Урок по теме "Классификация химических элементов"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Афанасьева Валентина Васильевна

Урок по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_kursov.docx32.27 КБ
Файл urok_dlya_kursov.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет химия                     Класс 8

Базовый УМК  Габриелян О. С.

Тема урока: « Классификация неорганических соединений»

Учитель: Афанасьева В.В.

Цель: создание условий для знакомства с классификацией неорганических соединений 

Задачи урока:

  •  познакомить с классом неорганических веществ, обеспечить в ходе урока усвоение понятий,
  • формировать   общеучебные умения;
  • учить ставить цель и организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности,
  • использовать яркие примеры воздействия на чувства обучающегося,
  •  развивать познавательный интерес школьников,
  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,
  •  обеспечить гуманистический характер обучения.

Тип урока:   Урок новых знаний

Форма урока: урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности

 Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, природоведческая

Методы обучения на уроке: сравнительно-иллюстративный, проблемно - обобщающий, частично – поисковый метод, исследовательский метод

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, (алюминий, медь- проволока), уголь активированный, поваренная соль, хозяйственное мыло,(тальк- детская присыпка состоит из 3 оксидов магния, кремния и воды),лимон, мел

 

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1

Организационный момент

Приветствие.

Ориентирует учащихся на работу.

Приветствие учителя. Организуют рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

  -У вас на столах лежат вещества, всем вам знакомые, разделите их на две группы, использую свои химические знания

 

Познавательные:

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3

Совместное открытие новых знаний 

По какому принципу вы раздели вещества

 Какие вещества называют простыми?

? Какие вещества называют сложными?  

На сегодняшнем уроке вы будете выполнять различные задания, с которыми вы познакомитесь в маршрутном листе, первый вид задания  вы уже выполнили, оцените себя!

Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ.

В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того чтобы легче было ориентироваться во всем многообразии

? Ваша задача Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных

Мы подошли к теме нашего урока.

Помогите мне сформулировать ее.

(Раскрываю доску с темой урока)

Следующее задание №2  в маршрутном листе

Ваша задача посмотреть на состав веществ, распределить их по сходным признакам на 4 группы.   Проверьте   (слайд) и оцените себя 

Какую цель мы можем поставить перед собой

Давайте вернемся к нашим формулам. Что вы положили в основу нашей классификации?

В 1 группе вещества состоят из скольки элементов?

(Словарное слово на  доске)

Оксиды - сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород

Посмотрите на реактивы, к какому классу  вы бы его отнесли? (не поняла)

находит широкое применение в строительстве

сейчас ваша задача, определить, о чем я говорю: Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?                                                                     (Ответ: Вода.)

Вода-это также оксид водорода

Следующая группа веществ ОН

Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксидной  группы

ОН на доске - гидроксидная группа

что мы отнесем к основаниям из реактивов на вашем столе

основание – это название класса,

а читают пример

гидроксид лития, гидроксид калия- аккумуляторы

гидроксид натрия – для очистки нефти, производство мыла

гидроксид кальция - производство сахара ,соды, в строительстве

Следующая группа веществ

кислоты – это сложные вещества,  состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

Я расскажу вам о пользе кислот,

 Может, не знает о них наш народ.

 Если ты проглотил аскорбинку,

 Твой организм получил витаминку.

 Знай, закрывает болезням врата

 Аскорбиновая кислота!

 Если простыли, болит голова,

 Вас аспирин выручает сперва.

 Яблоко ешь – кислый вкус красота,

 В яблоке – яблочная кислота.

 Яблочный уксус по ложечке пейте,

 И обязательно вы похудеете.

 Уксус столовый на кухне хранится –

 Для консервации он пригодится.

 Но и компресс из него помогает,

 Быстро он жар при простуде снижает.

 Фрукты и овощи, щавель, крапива

 Кислоты содержат – и это не диво.

 Есть в муравьях и крапиве невинная

 С виду совсем кислота муравьиная.

 Жжет она кожу, но есть в ней и прок –

 Ваш ревматизм она вылечит в срок.

 Лучше не жуйте косточки вишни

 И абрикосов – это все лишнее.

