ТКУ по химии "Углерод"
план-конспект по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_problemnogo_uroka_konakova_e.s.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проблемно – диалогового урока
Учитель Конакова Екатерина Сергеевна
Предмет, класс Химия 9 класс
Габриелян О.С. Химия. 9 кл. ДРОФА 2013г.
Тема урока Углерод, его физические и химические свойства
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Методы обучения: Наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная
Обеспечение урока
Учебник. Под редакцией Габриелян О.С. Химия. 9 кл. ДРОФА 2013г.; разработка урока учителя Конаковой Е.С. ; тетради, презентация к уроку; мультимедийный проектор, компьютер; модели кристаллических решеток алмаза и графита, коллекция “Шкала твердости”, на столе учащихся: нож для резки стекла, лоток с реактивами и лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, пробирки, соляная кислота, мел, уголь, раствор синьки, известковая вода, лакмус, прибор для получения газа, лабораторный штатив).
Цель урока:
Обучающие: Дать базовые знания об углероде, его физических и химических свойствах , умениями и навыками, закрепить ранее полученные знания.
Развивающие: Развивать мышление, формировать способность к самостоятельному суждению, видению взаимосвязи и различий в событиях и явлениях, уметь работать в команде и высказывать свою точку зрения, грамотно работать с информацией.
Воспитательные: Воспитание коммуникативной культуры.
Задачи:
Изучить строение атома углерода, исходя из его положения в периодической системе,
Формировать представления об аллотропии на примере углерода.
Познакомить учащихся с явлением адсорбции.
Изучить физические и химические свойства углерода, нахождение его в природе.
Продолжить развитие у учащихся желание к самостоятельному добыванию знаний на уроке, с помощью побудительного диалога; навыков взаимодействия в группах, самостоятельности логического мышления
Этапы урока. | Задачи | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный этап (1 мин.) | 1.Приветствие класса 2.Проверить готовность обучающихся к уроку 3Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки | Добрый день! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и с пользой. Контролирует наличие учебных принадлежностей Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Целеполагание. (4мин.) | Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи Сформулировать цели и задачи урока. | Определяет тему урока, привлекает учащихся к постановке цели урока Отгадайте загадку и прокомментируйте свойства «достоинствах» о которых идет речь: «У элемента номер шесть Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель.
| Участвуют в целеполагании, анализируют стихотворение. Определяют тему урока. Формулируют цели и задачи урока Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Актуализация субъективного опыта (5 мин.) Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | Определить важность изучаемой темы | Обозначает проблему Химический элемент углерод находится в 4 гр. Гл. П/гр. ПСХЭ Д.И.Менделеева – золотая середина – часто так называют эту подгруппу Как положение ПСХЭ Д.И.Менделеева сказывается на физических и химических свойствах углерода. | Отвечая на вопросы учителя, высказывают свои предположения Вспоминают об особенностях строения атомов элементов этой группы. Особенности строения атома: четыре электрона на в.э.у. и причём s-электрон может переходить на р-подуровень, что даёт возможность атому образовывать четыре ковалентные связи. И это позволяет образовывать больше аллотропных видоизменений. | Познавательные: развивать операции мышления, ставить задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания |
Изучение новых знаний и способов деятельности (20 мин.) Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них | Изучение физических свойств углерода. Формироваие понятий Адсорбция Аллотропия | Понятие аллотропия. Для каких ранее изученных элементов характерна существование нескольких простых веществ? Учитель демонстрирует слайд Углерод имеет несколько аллотропных модификаций: алмаз, графит, карбин, поликумулен, фуллерен. Некоторые из них встречаются в природе, а другие получены искусственным путем. О важнейших модификациях углерода мы расскажем друг другу о после выполнения самостоятельной работы. Самостоятельное получение знаний. Работа в группах Прочтите и, пользуясь изображением на слайде и моделями на столах, ответе на вопрос: Почему у разных аллотропных веществ углерода такие разные физические свойства? 1 группа – алмаз 2 группа – графит. Вводит понятие Адсорбция Рассказывает о применении активированного угля и демонстрирует его | Записывают в тетради. Аллотропия – это явление существования нескольких простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом. Характерна для кислорода, сераы и фосфора. Читают информационные карточки. Дают свои объяснения. Выдвигают гипотезы Ученики делают вывод . В алмазе атомы углерода размещаются очень плотно, причем каждый из них прочно связан с четырьмя окружающими атомами. В структуре же графита выделяются параллельные плоские сетки, состоящие из шестиугольников с атомами углерода в вершинах. В каждом отдельно взятом слое связь между атомами углерода довольно прочная, а между слоями – слабая. Поэтому графит мягок, оставляет след на бумаге. Делают схематичный рисунок кристаллических решеток в тетрадях. Рассматривают таблетки активированного угля Записывают в тетради. Адсорбция – это способность некоторых твердых веществ поглощать газы и растворенные вещества. | Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию, слушать. строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Личностные: внутренняя позиция, мотивация, осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию. |
Изучение химических свойств углерода | Переходим к изучению химических свойств углерода. Химическая активность разных аллотропных модификаций углерода различна. Наиболее активным является аморфный углерод, затем следует графит и алмаз. Почему? При обычных условиях углерод химически инертен, но при нагревании реагирует со многими соединениями. Все реакции углерода протекают при высоких температурах (от 600-1700 С). Задает проблемный вопрос. В связи с особенностями строения атомы какие степени окисления может проявлять углерод и с какими веществами вступать во взаимодействие? Привлекает к обсуждению вопросов. Координирует результаты самостоятельной деятельности учащихся. Объясняет задание для самостоятельного выполнения. Внимание на экран. На схеме показаны химические свойства углерода. Запишите уравнения соответствующих реакций и рассмотрите их как ОВР. | Обучающиеся дают свои версии. В результате обсуждения приходят к выводу, что в алмазе связи самые прочные и поэтому он самый не активный из всех модификаций, а графит и его разновидность аморфный уголь наоборот. Заслушивают ответы партнёров обсуждают по группам; уточняют результаты в источниках (учебнике, презентации). фиксируют в графической, символьной форме. Дают ответы. Заслушивают ответы партнёров по группам; дополняют, уточняют ответы Выполняют упражнение Записывают в тетрадь | ||
Проверка понимания изученного материала (10мин.) | Проверка уровня усвоения учащимися материала . Коррекция знаний. Оценить степень усвоения учебного материала | Ребята, мы рассмотрели все пункты плана. На уроке вы узнали много нового и интересного. Проверим ваши знания с помощью небольшого теста. Напишите химические свойства углерода, используя метод “Скелет рыбы”. | Записывают в тетрадь Выполняют задания теста, взаимопроверка: обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют правильность ответов по ключу, который демонстрируется на экране. Записывают в тетрадь
| Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий Личностные: Формируют оценку и самооценку |
Подведение итогов урока (2 мин.) | Подвести итоги урока. | Фронтальная беседа по вопросам:
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга |
Информация о домашнем задании (1 мин.) | При выполнении домашнего задания проверить степень усвоения изученного материала | Комментирует домашнее задание: Обязательное домашнее задание параграф 30 (по учебнику О.С. Габриэляна), стр. 172 , задание 6 (дописать ОВР по схеме). Дополнительное домашнее задание составить задачу по теме сегодняшнего урока | Обучающиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Рефлексия (2 мин.) | Наш урок подходит к концу и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы: -За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке? -За что ты можешь похвалить своих одноклассников? -За что ты можешь похвалить своего учителя? Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня | Фиксируют сове настроение и отношение к проведенному уроку | Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |