диссоциации; совершенствовать навыки обработки информации и составления уравнений химических реакций.

Воспитательные: формировать личностные качества обучающихся при работе в парах; совершенствовать их коммуникативные навыки, вовлечь в активную экспериментальную деятельность; формировать основы здорового образа жизни; способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся, умения соблюдать технику безопасности при работе с химическими реактивами.

Развивающие: совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы, выдвигать гипотезы и защищать свою точку зрения; развивать логическое мышление и память, совершенствовать умения проводить химический эксперимент, использовать теоретические знания при решении практических задач; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия: «кислота», «соль», «реакция нейтрализации», «реакция обмена», «реакция замещения», «индикатор»; уметь классифицировать кислоты, различать особые свойства соляной кислоты, уметь проводить эксперименты, устанавливать взаимосвязь строения кислоты с ее свойствами; уметь работать с химическим оборудованием.

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; следовать инструкции при выполнении практической работы; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Личностные: развивать устойчивую учебно-познавательные мотивацию и интерес к предмету «Химия».

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовятся к учебной деятельности.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Актуализация имеющихся знаний, использование практико – ориентированных заданий:

«Помоги юному химику»

- Девятикласснику Федору для химических опытов необходима соляная кислота. Но вот незадача: раствора нужной кислоты нет в лаборатории.

«Не беда, - сказал Федор. - Сейчас я получу соляную кислоту».

На ваших столах лежат карточки с заданиями

1. Какие химические реактивы возьмет Федор?

(Задание № 1)

2. Какими приборами необходимо воспользоваться для получения хлороводорода?

(Задание № 2)

3. Используя знания о физических свойствах HCl, подскажите Федору, как необходимо расположить пробирку для растворения полученного газа в воде?

(Задание № 3)

- Сравните свои результатами с соседом по парте и с видеопытом.

Отвечают обучающихся на вопросы:

Задание № 1: раствор концентрированной серной кислоты и кристаллический хлорид натрия.

Задание № 2: штатив, спиртовку, спички, пробирку с газоотводной трубкой, химический стакан с водой либо пробирку с водой.

Задание № 3: Вследствие большой растворимости хлороводорода газоотводная трубка не должна быть погружена в воду. Иначе вода может втянуться в пробирку, где находится концентрированная серная кислота.

Работают по карточкам на столах, с интерактивной доской. Повторяют использование химикатов и оборудования, необходимого для получения раствора соляной кислоты.

Сопоставление ответов учащихся с эталоном (видеоопыт) «Получение соляной кислоты в лаборатории»

1.3. Создание проблемной ситуации

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:

- Мы помогли Федору получить водный раствор хлороводорода.

- Как же он подпишет бутылочку с раствором?

- Готовясь к НОУ, Федор прочитал в энциклопедии для юных химиков научно-популярный факт: желудочный сок содержит соляную кислоту. Избыток ее в желудке вызывает неприятные ощущения – изжогу. А что советуют выпить для устранения неприятных ощущений, Федор забыл. Предположите, что за вещество это может быть?

Отвечают обучающихся на вопросы:

- водный раствор хлороводорода – это соляная кислота. Формула HCl.

- Необходимо нейтрализовать действие кислоты, для этого можно использовать щелочной раствор.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

- Для того, чтобы помочь Федору необходимо провести исследование соляной кислоты.

Предлагает изобразить молекулярную и графическую формулу молекулы соляной кислоты и предположить свойства полученной кислоты.

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.

Изображают графическую формулу соляной кислоты. Сравнивают с эталоном. Устанавливают взаимосвязь строения соляной кислоты с ее свойствами.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На основе прослушанной информации учитель предлагает предсказать, исходя из строения соляной кислоты, ее химические и физические свойства.

Предсказанные вами свойства кислоты мы проверим сегодня на уроке экспериментальным путем.

Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о соляной кислоте?

Формулируют тему урока, цель и задачи:

- Изучить строение,

- физические и химические свойства,

- области применения соляной кислоты и ее солей.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

- Составим план исследовательской работы по изучению свойств соляной кислоты и запишем ее в тетрадь.

Обучающиеся записывают в парах план – схему, ориентируясь на поставленные цель и задачи урока.

План

1. Строение молекулы соляной кислоты.

2. Физические свойства соляной кислоты.

3. Химические свойства соляной кислоты:

- взаимодействие с металлами;

- взаимодействие с оксидами металлов;

- взаимодействие с щелочами;

- взаимодействие с солями (качественная реакция).

4. Применение соляной кислоты.

5. Соли соляной кислоты.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- Мы рассмотрели строение молекулы соляной кислоты. Следующий этап нашей исследовательской работы - «Физические свойства соляной кислоты». Воспользовавшись текстом параграфа, выпишите тезисно основные физические свойства.

