Предмет, класс, дата | Химия, 8в класс, 15.03.2022 года
|
Учитель | Дзугаева Светлана Урузмаговна
|
Тема урока, № урока | Урок № 48 по теме: «Типы химических реакций»
|
Тип урока | Усвоения, обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Изучить классификацию химических реакций; Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации. |
Задачи урока | Обучающие | Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие | Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. |
Воспитательные | Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости. |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками |
Предметные | Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя. Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные технологии | - технология оценивания учебных успехов;
- технология персонализированного обучения (использование платформы СберКласс);
- информационные технологии, ИКТ;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология педагогического сотрудничества;
- здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)
|
Методы обучения | - метод проблемного изложения;
- репродуктивный
- иллюстративный метод;
- эвристический метод;
- поисковый метод;
- метод анализа и синтеза.
|
Методы познавания | Самопознания |
Оборудование, средства обучения | - учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал для групп обучающихся, карточки для внесения ответов;
- лабораторное оборудование – пробирки; штатив для пробирок;
- химические вещества – Fe (железный гвоздь или скрепка), сульфат меди (II), нитрат серебра, хлорид кальция.
|
Основные виды деятельности | лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап |
| Настрой на работу Слушание учителя
| Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и само-образованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения
|
Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой
| Эти явления знаете вы В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления?
Фронтальная беседа: А что такое химическая реакция?
Каковы признаки химических реакций?
Каковы условия возникновения химических реакций?
Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация?
Так как же звучит тема нашего урока?
Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?
Что мы будем изучать? |
Отвечают на вопрос. Ответ: Химические реакции.
Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.
Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций.
Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций.
Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы.
Формулируют тему урока.
Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.
Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: регулятивные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
|
Актуализация знаний учащихся | Мотивирующее задание (платформа СберКласс, модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды»
Прочитай отрывки из стихотворений и определи, о каких химических реакциях в них идёт речь.
1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. (А. Пушкин)
2. И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко, Освещая тьму ночную Далеко и ярко! (И. Суриков)
3. А если медь в печи нагреть, То станет тяжелее медь С окалиною вместе. Не верите — так взвесьте… (Е. Ефимовский)
4. Световых частиц поток Падает на зелёный листок, Листок кислород выделяет, Углекислый газ поглощает. (Из ответа ученика)
|
Ответ: Разрушение хлорофилла в растениях
Ответ: Горение
Ответ: Горение (окисление кислородом) меди
Ответ: Фотосинтез
| Личностные результаты 1.Стремиться к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания | 1 задание. Платформа Сберкласс, модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 2.0, Б1. Разные типы реакций (вариант II) 10 минут. Индивидуально
1. Реакции, в которых из одного вещества образуется несколько новых веществ, относятся к реакциям: Выбери правильный ответ А замещения Б разложения В обмена Г соединения
2. Реакции между двумя сложными веществами, при которых образуется несколько новых веществ, относятся к реакциям: Выбери правильный ответ А замещения Б разложения В обмена Г соединения
3. Какое уравнение соответствует реакции соединения? Выбери правильный ответ А N2 + O2 = 2NO Б CaCO3 = CaO + CO2 В CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O Г Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
4. Какое уравнение соответствует реакции замещения? Выбери правильный ответ А CaO + H2O = Ca(OH)2 Б Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2 В Na2O + 2HCI = 2NaCI + H2O Г 2AI(OH)3 = AI2O3 + 3H2O
5. Восстанови пропущенную запись: ? + H2SO4 = ZnSO4 + H2
Напиши короткий ответ на вопрос
6. Уравнение выше соответствует реакции: Выбери правильный ответ А соединения Б разложения В замещения Г обмена
7. Какое уравнение соответствует экзотермической реакции? Выбери правильный ответ А 2Mg + O2 = 2MgO + Q Б N2 + O2 = 2NO – 90,4 кДж В H2 + I2+ Q = 2HI Г CaCO3 = CaO + CO2 – Q
8. Какие реакции являются обратимыми? Укажи уравнения. Выбери все правильные ответы А CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KOH Б 2Cu + O2 = 2CuO В Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ Г N2 + 3H2 ⇆ 2NH3 Д Н2 + Cl2 ⇆ 2HCl
9. Установи соответствие между уравнением и типом реакции.
