Урок "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Корнилова Ирина Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_karbonovye_kisloty_10_klass.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Корнилова Ирина Викторовна

Район

Г. Нижний Новгород, Московский район

Место работы

МБОУ «Школа № 66»

Должность

учитель химии

  1. Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

10 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2017.

Тема учебного занятия

-

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

«Карбоновые кислоты», методика «перевернутый класс»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

II Глава. Кислород – и азотсодержащие  органические соединения  и их природные источники

9. Спирты

10. Фенол

11. Альдегиды и кетоны

12. Карбоновые кислоты

13.Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

14.Углеводы. моносахариды.

15. Дисахариды и полисахариды.

16. Амины. Анилин

17.Аминокислоты. Белки

18.Нуклеиновые кислоты

19. Ферменты

20.Витамины, гормоны, лекарства.

Учебная задача

Формировать у учащихся представление о классе карбоновых кислот, их составе, классификации, номенклатуре, многообразии, свойствах и применении.

  1. Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся отработают и углубят знания о строении, физических, химических свойствах, номенклатуре карбоновых кислот.

Обучающиеся получат возможность решать экспериментальные задачи, цепочки превращений с использованием карбоновых кислот.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют навыками обобщения, установления аналогии, классификации, установления причинно-следственных связей, формулировки выводов.

Обучающиеся получат возможность приобретения навыков проводить химические реакции с карбоновыми кислотами.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Обучающиеся получат возможность для формирования  творческого подхода к выбору заданий.

Исходное состояние обучающихся:

- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- достаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Умение определять понятия «карбоновые кислоты, составлять формулы и названия карбоновых кислот, описывать свойства карбоновых кислот, различать их классификацию.

Умение использовать знаковосимволические средства для решения задач; проводить наблюдение; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы.

Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

  1. Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1.Габриелян О.С. Химия.10 класс. М.: Дрофа.

2.Горковенко М.Ю.

Поурочные разработки по химии. 10 класс. – М.: ВАКО,2013. – 432 с. – (В помощь школьному учителю).

1.Мастер - класс учителя химии под редакцией В.Г. Денисовой М. «Глобус».

2.Уроки химии с применением информационных технологий под редакцией С.В. Астафьева М. «Глобус»

3.Школы будущего: компьютеры в процессе обучения под редакцией Клейман.Т.Н.-М.1997 г

4.Решение химических задач – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС 2004 г. Под редакцией Егорова А.С.

Ресурсы Интернет:

https://interneturok.ru/ 

https://infourok.ru/videouroki

 https://learningapps.org/display?v=pubgmc5ea20 

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

  1. Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

  1. Этап урока
  1. Подэтап урока
  1. Организация педагогически целесообразного взаимодействия
  1. Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности.

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа).

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем.

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные.

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый.

По характеру управления учебной работой: беседа.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Опора на уже имеющиеся из курса химии знания обучающихся.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация).

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

В основной школе  наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата.

Построение «дорожной карты» урока.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль.

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире.

У  подростков продолжают формироваться различные виды мышления теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов, объектов).

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование).

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные  демонстрация  ЭОР).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу).

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха.

В подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность, связанная с общением со сверстниками, получением новых знаний.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача).

По характеру управления учебной работой: экспериментальные задачи.

Методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка учителем.

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

В психологическом плане на этом этапе происходит.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа).

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа).

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения.

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.

Для десятиклассника характерна способность классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и нчастичное понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?).

  1. Сценарий  проведения учебного занятия
  1. Этап урока или другой формы УВП
  1. Подэтап урока или другой формы УВП
  1. Действия учителя (педагога)
  1. Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовятся к учебной деятельности.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Сегодня нам предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.

Что же это за вещества, спросите вы? Обратите внимание на демонстрационный стол. Что на нем можно увидеть? Вот корзинка с различными фруктами, лекарство, мыло, продукты питания.

Как вы считаете, что их все объединяет?

На столе: виноград, лимон, яблоки; аспирин, аскорбинка, муравьиный спирт; мыло; уксус столовый, консервированные овощи; апельсиновый сок.

Ответ: все эти продукты содержат карбоновые кислоты.

1.3. Создание проблемной ситуации

Одна древняя легенда гласит, что, для того, чтобы продемонстрировать свое богатство и власть, Клеопатра разыграла пари с Марком Антонием. Она утверждала, что сможет потратить 10 миллионов римских монет за раз. Она велела слугам поставить перед нею сосуд с уксусом. Затем сняла сережку и бросила жемчужину в уксус, а когда та растворились, Клеопатра выпила содержимое сосуда".

Как вы думаете, какие свойства кислоты указаны в этой легенде?

Основываясь на ранее изученном материале, учащиеся выдвигают свои предположения.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Предлагаю вам для начала разделиться на группы. Начнем мы работу с постановки цели нашего урока  и построения  «дорожной карты» урока.

Учащиеся формулируют тему урока, цель, строят «дорожную карту».

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Каждая группа получает «накопительные листы», с которыми я вам предлагаю поработать. В ходе выполнения домашнего задания вы уже многое узнали о классе карбоновых кислот. Обобщим и расширим ваши знания.

Что же такое карбоновые кислоты? Попробуем дать определение.  Для этого к доске приглашаю представителя группы 1. За верно выполненное задание группа получает баллы, которые в конце урока мы суммируем. Помните: вы – команда.