Выборочно предлагает озвучить записи в тетради.

- Перед тем, как мы перейдем к третьему пункту нашей исследовательской работы, вспомним технику безопасности при работе с кислотами, щелочами и другими химическими веществами.

Организуется работа по исследованию химических свойств кислоты по вариантам

(1 вариант выполняет опыты № 1, № 2)

2 вариант выполняет опыты № 3, № 4)

Отвечают на вопросы, используя материал параграфа.

Ответы обучающихся на вопросы:

- сильная одноосновная кислота;

- бесцветная едкая жидкость;

- «дымится на воздухе»4

- плотность 1,19 г/см3

Обучающиеся просматривают видеоролик с основными правилами работы с кислотами и щелочами.

Знакомятся с инструкцией по проведению эксперимента.

Выполняют химический эксперимент, составляют соответствующие уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, записывают вывод по данному свойству в рабочий лист.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель контролирует выполнения техники безопасности учениками, проговаривает ход эксперимента, оказывает индивидуальную помощь, консультирует.

После выполнения экспериментов учитель выборочно осуществляет контроль выполненного задания.

1. Предлагает записать на доске полученные результаты, рассмотрев реакции с очки зрения ОВР и ТЭД.

2. Предлагает прокомментировать проведенные эксперименты, используя листы исследования, которую заполняли по ходу эксперимента.

- Какие реактивы вы использовали в своем химическом опыте?

- Какие признаки реакции вы увидели?

- Свойства, представленные на доске, принадлежат соляной кислоте?

- Какая реакция на хлорид – ионы является качественной?

- Какой признак этой реакции?

- Может ли эта реакция быть использована для обнаружения бромид и йодид-иона?

- Если да, то каким образом мы сможем различить три осадка?

- Посмотрите видеоролик одного из лекарственных препаратов от изжоги. Предположите, какими основными ингредиентами должно обладать лекарство?

- Напишите на доске реакцию.

Предлагает заполнить кластер.

- Сегодня на уроке вы исследовали свойства соляной кислоты. Предположите, где могут быть использованы эти свойства и впишите в кластер.

- Перед вами стоит «черный ящик». Предположите, какая из солей соляной кислоты находится в нем.

Первая подсказка: В средние века это вещество было настолько дорогим, что его иногда называли «белым золотом».

Вторая подсказка: В Тибете жители пьют чай не с сахаром, а с эти веществом.

Третья подсказка: Водный раствор этого вещества предлагают пить солдатам, совершавшим длительный марш-бросок или рабочим в горячих цехах. После употребления такого раствора в  организме быстро восполняется дефицит водно – солевого баланса.

- Совершенно верно. (учитель открывает «черный ящик» и показывает упаковку поваренной соли).

- Совершенно верно. NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании. Заполним таблицу применения хлоридов. Для этого посмотрите на экран и сопоставьте формулу хлорида с ее применением.

В парах проводят серию химических опытов, позволяющих уяснить свойства соляной кислоты. Заполняют таблицу по результатам проведенных экспериментов.

Учащийся отвечает, остальные дополняют, комментируют.

Обучающиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы и работу других учащихся. Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Обучающие отвечают на поставленные вопросы:

- Для задания № 1 использовали медь, цинк, железо, раствор соляной кислоты. Выделение пузырьков газа в результате реакции замещения. Реакция с медью не идет.

- Для задания № 2 использовали оксид меди, оксид магния и раствор соляной кислоты. Образование малорастворимого осадка.

- Для задания № 3 использовали раствор щелочи с фенолфталеином и раствор соляной кислоты. Реакция нейтрализации, малиновая окраска щелочи исчезла.

- Для задания № 4 использовали хлорид натрия, соляную кислоту и раствор нитрата серебра. Выпадение осадка в обеих пробирках.

- Лекарственный препарат должен содержать карбонаты активных металлов. В результате образуется неустойчивая карбоновая кислота, которая распадается на углекислый газ и воду.

Заполнение кластера используя текст параграфа учебника. Сравнение результатов работы с эталоном на экране.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

В «черном ящике» находится поваренная соль.

заполняют таблицу используя параграф учебника и рассказ учителя.

KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

ZnCl2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра:

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию, предлагая оценить свою работу на уроке, приклеив смайл нужного цвета (желтый- отлично, синий – хорошо, красный- удовлетворительно).

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её? Как вы считаете, справился Федор со своей исследовательской работой.

Коррекция самооценок, самоанализа.

Нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий.

3.3. Домашнее задание

Поясняет и настраивает на выполнение заданий §19, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презентация).

Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....