CH4(г) + O2(г) = CO2(г) + H2O(г)
Тип реакции: гомогенная, гетерогенная
Zn(тв) + H2SO4(р-р) ⇆ ZnSO4(тв) + Н2(г)
Тип реакции: гомогенная, гетерогенная
10. Какие уравнения соответствуют окислительно-восстановительным реакциям? Выбери все правильные ответы А NaBr + AgNO3 = AgBr + NaNO3 Б 2NH4Cl + Ba(OH)2 → BaCl2 + 2H2O + 2NH3 В 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O Г Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O Д 2H2O2 = 2H2O + O2 | Выполнение задания на платформе Сберкласс (незарегистрированные в Сберклассе обучающиеся выполняют задания в рабочей тетради. Ответы переносят в карточку для внесения ответов)
Ответ: Б
Ответ: В
Ответ: А
Ответ: Б
Ответ: Zn
Ответ: В
Ответ: А
Ответ: Г, Д
Ответ: гомогенная
Ответ: гетерогенная
Ответ: Г, Д | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F) 2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В) 3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr) 4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О) 5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg) 6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl)
| Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания | Класс разделен на 5 групп, задания напечатаны в раздаточных материалах. Инструктаж по технике безопасности. Инструктивная карточка Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности: 1. Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку. 2. Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать. 3. Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону. 4. Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете. 5.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку. 6. В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю. 7. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
2 задание. Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 2.0, Б3. Лабораторная работа с растворами. 7 минут. Индивидуально (или в группе) Проведите опыт. Смешайте в пробирке раствор хлорида кальция CaCl2 и раствор нитрата серебра AgNO3. Понаблюдайте за происходящим в пробирке. К какому типу относится данная реакция по обратимости? Аргументируйте ответ.
3 задание. Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 3.0, А. Лабораторный опыт со скрепкой 10 минут. В малых группах
Объединитесь в группы. Проведите опыт. Поместите в пробирку железную скрепку (или гвоздь). Прилейте к ней раствор сульфата меди (CuSO4). Какой признак указывает на то, что произошла реакция? Запишите уравнение реакции, если известно, что её продуктами являются медь и сульфат железа(II). Укажите агрегатные состояния веществ.
4 задание. Платформа Сберкласс. Модуль «Превращения веществ. Химические реакции, их виды», Уровень 3.0, Б. Горение алюминия 7 минут. В парах Алюминиевый порошок, смешанный с выделяющими кислород веществами, начинает интенсивно гореть при температуре выше 250°С. Это свойство широко используется в пиротехнике и при производстве ракетного топлива. Распылённый же в воздухе алюминиевый порошок с размерами частиц менее 100 мкм способен образовывать взрывчатую смесь даже при комнатной температуре, интенсивно сгорая в кислороде воздухе. Это часто становится причиной горения свалок. Объединитесь в пары. Запишите уравнение реакции образования оксида алюминия. Расставьте коэффициенты. К каким типам относится данная реакция?
| Слушание учителя Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности. Выполнение задания на платформе Сберкласс (незарегистрированные в Сберклассе обучающиеся оформляют работу в рабочей тетради. Ответы переносят в карточку для внесения ответов)
Ответ: Необратимая, выпал белый творожистый осадок
Ответ: Образуется красный налет на скрепке
Fe(тв) + CuSO4(р-р) = FeSO4(р-р) + Cu(тв)
Ответ: 4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q
Реакция соединения, Экзотермическая, Гетерогенная, Необратимая, ОВР | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Первичная проверка понимания | - Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы. - Какие из них нам удалось решить?
Взаимопроверка работ по группам по схеме: 1 группа → 2 группа 2 группа → 3 группа 3 группа → 4 группа 4 группа → 5 группа 5 группа → 1 группа | Фронтальная работа
Оценивают и корректируют свои знания и знания одноклассников.
|
|
Рефлексия. | Самооценка результатов работы обучающихся на уроке Пожалуйста, ответьте на вопросы. Опираясь на систему оценивания, подсчитайте общее количество баллов. Ответ «да» – 5 баллов Ответ «скорее да» – 3 балла Ответ «скорее нет» – 1 балл Ответ «нет» – 0 баллов
Чему я научился | Моя самооценка | Кол-во баллов | - Я понимаю различие между физическими и химическими процессами
| Да Скорее да Скорее нет Нет |
| - Я могу перечислить четыре типа химических реакций по числу участвующих и образующихся веществ
| Да Скорее да Скорее нет Нет |
| - Я могу назвать признаки экзо- и эндотермических реакций
| Да Скорее да Скорее нет Нет |
| - Я принимал активное участие в командной работе
| Да Скорее да Скорее нет Нет |
| - Наша команда справилась с задачей
| Да Скорее да Скорее нет Нет |
|
17–20 баллов – блестяще! Вы в совершенстве усвоили содержание модуля. 13–16 баллов – вы отлично поработали и усвоили большую часть предложенного материала, спасибо! 9–12 баллов – неплохо! Надеемся, вы узнали немало интересного и ещё вернётесь к темам, затронутым в модуле. 5–8 баллов – спасибо за старание! 0–4 баллов – возможно, вам стоит попробовать поработать с этим материалом ещё раз чуть позже.
Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии.
| Самооценивание Учащиеся отвечают на вопросы. Опираясь на систему оценивания подсчитывают общее количество баллов. Отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Повторить §§26-34. Подготовиться к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами» По выбору: Составьте синквейн по теме урока. «Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой
| Запись домашнего задания
|
|