 Будет вам плохо – диагноз такой:

 Синильной отравлены вы кислотой.

 Думаю, что совсем не приукрашу,

 Если хвалить буду я простоквашу,

 Есть в ней молочная кислота –

 Молодость ваша и красота.

последний класс - соли сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков

Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут;

Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде;

Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;

Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.

простые и сложные вещества

 Вещества, состоящие из атомов одного вида Вещества, состоящие из атомов разного вида

оценивают в маршрутных листах

распределяют соединения

«Классификация неорганических веществ»

научиться распознавать химические вещества и классифицировать

неорганические соединения

сходные элементы

Обучающиеся  дают определение оксидов

класс оксиды

на наших столах

лимон

на вашем столе

поваренная соль

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота  оксид; основание; соль

должны уметь: определять  

Метапредметные умения: сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным

оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

4

Первичное

закрепление изученного материала

 

задание: перед вами ряд веществ, ваша задача распределите их по классам

тест

1.Какие вещества состоят из 2 элементов, один из которых кислород?

а)Кислоты

б)Соли

в)Оксиды

2.НNO3- это

а)кислота

б)оксид

в)соль

3.Какая кислота содержится в крапиве?

а)уксусная

б)лимонная

в)муравьиная

4.В каких соединениях на первом месте стоит водород?

а)соль

б)основание

в) кислота

оцените себя

ответы на слайде

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5

Домашнее задание

Повторить записи в тетради

Индивидуальное задания

Приготовить сообщение по основным неорг классам

6

Рефлексия

Наш урок заканчивается, достигли ли мы цели урока? Какие задачи мы при этом реализовывали?

рефлексия

 – я сегодня для себя узнал нового…

-было интересно…

- меня удивило…..

- теперь я могу…

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет химия                     Класс 8

Базовый УМК  Габриелян О. С.

Тема урока: « Классификация неорганических соединений»

Учитель: Афанасьева В.В.

Цель: создание условий для знакомства с классификацией неорганических соединений 

Задачи урока:

  •  познакомить с классом неорганических веществ, обеспечить в ходе урока усвоение понятий,
  • формировать   общеучебные умения;
  • учить ставить цель и организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности,
  • использовать яркие примеры воздействия на чувства обучающегося,
  •  развивать познавательный интерес школьников,
  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,
  •  обеспечить гуманистический характер обучения.

Тип урока:   Урок новых знаний

Форма урока: урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности

 Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, природоведческая

Методы обучения на уроке: сравнительно-иллюстративный, проблемно - обобщающий, частично – поисковый метод, исследовательский метод

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, (алюминий, медь- проволока), уголь активированный, поваренная соль, хозяйственное мыло,(тальк- детская присыпка состоит из 3 оксидов магния, кремния и воды),лимон, мел

 

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1

Организационный момент

Приветствие.

Ориентирует учащихся на работу.

Приветствие учителя. Организуют рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

  -У вас на столах лежат вещества, всем вам знакомые, разделите их на две группы, использую свои химические знания

 

Познавательные:

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3

Совместное открытие новых знаний 

По какому принципу вы раздели вещества

 Какие вещества называют простыми?

? Какие вещества называют сложными?  

На сегодняшнем уроке вы будете выполнять различные задания, с которыми вы познакомитесь в маршрутном листе, первый вид задания  вы уже выполнили, оцените себя!

Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ.

В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того чтобы легче было ориентироваться во всем многообразии

? Ваша задача Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных

Мы подошли к теме нашего урока.

Помогите мне сформулировать ее.

(Раскрываю доску с темой урока)

Следующее задание №2  в маршрутном листе

Ваша задача посмотреть на состав веществ, распределить их по сходным признакам на 4 группы.   Проверьте   (слайд) и оцените себя 

Какую цель мы можем поставить перед собой

Давайте вернемся к нашим формулам. Что вы положили в основу нашей классификации?

В 1 группе вещества состоят из скольки элементов?

(Словарное слово на  доске)

Оксиды - сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород

Посмотрите на реактивы, к какому классу  вы бы его отнесли? (не поняла)

находит широкое применение в строительстве

сейчас ваша задача, определить, о чем я говорю: Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?                                                                     (Ответ: Вода.)

