Рабочая программа "Химия в задачах и упражнениях"
рабочая программа по химии (9, 10, 11 класс)
Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами часто не позволяет уделять много времени навыкам решения задач во время урока. Решение задач требует умения не только свободно владеть теоретическим материалом, но и логически мыслить.
Направленность – естественнонаучная.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения много задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Актуальность
Время, отведенное на изучение химии, не предусматривает отработку навыков по решению расчетных задач. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В силу этого введение данного курса в 8-11 классах считаю актуальным.
Педагогическая целесообразность. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель: отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_rp_himiya.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с.Минаевки
Асиновского района Томской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол №1 от ______ августа 2021г |
| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________ З.П.Маслова Приказ № ____ от «____» _____ 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Химия в задачах и упражнениях»
Направленность: Класс | естественнонаучная 8 -9 |
Разработчик: Возраст детей Количество детей в группе | СуцкельТатьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории 14-16 лет 10 чел |
Срок реализации программы: | 2021/2022учебный год |
Количество часов: | 34 часа в год, 1 час в неделю |
с. Минаевка - 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе распределены часы по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, в области физики, биологии, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказ № 196 от 9 ноября 2018г
- Конвенция о правах ребенка
Характеристика.
Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами часто не позволяет уделять много времени навыкам решения задач во время урока. Решение задач требует умения не только свободно владеть теоретическим материалом, но и логически мыслить.
Направленность – естественнонаучная.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения много задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Актуальность
Время, отведенное на изучение химии, не предусматривает отработку навыков по решению расчетных задач. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В силу этого введение данного курса в 8-11 классах считаю актуальным.
Педагогическая целесообразность. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Цель: отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии.
Основные задачи:
∙ формирование важных структурных элементов знаний, осмысление химической сущности явлению, умение применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации. Решение задач – это активный познавательный процесс.
∙ формирование мировоззрения, расширение кругозора, задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
∙ формирование логического, творческого мышления, развитие смекалки учащихся. Решение задач – это мыслительный процесс.
Учебный план
Программа направленности естественнонаучной. Программа реализуется в течение одного учебного года, с сентября по май. Рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, продолжительность занятия - 40 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 14-16 лет. Количество детей в группе 10 человек
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1.Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2.Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
3.1.при выполнении эксперимента;
3.2.при разработке и реализации исследовательских проектов.
Основные формы и виды организации процесса
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная, парная, групповая.
Используемые технологии
Организация процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, метод проектов).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы аудиторных занятий
Игры, мини – лекции, диалоги и беседы, практические работы, проектные работы «Самое важное открытие в химии или самый значимый химик».
Виды деятельности учащихся
Устные сообщения, обсуждения, работа с источниками, проведение лабораторных опытов, проведение эксперимента, доклады, реализация исследовательских проектов, защита презентаций, рефлексия.
Планируемые результаты:
Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:
Личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.
Метапредметных результатов:
1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;
2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
6)использование различных источников для получения химической информации.
7) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
8) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
9)анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
10) принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края».
Система контроля и оценки достижений обучающихся
Промежуточная аттестация в форме итогового теста с периодичностью не менее одного раза в год.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Лабораторно практическая |
1 | Первоначальные понятия в химии. | 3 | 1 | 2 | |
2 | Вычисления с химическими формулами | 6 | 1 | 5 | |
3 | Вычисления по уравнениям химических реакций | 10 | 1 | 9 | |
4 | Вычисления связанные с растворами | 5 | 1 | 3 | 1 |
5 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 3 | 1 | 2 | |
6 | Задачи на классы неорганических соединений | 7 | 1 | 5 | 1 |
итого | 34 | 6 | 26 | 2 |
Содержание
Раздел 1. Первоначальные понятия в химии.
Ученые химики. Химические знаки и символы. Атомы и молекулы. Структура Периодической таблицы Д.И. Менделеева.
Практика: 1.Химические формулы веществ.
Раздел 2. Вычисления по химическим формулам.
Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его химической формуле. Расчеты с использованием понятия «количество вещества». Вычисление массы определенного количества вещества. Вычисление объема газа (при н.у.). Расчет числа структурных частиц (молекул, атомов) в определенном количестве вещества. Число Авогадро. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов. Валентность. Нахождение валентности по формуле. Составление формулы по валентности.
Практика:
1Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его химической формуле.
3.Вычисление массы определенного количества вещества.
4. Вычисление объема газа (при н.у.).
5. Нахождение валентности по формуле. Составление формулы по валентности.
Раздел 3.Вычисления по уравнениям химических реакций
Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.
Практика:
1.Вычисление массы одного из веществ по известной массе другого вещества.
3.Вычисление объема одного из веществ по известному объему другого вещества.
3-4.Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Задачи на избыток одного из реагирующих веществ.
5-6.Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей
7-8..Вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ. Составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту.
9. Задачи на выход продукта реакции.
