Урок "Азот и его соединение"
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Корнилова Ирина Викторовна

Конспект урока для 9 класса с экологической направленностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_azot_i_ego_soedinenie.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл уроков по химии «Азот и его соединения» с экологическим направлением

Корнилова И.В. (учитель химии-биологии)

     I.    Программа

Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2010.

Учебник   О.С. Габриелян-химия 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-М.: Дрофа,2010.

III.  Положение уроков в теме «Неметаллы»

  1. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
  2. Химические элементы в клетках живых организмов.
  3. Водород.
  4. Галогены.
  5. Соединение галогенов.
  6. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
  7. Кислород.
  8. Сера.
  9. Соединение серы.
  10. Азот.
  11. Аммиак.
  12. Соли аммония.
  13. Кислородные соединения азота.
  14. Фосфор и его соединение.
  15. Углерод.
  16. Кислородные соединения углерода.
  17. Кремний и его соединения.

V. Тип урока – комбинированный.

Урок №1 – изучение нового материала.

Урок №2 – комбинированный

VI. Цели и задачи.

Общая цель:  изучить соединения азота, их влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учащиеся узнают, что такое азот, аммиак, оксиды азота, соли аммония.
  2. Выявляют взаимосвязь между этими веществами.
  3. Узнают химические свойства данных веществ.
  4. Определяют влияние соединений азота на окружающую среду.
  5. Знакомятся с применением данных веществ в антропогенной деятельности.

Развивающие:

  1. Учащиеся учатся правильно делать выводы из экспериментальных работ;
  2. учатся анализировать практические данные при проведении мониторинга движения автотранспорта.

Воспитательные:

  1. Учащиеся продолжают формировать коммуникативные навыки в процессе групповой и коллективной  работы;
  2. убеждаются в необходимости изучения темы, для  каждого человека;
  3. продолжают формировать стойкие убеждения в необходимости природоохранной деятельности с целью сохранения жизни на Земле;
  4. продолжают формировать экологическую культуру.

VII. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

VIII. Формы организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

IX. Средства обучения: Интерактивная доска, раздаточный материал, магнитная доска, лабораторное оборудование.

Этап урока

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Педагогическое обоснование деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть

1.Организационный этап

   Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка учащихся к работе

Готовность класса к работе

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений способов действий

  1. Актуализация знаний

 Сегодня наш урок я начну с загадки.

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент…

Какие характеристики азота как химического элемента мы должны знать? Где встречается?

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Вспоминают сведения из личного жизненного опыта, предыдущих тем курса.

Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для усвоения новых знаний

  1. Мотивация и постановка цели

Нужен ли азот в жизни  и в хозяйственной деятельности человека? Нужно ли  изучать азот? Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

Приходят к выводу о необходимости изучения азота для  каждого человека

Определение практической значимости темы

Содержательная часть

  1. Усвоение новых знаний и способов действия

Вспомним, где находится элемент азот в Периодической системе Д.И. Менделеева?

Перечислите, пожалуйста, основные характеристики азота?

Давайте посмотрим с вами какая высшая степень окисления у азота?

Так как азот элемент с переменной степенью окисления, то он может проявлять степени окисления: +1,+2,+3,+4,+5

Предложите, соединения азота с различными степенями окисления.

Какие латинское название имеет азот?

Что они означают?

Обратите внимание. Азот одновременно «безжизненный» и «рождающий селитру». Сейчас класс разделится на  группы.

1 группа почему азот-«безжизненный»,

2  группа –азот «рождающий селитру».

3 группа – история открытия азота

 4 группа- значение азота в природе

5 группа- значение азота в жизни человека

Особо в природе выделяется группа живых организмов – бактерии азотофиксаторы.

Рефлексивно-оценочная часть

Индивидуальная работа

  1. Где в природе азот находится в виде простого вещества?
  2. Какие вещества в организме человека содержат элемент азот?
  3. Какова роль азота для растений?
  4. С чем связана малая химическая активность азота?
  5. Будут ли различаться свойства азота – простого вещества и его соединений?
  6. С помощью бактерий – нитрификаторов при хорошем урожае клевер может накапливать за сезон 150-160 кг/га азота. Какую массу 10 % раствора аммиачной воды может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон 100 кг/га азота?

2.Обобщение и подведение итогов.

Что мы сегодня узнали и чему научились на уроке?

1.Информация о домашнем задании.

- § 25 изучить,

-упр. 2,3,4.(письменно)

-составить и решить задачу на тему азот с экологическим содержанием.

2.Рефлексия.

Дежурные в группах оценивают работу учащихся, отмечают наиболее активных, пассивных, выставляют оценки.

Организует работу учащихся с таблицей Д.И. Менделеева.

Выписывает на доске ответы, предложенные учащимися

Записывает ответ учащихся  на доске

Записывает ответ учащихся на доске.

Организует работу с учебником.

Организует работу по группам с учебником и дополнительным раздаточным материалом.

Организует просмотр видео фильма об азотофиксаторах.

Организует работу по выполнению дифференцированных заданий для создания ситуации успеха каждого ученика. Выявление качества усвоения знаний учащимися.

Намечает план дальнейшей деятельности

Организует работу учащихся, корректирует выводы учащихся. Констатирует, что поставленные цели выполнены.

Выставляет оценки за работу на уроке, учитывая оценку дежурных.

Выписывают в тетради сведения об азоте из Периодической системы.

Проверяют правильность собственных ответов.

Продолжают работать с Периодической системой.

Составляют формулы  химических соединений.

Формулируют вывод о двойственных свойствах азота

Учащиеся из других групп записывают тезисы в тетради. Выявляют причины возникновения разных названий азота, историю открытия, значение в природе и жизни человека.

Дополняют в тетрадях ответ 4 группы.

Активные действия с объектом изучения

 (первичное закрепление знаний)

Каждый ответ озвучивается учениками, остальные проверяют правильность выполнения, корректируют ответ, оценивают ответ выступающего

Учащиеся по цепочке перечисляют, что они узнали на уроке, сравнивают с планом темы.

Анализируют свою работу на уроке. Самооценка работы на уроке, личная значимость темы.

Применение ранее полученных навыков работы с Периодической системой.

Отработка ранее сформированных навыков.

Выявление различных степеней окисления у азота.

Первичное закрепление полученных знаний.

Создание проблемной ситуации.

Отработка навыков сравнения и анализа.

Создание ситуации успеха каждого ученика.

Включение зрительной памяти для лучшего усвоения материала.

Практическое применение полученных знаний.

Обеспечение прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Выполняя домашнее задание, учащиеся прорабатывают материал. Усвоение знаний происходит на разных познавательных уровнях.

Осмысление учащимися своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."

Открытый урок по химии  по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....