Статья "Элективный курс "Химия благородных газов"
статья по химии (11 класс)
Благородные газы крайне редко изучаются в курсе химии 8-11 классов. Предлагаю методическую разработку элективного курса по химии и истории открытия благородных газов для более углубленного изучения химии и повышению интереса к науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ek_himiya_blagorodnyh_gazov.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Химия благородных газов» 10-11 класс
Практически все основные разделы курса «Химия» профильного уровня для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы, такие как «Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Экспериментальные основы химии», «Химия и жизнь» предполагают, изложение материала, который может послужить базисом для изучения элективного курса «Химия инертных газов». Наиболее значимыми элементами школьной программы является формирование у обучающихся представлений о строении атома, видах химической связи и особенностях межмолекулярного взаимодействия. Вместе с тем по программам средней школы, разработанных О.С.Габриеляном, Р.Я.Рудзитисом, Н.В.Кузнецовой и др., тема благородных газов и их соединений не изучается.
На примере химии инертных газов можно показать, что они были открыты вопреки ожиданиям развития Периодической системы Д.И. Менделеева. Первое потрясение научного сообщества было связано с открытием аргона, которому не нашлось место в ПСХЭ. В середине 20 века обсуждались новые потрясения, связанные с открытием реакционной способности благородных газов. Этот период в шутку и серьез был назван «кошмаром в химии». Развитие исследований, направленных на изучение способов получения инертных газов позволило в 1903 году при издании «Основ химии» выделить их в отдельную нулевую группу. Нулевая группа как бы создавала буферную зону, отделяя наиболее электроположительные - щелочные металлы и наиболее электроотрицательные атомы - галогены.
В настоящее время химия благородных газов и их соединения является одним из современных и перспективных направлений химии, особенно отмечая новые прикладные области применения.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов средних образовательных заведений естественно-научного, физико-математического профилей. Курс базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении химии, физики, биологии и математики и рассчитан на 20 часов. Содержание курса и время его проведения не противоречат последовательности изучения базового курса химии. В качестве основных форм проведения занятий предлагается изучение теоретических вопросов, проведение семинаров, подготовка реферата и презентации. и метод проектов. Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- создание познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- формирование предметных знаний, умений и навыков, на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
- интегрирование знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Задачи:
- углубить, систематизировать и закрепить, знания учащихся о благородных газах, их строении и свойствах;
- сформировать представления о специфических свойствах благородных газов;
- показать практическое значение и области применения элементов 18 группы;
- научить применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
- продолжить формирование умений анализировать химические ситуации и исследовательской деятельности;
- развивать учебно-коммуникативные умения.
Форма контроля: тестирование, итоговый проект.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, дополнительной литературы в виде защиты итогового проекта по одной из тем, предложенных учителем или выбранной учеником, в рамках изучаемого курса.
По окончанию курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 60% тестовых заданий, и на итоговой конференции защитить свою проектную работу.
Ожидаемые результаты знаний и умений учащихся.
Они должны знать:
- способы получения соединений благородных газов;
- атомные характеристики благородных газов;
- изотопы благородных газов и их местонахождение;
- собенности химической связи благородных газов;
- применение благородных газов.
Они должны уметь:
- проводить самостоятельный поиск литературы;
- определять цель и выделять объект исследования;
- составлять уравнения реакций разных типов;
- работать в группе, сформированной учителем.
Календарный план элективного курса «Химия благородных газов»
№п/п | Содержания занятия | Вид занятия | Количество часов |
1 | Исторические аспекты открытия благородных газов. | Лекция | 2 |
2 | Значение открытия инертных газов и ПСХЭ. | Сем. | 1 |
3 | Строение атомов и их характеристики. | Сем. | 3 |
4 | Способы получения и идентификации благородных газов. | Сем. | 1 |
5 | Особенности химической связи благородных газов и их соединений. | Сем. | 3 |
6 | Реакционная способность инертных газов. | Сем. | 1 |
7 | Способы получения фторидов ксенона и химическая связь в молекулах. | Сем. | 2 |
8 | Фториды криптона и радона. | Сем. | 1 |
9 | Способы получения кислородных соединений. | Сем. | 2 |
10 | Применение благородных газов в технике. | лекция | 1 |
11 | Применение благородных газов в медицине. | лекция | 1 |
12 | Подготовка и представление презентаций защиты итогового проекта. | зачет | 2 |
Итого | 20 |
Ниже приведен пример элективного урока №8, рассчитанного на 1 академический час.
