Опыты на обобщающем уроке «Классификация химических реакций»
статья по химии (9 класс)
В данной статье рассматриваютя методы, помогающие эффективно сориентировать учащихся в многообразии химических реакций, а также развивающие практические умения обращения с химическими реактивами и оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_na_obobshchayushchem_uroke.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты на обобщающем уроке «Классификация химических реакций»
Цель обобщающего урока по теме «Классификация химических реакций» в 9 классе заключается в том, что у учащихся должно сформироваться правильное понимание о множественности происходящих в природе процессов. Наблюдение этих процессов, использование логических приемов (сравнение, анализ) дают возможность создать стройную классификацию реакций. При этом проведение самими учащимися демонстрационных опытов позволяет соединить теоретические и практические представления, тем самым обеспечивая условия для более глубокого осмысления, восприятия и запоминания учебного материала.
Перед уроком по данной теме ученики получают индивидуальные домашние задания. Им необходимо записать ход демонстрационного опыта и уравнения соответствующих реакций. Всего 7 заданий.
Первое задание носит теоретический характер и необходимо для систематизации знаний. Здесь ученик представляет способы классификации химических реакций:
- По числу и составу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате
- По изменению степени окисления элементов
- По тепловому эффекту
- По признаку обратимости
Задание выполняется в виде схем.
Последующие задания составлены так, что выполняя их, учащиеся приходят к выводу: в природе трудно найти реакцию, относящуюся только к одному определенному типу, большинство из них можно отнести сразу к нескольким типам, в соответствии с разными подходами к классификации.
Задание 2. ОВР (окислительно-восстановительные реакции). Реакции соединения. Например, реакция горения серы или фосфора. (Выполняют учащиеся).
Задание 3. Реакции разложения без изменения степени окисления. Например, разложение угольной кислоты (бутылка с минеральной водой). Опытным путем ученик определяет наличие углекислого газа. Для этого газированную воду наливают в пробирку с газоотводной трубкой, нагревают, выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды-вода мутнеет.
Задание 4. Реакции разложения и соединения. ОВР.
Например, в тигле помещают равные количества перманганата калия, древесного угля и железа. Тигель нагревают. Протекают одновременно 3 реакции: разложение перманганата и реакции соединения с образованием оксидов углерода и железа.
Задание 5. Реакции замещения. ОВР.
Например, реакция между раствором сульфата меди (II) и железом (гвоздь).
Задание 6. Реакции обмена, без изменения степени окисления.
В стакан наливают силикатный клей, разбавляют водой (1:1). На дно бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца. Через некоторое время начинают расти кристаллы соответствующих силикатов.
Задание 7. Экзотермические реакции разложения и соединения. ОВР.
На асбестовую сетку насыпают холмиком дихромат аммония, смешанный с порошком магния. В центре смачивают несколькими каплями спирта и поджигают горящей лучиной. Протекают две реакции: разложение дихромата аммония и горение магния.
Урок с использованием словесных наглядно-практических методов обучения помогает эффективно сориентировать учащихся в многообразии химических реакций, а также развивает практические умения обращения с химическими реактивами и оборудованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс
Презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс...
презентация для урока "Классификация химических реакций"
Презентация на тему "Классификация химических реакций". Данная презентация направлена в помощь учителям для объяснения данной темы....
Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...
Презентация к уроку "Классификация химических реакций"
Презентация к уроку "Классификация химических реакций"...
презентация к уроку "Классификация химических реакций"
Презентация представляет поэтапное раскрытие темы урока "Классификация химических реакций"...
Презентация к уроку "Классификация химических реакций"
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...