Раздел 4. Вычисления связанные с растворами
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Расчеты связанные с растворимостью вещества.
Практика:
1.Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
2.Расчеты с использованием плотности раствора. 3.Расчеты связанные с растворимостью вещества.
Лабораторная работа:
1.Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества или молярной концентрацией раствора.
Раздел 5. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Виды ОВР: замещения, разложения, соединения. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Практика:
1-2.Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Раздел 6. Задачи на классы неорганических соединений
Задачи на оксиды, на основания, на кислоты, на соли. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практика:
1. Задачи на оксиды 2.Задачи на основания 3.Задачи на кислоты
4.Задачи на соли 5.Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторная работа:
1.. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Календарно-учебный график
№ | п/п | Тема | теория | практика | лабораторная |
| |||||
1 | 1 | Предмет химии. Понятие об алхимии. Ученые химики. Химическая символика | 1 | ||
2 | 2 | Структура Периодической таблицы Д.И. Менделеева. | 1 | ||
3 | 3 | Атомы, молекулы. Химические формулы веществ | 1 | ||
| |||||
4-5 | 1-2 | Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле Вычисление относительной молекулярной массы вещества | 1 | 1 | |
6 | 3 | Вычисления массовой доли элемента в соединении | 1 | ||
7 | 4 | Валентность. Нахождение валентности по формуле Составление формулы по валентности | 1 | ||
8 | 5 | Вычисление массы, количество молекул с помощью количества вещества | 1 | ||
9 | 6 | Вычисление объема газа (при н.у.). Расчет числа структурных частиц (молекул, атомов) в определенном количестве вещества. Число Авогадро. | 1 | ||
| |||||
10 12 | 1 -2 | Вычисление массы одного из веществ по известной массе другого вещества | 1 | ||
Вычисление объема одного из веществ по известному объему другого вещества | 1 | ||||
13-14 | 4-5 | Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Задачи на избыток одного из реагирующих веществ. | 2 | ||
15-16 | 6-7 | Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. | 2 | ||
17-18 | 8-9 | Вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ. Составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту | 2 | ||
19 | 10 | Задачи на выход продукта реакции. | 1 | ||
| |||||
20 | 1 | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе | 1 | ||
21 | 2 | Вычисление массы растворителя и растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества | 1 | ||
22 | 3 | Расчеты с использованием плотности раствора. | 1 | ||
23 | 4 | Расчеты связанные с растворимостью вещества. | 1 | ||
24 | 5 | Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества или молярной концентрацией раствора | 1 | ||
| |||||
25 | 1 | Виды ОВР | 1 | ||
26- 27 | 2-3 | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | 2 | ||
| |||||
28 | 1 | Задачи на оксиды | 1 | ||
29 | 2 | Задачи на основания | 1 | ||
30 | 3 | Задачи на кислоты | 1 | ||
31 | 4 | Задачи на соли | 1 | ||
32-33 | 5-6 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 1 | 1 | |
34 | 7 | Итоговый тест | 1 | ||
Итого 34ч | 6 ч | 26ч | 2ч |
Организационно-педагогическое обеспечение
Методическое обеспечение
Литература для учителя
- Габриелян О.С. Химия. 8,9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-стереотип.- М.: Дрофа, 2019
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии.8 -9кл. – М.: Блик плюс, 2010. Кузнецова Л.Новая технология обучения химии в 9 классе.- Обнинск: Титул, 2016.
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Цветкова С.В. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии для классов с углубленным изучением химии в основной школе.- М.: Дрофа 2018
- Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Книга для учащихся. М., Просвещение, 1986г.
- Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. Мирос, ТОО Вентана-Граф, 1993
Интернет-ресурсы
https://ege.sdamgia.ru/ - Решу ЕГЭ, сайт с большим количеством тренировочных тестов
http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html - Сборник расчетных задач для работы "Решение расчетных химических задач".
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии,раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. Приводятся рекомендации по решению задач.
http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии. Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и приборы Химическая посуда, оборудование, химические реактивы (в соответствии с программой основной школы по химии)
Технические средства обучения
Компьютер, проектор, настенная доска.
Кадровое обеспечение
Требование к педагогическим кадрам - высшее профессиональное образование в области «Образование и педагогика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...
Рабочая программа программа «Логические задачи и упражнения»
Внеурочная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Химия в задачах и упражнениях для _11 класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Химия в задачах и упражнениях для _11 класса....
Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах и упражнениях " 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа. Программа отображает основные разделы курса химии 8-9 класса....
Рабочая программа "Химия в задачах и упражнениях"
Рабочая программа дополнительного образования, естественнонаучного направления, нацеливает учащихся на решение задач различного уровня....
рабочая программа внеурочной деятельности Химия в задачах и упражнениях 9 класс
программа разработанана основе Программы элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» О.Г. Габлиелян, Т.Е. Деглина...
Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях»
Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» для 8 класса, ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Химия» предметной област...