Цель занятия: Познакомить учащихся со способами получения фторидов криптона и радона.
Тип занятия: продолжение усвоения нового материала.
Методы проведения занятия: словесный, наглядный, использование средств СТОХ.
Оборудование: компьютер с презентацией, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Подготовительный момент (5 мин).
Ознакомление учащихся с темой занятия и раздача заданий для повторения материала.
2. Основной этап.
а) Актуализация знаний (15 мин).
Учитель раздает карточки с заданиями, уч-ся в течение 5 минут выполняют их, а затем проверяют правильность ответов.
Пример заданий (выполняется всей группой вместе с учителем на карточках):
- Вставьте в клеточки пропущенные вещества, получающиеся в ходе реакций:
- Продолжите схемы реакций:
XeO + H2O = …+ …
H2O2 + XeF2 = Xe + … + …
… + H2O = XeO3 + …+ 12HF
- Опишите химическую связь молекулы XeF4 с помощью МО.
- Что такое эксимерные молекулы? Как аналоги каких химических соединений они описываются и почему?
б) Объяснение нового материала (20 мин)
Учитель: Ученые хорошо изучили не только фториды ксенона, но также и других благородных газов. Сегодня мы разберем примеры фторидов криптона и радона.
Соединения криптона на примере дифторида криптона.
Дифторид криптона ученые Малм и Аппельман получили действием электрического разряда на смесь криптона и фтора с соотношением 1:1 и при низком давлении:
Kr + F2 = KrF2
KrF2 является очень сильным фторокислителем, уступает он лишь атомарному фтору, но превосходит F2, O2 и др.
Задание: какое еще соединение благородного газа является сильным фторокислителем?
Как донор ионов фтора дифторид криптона уступает даже XeF2, т.к. из раствора KrF2, SbF5, XeF6 (1:1:1) в BrF5 при оС был выделен XeF6-nSbF5.
Задание: если KrF2 в донорных свойствах уступает даже XeF2, то какое соединение ксенона является самым сильным донором?
Соединения радона.
Радон окисляется в водных растворах перекиси, перманганата калия и др., т.е. какими свойствами он обладает?
Активно изучением способов получения химических соединений радона занимались советские ученые Климов, Прусаков и Соколов. Фториды радона они получили при взаимодействии радона с ClF3, KrF2 и другими фторидами ксенона при комнатной температуре. Также они предполагают, что в безводных фторсодержащих растворителях, например, в HF, в катодном пространстве, фторид радона (II) диссоциируют на два иона RnF+ и Rn2+(как нзывается такой тип молекул?). Также фторид радона можно получить взаимодействием самого радона с фторидами ксенона (II) и (IV):
Rn + XeF2 = RnF2
Существуют большие проблемы при работе с радоном
- радон радиоактивен;
- является одним из самых тяжелых инертных газов;
- из-за своей плотной электронной оболочки он неохотно реагирует с теми веществами, с которыми легко реагируют ксенон и криптон.
3. Подведение итогов (5 мин).
Как мы видим, все благородные газы реакционно способны. Самое трудное, как и для получения любого другого вещества, найти подходящие условия реакций. Химия стоит на пороге новых открытий, и самым неожиданным открытием ХХ века стало получением соединений благородных газов и изучение их химических и физических свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татьяна - любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны.
Конспект урока литературы...
Эксплуатация оборудования для транспортирования жидкостей, газа и осушки газа.
Методы осушки природного и попутного газа....
Благородные газы
Презентация "Благородные газы и их свойства", содержащая развернутый и оригинальный материал для проведения урока химии по одноименной теме. Презентация может быть использована на уроке в школе и...
Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)
Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
Вычисление относительной плотности газа по другому газу и расчет количества теплоты
Вычисление относительной плотности газа по другому газу и расчет количества теплоты...
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры.
Презентация Ловцовой А.Ф. по теме."Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры." находится по ссылке- https://vk.com/wall555604454_3503 Давление газов объясняет...