Вода-это также оксид водорода

Следующая группа веществ ОН

Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксидной  группы

ОН на доске - гидроксидная группа

что мы отнесем к основаниям из реактивов на вашем столе

основание – это название класса,

а читают пример

гидроксид лития, гидроксид калия- аккумуляторы

гидроксид натрия – для очистки нефти, производство мыла

гидроксид кальция - производство сахара ,соды, в строительстве

Следующая группа веществ

кислоты – это сложные вещества,  состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

Я расскажу вам о пользе кислот,

 Может, не знает о них наш народ.

 Если ты проглотил аскорбинку,

 Твой организм получил витаминку.

 Знай, закрывает болезням врата

 Аскорбиновая кислота!

 Если простыли, болит голова,

 Вас аспирин выручает сперва.

 Яблоко ешь – кислый вкус красота,

 В яблоке – яблочная кислота.

 Яблочный уксус по ложечке пейте,

 И обязательно вы похудеете.

 Уксус столовый на кухне хранится –

 Для консервации он пригодится.

 Но и компресс из него помогает,

 Быстро он жар при простуде снижает.

 Фрукты и овощи, щавель, крапива

 Кислоты содержат – и это не диво.

 Есть в муравьях и крапиве невинная

 С виду совсем кислота муравьиная.

 Жжет она кожу, но есть в ней и прок –

 Ваш ревматизм она вылечит в срок.

 Лучше не жуйте косточки вишни

 И абрикосов – это все лишнее.

 Будет вам плохо – диагноз такой:

 Синильной отравлены вы кислотой.

 Думаю, что совсем не приукрашу,

 Если хвалить буду я простоквашу,

 Есть в ней молочная кислота –

 Молодость ваша и красота.

последний класс - соли сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков

Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут;

Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде;

Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;

Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.

простые и сложные вещества

 Вещества, состоящие из атомов одного вида Вещества, состоящие из атомов разного вида

оценивают в маршрутных листах

распределяют соединения

«Классификация неорганических веществ»

научиться распознавать химические вещества и классифицировать

неорганические соединения

сходные элементы

Обучающиеся  дают определение оксидов

класс оксиды

на наших столах

лимон

на вашем столе

поваренная соль

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота  оксид; основание; соль

должны уметь: определять  

Метапредметные умения: сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным

оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

4

Первичное

закрепление изученного материала

 

задание: перед вами ряд веществ, ваша задача распределите их по классам

тест

1.Какие вещества состоят из 2 элементов, один из которых кислород?

а)Кислоты

б)Соли

в)Оксиды

2.НNO3- это

а)кислота

б)оксид

в)соль

3.Какая кислота содержится в крапиве?

а)уксусная

б)лимонная

в)муравьиная

4.В каких соединениях на первом месте стоит водород?

а)соль

б)основание

в) кислота

оцените себя

ответы на слайде

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5

Домашнее задание

Повторить записи в тетради

Индивидуальное задания

Приготовить сообщение по основным неорг классам

6

Рефлексия

Наш урок заканчивается, достигли ли мы цели урока? Какие задачи мы при этом реализовывали?

рефлексия

 – я сегодня для себя узнал нового…

-было интересно…

- меня удивило…..

- теперь я могу…

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Суд над химическим элементом "Углерод""

Презентация способствует актуализации знаний учащихся о строении атомов химических элементов, о свойствах аллотропных видоизменений углерода и его оксидов, угольной кислоте и карбонатах; быстрому повт...

конспект к уроку-плакату "Кремний- химический элемент или природный дар.

конспект  к уроку-плакату "химия 9класс" раздел "Неметаллы"...

Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении

Адаптация  понятия доля к предмету  химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении....

Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

К интегрированному  уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...

Презентация к уроку-соревнованию "Соединения химических элементов"

Уровни образования: основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное образование среднее про...

Урок "Массовая доля химического элемента"

В материалах представлена презентация к уроку химии в 8 классе по теме" Массовая доля химического элемента" (сокращенный вариант).К данному уроку прилагается  индивидуальная карточка с ...

Конспект урока Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

Тема урока: «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева» Цели урока: сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования ...