Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Урок построен с использованием материалов образовательной платформы Сберкласс. Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии

Предмет, класс, дата

Химия, 8в класс, 15.03.2022 года

Учитель

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Тема урока, № урока

Урок  № 48 по теме: «Типы химических реакций»

Тип урока

Усвоения, обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Изучить классификацию химических реакций;

Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и  характеризовать химические реакции  на основе их классификации.

Задачи урока

Обучающие

Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающие

Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные

Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке,  культуры   речи,  трудолюбия, усидчивости.

Требования ФГОС ООО

(предполагаемые   результаты

обучения)

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя.

Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология оценивания учебных успехов;
  • технология персонализированного обучения (использование платформы СберКласс);
  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • метод проблемного изложения;
  • репродуктивный
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

Методы познавания

Самопознания

Оборудование, средства обучения

  • учебник,  рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал для групп обучающихся, карточки для внесения ответов;
  •  лабораторное оборудование – пробирки; штатив для пробирок;
  •  химические вещества – Fe (железный гвоздь или скрепка), сульфат меди (II), нитрат серебра, хлорид кальция.

Основные виды деятельности

лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

этап

Настрой на работу

Слушание учителя

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и само-образованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление  о моральных нормах поведения

Постановка цели и задач урока.

Мотивационно - целевой

Эти явления знаете вы

В природе и в быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?

Фронтальная беседа:

А что такое химическая реакция?

Каковы признаки химических реакций?

Каковы условия возникновения химических реакций?  

Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций?

Что такое классификация?

Так как же звучит тема нашего урока?

Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?

Что мы будем изучать?

Отвечают на вопрос.

Ответ: Химические реакции.

Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.

Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций.

Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций.

Ответ: Классификация химических реакций.

Ответ: Деление на группы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

регулятивные

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

коммуникативные:    

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

Актуализация знаний учащихся    

Мотивирующее задание (платформа СберКласс, модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды»

Прочитай отрывки из стихотворений и определи, о каких химических реакциях в них идёт речь.

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (А. Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко! (И. Суриков)

3. А если медь в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите — так взвесьте… (Е. Ефимовский)

4. Световых частиц поток

Падает на зелёный листок,

Листок кислород выделяет,

Углекислый газ поглощает. (Из ответа ученика)

Ответ: Разрушение хлорофилла в растениях

Ответ: Горение

Ответ: Горение (окисление кислородом) меди

Ответ: Фотосинтез

Личностные результаты

1.Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

1 задание.

Платформа Сберкласс, модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 2.0, Б1.

Разные типы реакций (вариант II)

10 минут. Индивидуально

1. Реакции, в которых из одного вещества образуется несколько новых веществ, относятся к реакциям:

Выбери правильный ответ

А   замещения   Б   разложения  

В   обмена   Г   соединения

2. Реакции между двумя сложными веществами, при которых образуется несколько новых веществ, относятся к реакциям:

Выбери правильный ответ

А   замещения   Б   разложения  

В   обмена   Г   соединения

3. Какое уравнение соответствует реакции соединения?

Выбери правильный ответ

А   N2 + O2 = 2NO

Б   CaCO3 = CaO + CO2

В   CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Г   Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

4. Какое уравнение соответствует реакции замещения?

Выбери правильный ответ

А   CaO + H2O = Ca(OH)2

Б   Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2

В   Na2O + 2HCI = 2NaCI + H2O

Г   2AI(OH)3 = AI2O3 + 3H2O

5. Восстанови пропущенную запись:

? + H2SO4 = ZnSO4 + H2

Напиши короткий ответ на вопрос

6.  Уравнение выше соответствует реакции:

Выбери правильный ответ

А   соединения   Б   разложения  

В   замещения   Г   обмена

7. Какое уравнение соответствует экзотермической реакции?

Выбери правильный ответ

А   2Mg + O2 = 2MgO + Q

Б   N2 + O2 = 2NO – 90,4 кДж

В   H2 + I2+ Q = 2HI

Г   CaCO3 = CaO + CO2 – Q

8. Какие реакции являются обратимыми? Укажи уравнения.

Выбери все правильные ответы

А   CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KOH

Б   2Cu + O2 = 2CuO

В   Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

Г   N2 + 3H2 ⇆ 2NH3

Д   Н2 + Cl2 ⇆ 2HCl

9. Установи соответствие между уравнением и типом реакции.

CH4(г) + O2(г) = CO2(г) + H2O(г)                                

Тип реакции:  гомогенная,  гетерогенная

Zn(тв) + H2SO4(р-р) ⇆ ZnSO4(тв) + Н2(г)                    

Тип реакции:  гомогенная,  гетерогенная

10. Какие уравнения соответствуют окислительно-восстановительным реакциям?

Выбери все правильные ответы

А   NaBr + AgNO3 = AgBr + NaNO3

Б   2NH4Cl + Ba(OH)2 → BaCl2 + 2H2O + 2NH3

В   2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

Г   Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

Д   2H2O2 = 2H2O + O2

Выполнение задания на платформе Сберкласс (незарегистрированные в Сберклассе обучающиеся выполняют задания в рабочей тетради. Ответы переносят в карточку для внесения ответов)

Ответ: Б

Ответ: В

Ответ: А

Ответ: Б

Ответ: Zn

Ответ: В

Ответ: А

Ответ: Г, Д

Ответ: гомогенная

Ответ: гетерогенная

Ответ: Г, Д

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

З а д а н и я.

1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F)

2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В)

3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он  в  7-м  периоде.(Fr)

4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы,  

2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О)

5). Переведите  взгляд вниз и влево, на элемент, атомы   которого  образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg)

6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl)

Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

Класс разделен на 5 групп, задания напечатаны в раздаточных материалах.