Задание 1 

На интерактивной доске представлены фрагменты определения. Попробуем вместе составить фрагменты, расположив слова в правильном порядке.

У каждой группы «накопительные листы» урока. Заполнение идет по ходу урока.

У доски ученик выполняет задание на платформе https://learningapps.org/display?v=pubgmc5ea20

Остальные группы учащихся сравнивают ответ, корректируют, если это необходимо.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Задание 2. Посмотрите на экран. Вы видите много различных формул органических веществ. Основываясь на определении группы карбоновых кислот, найдите формулы карбоновых кислот. Для выполнения этого задания приглашается учащийся группы 2.

Молодцы! Почему вы отнесли именно эти формулы в графу карбоновые кислоты? Что у них общего?

Посмотрите внимательно на функциональную группу карбоновых кислот. Название карбоксильной группы происходит от названия образующих ее групп? Каких?

Назовите различия в строении этих карбоновых кислот?

Какие выводы можно сделать?

Задание для группы № 3. 

Заполните схему в накопительном листке. Подпишем схему «По числу карбоксильных групп».

Какие группы мы можем выделить?

Какую еще классификацию вы можете выделить?

У доски ученик выполняет задание на платформе 

https://learningapps.org/display?v=pubgmc5ea20 

Ответ: функциональная группа; карбоксильная группа; группа СООН.

Ответ: карбонила –С=О и гидроксила –ОН.

Ответ: количество карбоновых кислот; различие в радикалах.

Ответ: в состав кислот может входить несколько карбоксильных групп.

У доски ученик выполняет задание на платформе 

https://learningapps.org/display?v=pubgmc5ea20 

Ответ: одноосновные, двух- и многоосновные.

Ответ: предельные: непредельные; ароматические.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Как же давать имена кислотам?

Их много, они разнообразны по составу и строению. Есть ли закономерности в их номенклатуре?

Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины, скорее, указывают на источник выделения, чем на химическую структуру кислот.

Какие примеры таких кислот вы можете назвать? (Группы, отвечающие правильно, получают баллы.)

Верно. Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и

при номенклатуре изученных ранее органических соединений.

Задание 4 выполнит учащийся группы 4.

Соедините формулу и название карбоновой кислоты.

Ответ: например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующегося при скисании вина.

Самостоятельно заполняют таблицу, сравнивают с соседом по парте, с текстом параграфа.

У доски ученик выполняет задание на платформе

https://learningapps.org/display?v=pubgmc5ea20 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Попросим  учащихся группы 1 перечислить физические свойства карбоновых кислот, можно использовать текст параграфа.

Химические свойства карбоновых кислот определяются, в первую очередь, карбоксильной группы. Однако не стоит забывать, что карбоновые кислоты образованы из двух слов. Имеют ли карбоновые кислоты общие свойств кислот?

Задание для группы  № 2:

На ваших столах находится раствор уксусной кислоты, лакмусовая бумага и магниевая стружка.

Проверим с помощью лакмусовой бумаге, какая среда у уксусной кислоты?

Какого цвета станет лакмусовая бумажка?

Добавим в раствор магниевую стружку. Какой признак реакции вы наблюдаете?

Задание для группы № 3: 

Некоторые лекарственные препараты нельзя заедать и запивать целым рядом напитков, в том числе кислыми фруктами и соками, маринадами, блюдами с уксусом, их нельзя употреблять в пищу наряду с лекарствами. Как вы думаете, чем вызван данный запрет? Ответ докажите экспериментально.

Задание для группы № 4:

Настало время проверить легенду, о которой шла речь в начале урока.

А вот и последний пункт нашей дорожной карты - «Применение».

«Среди карбоновых кислот Известных «лиц» невпроворот», - именно так хочется сказать о карбоновых кислотах. Многие  из карбоновых кислот являются пищевыми добавками, и при изучении упаковки продукта мы можем их обнаружить. Откройте конверты, которые все это время находились на ваших столах. В них находится код пищевой добавки. Сравните название кислоты с кодом и вклейте в схему.

Что такое реакция этерификации? Кто сможет дать определение и написать на доске формулу (группа при этом получит дополнительный балл)?

Группы, поменяйтесь своими накопительными листами. Проведите взаимопроверку.

Опираясь на ранее изученный материал, учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся выполняют эксперимент. Отмечают цвет лакмусовой бумаге до и после реакции, отмечают признак реакции с магниевой стружкой.

Ученики добавляют в раствор щелочи фенолфталеин (малиновое окрашивание), а далее приливают кислоту. Обесцвечивание раствора.

Учащиеся проводят эксперимент. Отмечают признаки реакции, записывают на доске и в листах реакцию.

Учащиеся приклеивают в накопительный лист код пищевой добавки.

Взаимопроверка, проверка учителем. Выставление баллов, коррекция ошибок.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Предлагаю вам открыть еще один конверт. В нем находятся наклейки «смайл». Оцените свое настроение и приклейте смайлик, а еще оцените свою работу на уроке и приклейте звезды.

Самооценка.

3.3. Домашнее задание

Учитель поясняет и настраивает на выполнение заданий.

Изучите различные этикетки продуктов питания, найдите среди пищевых добавок карбоновые кислоты.

Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....