Урок "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Корнилова Ирина Викторовна |
Район | Г. Нижний Новгород, Московский район |
Место работы | МБОУ «Школа № 66» |
Должность | Заместитель директора, учитель химии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия |
Класс | 8 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2017. |
Тема учебного занятия | - |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок открытия новых знаний «Оксиды, их классификация и свойства» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | V I Глава. Растворение. Растворы Реакции ионного обмена и ОВР 38. Кислоты, их классификация и свойства 39. Основания, их классификация и свойства 40. Оксиды, их классификация и свойства 41. Соли, их классификация и свойства |
Учебная задача | Формировать у учащихся представления о классе оксидов, их составе, классификации, номенклатуре |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся получат знания о строении, физических свойств и названий оксидов. | Обучающиеся получат возможность решать задачи с использованием формул оксидов | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют навыками :создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы | Обучающиеся получат возможность приобретения навыков проводить химические реакции с оксидами | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют коммуникативныекомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Обучающиеся получат возможность для формирования творческого подхода к выбору заданий. | ||||
Исходное состояние обучающихся: | -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - достаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Умения определять понятия «оксиды», «гидриды» и «летучие водородные соединения»; составлять формулы и названия оксидов, гидридов металлов и летучих водородных соединений; описывать свойства отдельных представителей оксидов и летучих водородных соединений | Умения использовать знаковосимволические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы | Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
1.Габриелян О.С. Химия.8 класс. М.: Дрофа. 2.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 432 с. – (В помощь школьному учителю). 3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 8 класс. М.: Просвещение. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ «ХИМИЯ. 8—9 КЛАССЫ» О.С. ГАБРИЕЛЯНА | 1.Мастер - класс учителя химии под редакцией В.Г. Денисовой М. «Глобус». 2.Уроки химии с применением информационных технологий под редакцией С.В. Астафьева М. «Глобус» 3.Школы будущего: компьютеры в процессе обучения под редакцией Клейман.Т.Н.-М.1997 г 4.Решение химических задач – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС 2004 г. Под редакцией Егорова А.С. | Ресурсы Интернет: | https://infourok.ru/videouroki/890 https://infourok.ru/videouroki/921 | ||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации :словесные (работа с текстом) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 2 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 4 мин. 4. Повторение и применение знаний в новой ситуации – 23 мин. 5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование. Методы контроля и самоконтроля:устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире | У подростков продолжают формироваться различные виды мышления теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов.) словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:
| ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка. | ||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Для восьмиклассников характерна способность классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | -«Батарея вопросов» (вопросы по кислороду, о металлах и неметаллах) -«Определи координаты» практическая работа по Периодической системе | Отвечают на вопросы Работают по периодической системе, определяют положение кислорода в Периодической системе (период, группа) | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове? *** Простые, бинарные Соединяют, представляют, образуют Бинарные соединения химического элемента с кислородом Химия Демонстрация видеоурока https://infourok.ru/videouroki/890 | Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. 1.Задание. Выберите из ряда веществ только формулы бинарных соединений. К какому классу соединений выбранные формулы относятся? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему -Как можно назвать вещества, в которых есть кислород? - По каким химическим свойствам классифицируются оксиды? Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся, дополняет ответы занимательной информацией с использованием презентации. | Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры веществ, кратко комментируют их роль в природе и жизни человека. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Предлагают варианты целеполаганий. Выделяют проблему, планируют свою работу. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать об оксидах? | Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения оксидов). | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Организуется работа по исследованию класса оксидов. 2 задание: Определите общую формулу оксидов, сформулируйте понятие «Оксиды». | Определяют состав вещества, формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | 3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа, изучить названия и классификацию оксидов. Составьте схемы классификации оксидов (Кластер), | Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации оксидов со схемами | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие основного и кислотного оксида с водой», https://infourok.ru/videouroki/922 Демонстрирует таблицу с названиями и формулами оксидов. Раздает ученикам готовые мини-таблички с формулами оксидов и их названиями, где указаны их характеристики) СО2, MgO, Al2O3, NiO Оксиды в природе и в жизни человека Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах оксидов. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула оксида – формула кислоты/основания Пар.40 (упр 1, стр 221). Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде викторины (которую проводят сами дети), анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. Учитель предалагает выполнить задание: Допишите уравнения возможных реакций ( пар 40, №3, стр221) | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся (работают в парах) составляют задания друг для друга по характеристикам в табличках, составляют отзыв на работу товарища) Как называется данный оксид? Какую характеристику ему можно дать? Какова ее молярная масса? Учащийся отвечает, остальные дополняют, комментируют. Индивидуальная и парная работа обучающихся: (составляют вопросы викторины и формулируют вопросы обратной связи) Самостоятельно выполняют задания. Обучающиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы и работу других учащихся. Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Организует рефлексию в форме анкетирования 1. На уроке я работал(а):
2. Своей работой на уроке я:
3. Урок для меня показался:
5. Мое настроение:
6. Материал урока мне был:
| На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается объяснение учителя и репродуктивная деятельность. Сами составляют синквейн об оксидах | |
Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы: Что изучили на уроке? Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий. | ||
Поясняет и настраивает на выполнение заданий §40, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презентация) | Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»