Инструктаж по технике безопасности.

Инструктивная карточка

Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1. Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

2. Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

3. Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

4. Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

5.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

6. В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

7. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

2 задание.

Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 2.0, Б3. Лабораторная работа с растворами. 7 минут. Индивидуально (или в группе)

Проведите опыт. Смешайте в пробирке раствор хлорида кальция CaCl2 и раствор нитрата серебра AgNO3. Понаблюдайте за происходящим в пробирке.

К какому типу относится данная реакция по обратимости? Аргументируйте ответ.

3 задание.

Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 3.0, А. Лабораторный опыт со скрепкой

10 минут. В малых группах

Объединитесь в группы. Проведите опыт.

Поместите в пробирку железную скрепку (или гвоздь).

Прилейте к ней раствор сульфата меди (CuSO4).

Какой признак указывает на то, что произошла реакция?

Запишите уравнение реакции, если известно, что её продуктами являются медь и сульфат железа(II). Укажите агрегатные состояния веществ.

4 задание.

Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 3.0, Б. Горение алюминия

7 минут. В парах

Алюминиевый порошок, смешанный с выделяющими кислород веществами, начинает интенсивно гореть при температуре выше 250°С. Это свойство широко используется в пиротехнике и при производстве ракетного топлива. Распылённый же в воздухе алюминиевый порошок с размерами частиц менее 100 мкм способен образовывать взрывчатую смесь даже при комнатной температуре, интенсивно сгорая в кислороде воздухе. Это часто становится причиной горения свалок.

Объединитесь в пары. Запишите уравнение реакции образования оксида алюминия. Расставьте коэффициенты.

К каким типам относится данная реакция?

Слушание учителя Выполняют лабораторную  работу,   соблюдая  правила техники безопасности.

Выполнение задания на платформе Сберкласс (незарегистрированные в Сберклассе обучающиеся оформляют работу в рабочей тетради. Ответы переносят в карточку для внесения ответов)

 

Ответ: Необратимая, выпал белый творожистый осадок

Ответ: Образуется красный налет на скрепке

 Fe(тв) + CuSO4(р-р) = FeSO4(р-р) + Cu(тв)

 Ответ:

4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q

Реакция соединения,

Экзотермическая,

Гетерогенная,

Необратимая, ОВР

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Первичная проверка понимания

- Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы.

- Какие из них нам удалось решить?

Взаимопроверка работ по группам по схеме:

1 группа → 2 группа

2 группа → 3 группа

3 группа → 4 группа

4 группа → 5 группа

5 группа → 1 группа

Фронтальная работа

Оценивают и корректируют свои знания и знания одноклассников.

Рефлексия.

Самооценка результатов работы обучающихся на уроке

Пожалуйста, ответьте на вопросы. Опираясь на систему оценивания, подсчитайте общее количество баллов.

Ответ «да» – 5 баллов  

Ответ «скорее да» – 3 балла

Ответ «скорее нет» – 1 балл

Ответ «нет» – 0 баллов

Чему я научился

Моя самооценка

Кол-во баллов

  1. Я понимаю различие между физическими и химическими процессами

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я могу перечислить четыре типа химических реакций по числу участвующих и образующихся веществ

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я могу назвать признаки экзо- и эндотермических реакций

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я принимал активное участие в командной работе

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Наша команда справилась с задачей

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

17–20 баллов – блестяще! Вы в совершенстве усвоили содержание модуля.

13–16 баллов – вы отлично поработали и усвоили большую часть предложенного материала, спасибо!

9–12 баллов – неплохо! Надеемся, вы узнали немало интересного и ещё вернётесь к темам, затронутым в модуле.

5–8 баллов – спасибо за старание!

0–4 баллов – возможно, вам стоит попробовать поработать с этим материалом ещё раз чуть позже.

Повторим цель урока.  Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии.

Самооценивание

Учащиеся отвечают на вопросы. Опираясь на систему оценивания подсчитывают общее количество баллов. Отмечают  новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность,               достижение поставленной цели.

Вывод:  Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Повторить §§26-34. Подготовиться к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами»

По выбору: Составьте синквейн по теме урока.

«Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой

Запись домашнего задания

Приложение 1. Кластер «Явления»

Приложение 2.

Инструктивная карточка

Определите возможность протекания реакции между растворами. Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Приложение 3.

Самооценка результатов ____________________________

                                                               Фамилия, имя

Пожалуйста, ответьте на вопросы. Опираясь на систему оценивания, подсчитайте общее количество баллов.

Ответ «да» – 5 баллов  

Ответ «скорее да» – 3 балла

Ответ «скорее нет» – 1 балл

Ответ «нет» – 0 баллов

Чему я научился

Моя самооценка

Кол-во баллов

  1. Я понимаю различие между физическими и химическими процессами

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я могу перечислить четыре типа химических реакций по числу участвующих и образующихся веществ

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я могу назвать признаки экзо- и эндотермических реакций

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Я принимал активное участие в командной работе

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

  1. Наша команда справилась с задачей

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

17–20 баллов – блестяще! Вы в совершенстве усвоили содержание модуля.

13–16 баллов – вы отлично поработали и усвоили большую часть предложенного материала, спасибо!

9–12 баллов – неплохо! Надеемся, вы узнали немало интересного и ещё вернётесь к темам, затронутым в модуле.

5–8 баллов – спасибо за старание!

0–4 баллов – возможно, вам стоит попробовать поработать с этим материалом ещё раз чуть позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...