Урок "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Корнилова Ирина Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oksidy_ih_klassifikatsiya_i_svoystva.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Корнилова Ирина Викторовна

Район

Г. Нижний Новгород, Московский район

Место работы

МБОУ «Школа № 66»

Должность

Заместитель директора, учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2017.

Тема учебного занятия

-

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний «Оксиды, их классификация и свойства»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

V I Глава. Растворение. Растворы Реакции ионного обмена и ОВР

38. Кислоты, их классификация и свойства

39. Основания, их классификация и свойства

40. Оксиды, их классификация и свойства

41. Соли, их классификация и свойства

Учебная задача

Формировать у учащихся представления о классе оксидов, их составе, классификации, номенклатуре

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся получат знания о строении, физических свойств и названий оксидов.

Обучающиеся получат возможность решать задачи с использованием формул оксидов

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют навыками :создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы

Обучающиеся получат возможность приобретения навыков проводить химические реакции с оксидами

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют коммуникативныекомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Обучающиеся получат возможность для формирования  творческого подхода к выбору заданий.

Исходное состояние обучающихся:

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- достаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Умения определять понятия «оксиды», «гидриды» и «летучие водородные соединения»; составлять формулы и названия оксидов, гидридов металлов и летучих водородных соединений; описывать свойства отдельных представителей оксидов и летучих водородных соединений

Умения использовать знаковосимволические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы

Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1.Габриелян О.С. Химия.8 класс. М.: Дрофа.

2.Горковенко М.Ю.

Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО,

2013. – 432 с. – (В помощь школьному учителю).

3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия.

Органическая химия. 8 класс. М.: Просвещение.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ЛИНИИ

УЧЕБНИКОВ «ХИМИЯ. 8—9 КЛАССЫ»

О.С. ГАБРИЕЛЯНА

1.Мастер - класс учителя химии под редакцией В.Г. Денисовой М. «Глобус».

2.Уроки химии с применением информационных технологий под редакцией С.В. Астафьева М. «Глобус»

3.Школы будущего: компьютеры в процессе обучения под редакцией Клейман.Т.Н.-М.1997 г

4.Решение химических задач – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС 2004 г. Под редакцией Егорова А.С.

Ресурсы Интернет:

https://infourok.ru/videouroki 

https://infourok.ru/videouroki/890

 https://infourok.ru/videouroki/921 

https://infourok.ru/videouroki/922 

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации :словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курса химии

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В основной школе  наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Повторение и применение знаний в новой ситуации  23 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля:устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У  подростков продолжают формироваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов  объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные  демонстрация  ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

  • деятельность, связанная с общением со сверстниками, получению новых знаний

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит.

 Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для восьмиклассников  характерна способность  классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

-«Батарея вопросов» (вопросы по кислороду, о металлах и неметаллах)

-«Определи координаты» практическая работа по Периодической системе

Отвечают на вопросы

Работают по периодической системе, определяют положение кислорода в Периодической системе (период, группа)

1.3. Создание проблемной ситуации

Сегодня на занятии мы продолжим  изучать многообразие мира неорганических веществ.

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове?

***

Простые, бинарные

Соединяют, представляют, образуют

Бинарные соединения химического элемента с кислородом

Химия

Демонстрация видеоурока https://infourok.ru/videouroki/890 

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя  имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

1.Задание. Выберите из ряда веществ только формулы бинарных соединений.

К какому классу соединений выбранные формулы относятся?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему

-Как можно назвать вещества, в которых есть кислород?

- По каким химическим свойствам классифицируются оксиды?

Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся, дополняет ответы занимательной информацией с использованием презентации.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры веществ, кратко комментируют их роль в природе и жизни человека.

Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений.  Предлагают варианты целеполаганий.                                                      Выделяют проблему, планируют свою работу.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать об оксидах?

Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения оксидов).

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по исследованию класса оксидов.

2 задание:  Определите общую формулу оксидов, сформулируйте понятие «Оксиды».

Определяют состав вещества, формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

3 задание:  Воспользовавшись текстом параграфа, изучить названия и классификацию оксидов.  Составьте схемы классификации оксидов (Кластер),

 https://infourok.ru/videouroki/921 

Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации оксидов со схемами

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие основного  и кислотного оксида с водой», https://infourok.ru/videouroki/922 

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами оксидов.  Раздает ученикам готовые мини-таблички с формулами оксидов и их названиями, где указаны их характеристики)

СО2, MgO, Al2O3, NiO

Оксиды  в природе и в жизни человека

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах оксидов.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула оксида – формула кислоты/основания

Пар.40 (упр 1, стр 221).

 Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде викторины (которую проводят сами дети), анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Учитель предалагает выполнить задание: Допишите уравнения возможных реакций ( пар 40, №3, стр221)

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

Обучающиеся (работают в парах) составляют задания друг для друга по характеристикам в табличках, составляют отзыв на работу товарища)

Как называется данный оксид?

Какую характеристику ему можно дать?

Какова ее молярная масса?

Учащийся отвечает, остальные дополняют, комментируют.

Индивидуальная и парная  работа обучающихся: (составляют вопросы викторины и формулируют вопросы обратной связи)

Самостоятельно выполняют  задания.  Обучающиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку  заданий. Оценивают результаты своей работы и работу других учащихся. Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию в форме анкетирования  

1. На уроке я работал(а):

  • активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

  • доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

  • коротким / длинным
  1. За урок я: не устал(а) /

5. Мое настроение:

  • стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был:

  • понятен/ не понятен
  • полезен/ бесполезен
  • интересен/ скучен

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается объяснение учителя и репродуктивная деятельность.

Сами составляют синквейн об оксидах

Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий.

Поясняет и настраивает на выполнение заданий §40, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презентация)

Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»