Урок по теме "Классификация химических элементов"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет химия Класс 8
Базовый УМК Габриелян О. С.
Тема урока: « Классификация неорганических соединений»
Учитель: Афанасьева В.В.
Цель: создание условий для знакомства с классификацией неорганических соединений
Задачи урока:
- познакомить с классом неорганических веществ, обеспечить в ходе урока усвоение понятий,
- формировать общеучебные умения;
- учить ставить цель и организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности,
- использовать яркие примеры воздействия на чувства обучающегося,
- развивать познавательный интерес школьников,
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,
- обеспечить гуманистический характер обучения.
Тип урока: Урок новых знаний
Форма урока: урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, природоведческая
Методы обучения на уроке: сравнительно-иллюстративный, проблемно - обобщающий, частично – поисковый метод, исследовательский метод
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, (алюминий, медь- проволока), уголь активированный, поваренная соль, хозяйственное мыло,(тальк- детская присыпка состоит из 3 оксидов магния, кремния и воды),лимон, мел
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие. Ориентирует учащихся на работу. | Приветствие учителя. Организуют рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | -У вас на столах лежат вещества, всем вам знакомые, разделите их на две группы, использую свои химические знания |
| Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3 | Совместное открытие новых знаний | По какому принципу вы раздели вещества Какие вещества называют простыми? ? Какие вещества называют сложными? На сегодняшнем уроке вы будете выполнять различные задания, с которыми вы познакомитесь в маршрутном листе, первый вид задания вы уже выполнили, оцените себя! Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ. В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того чтобы легче было ориентироваться во всем многообразии ? Ваша задача Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных Мы подошли к теме нашего урока. Помогите мне сформулировать ее. (Раскрываю доску с темой урока) Следующее задание №2 в маршрутном листе Ваша задача посмотреть на состав веществ, распределить их по сходным признакам на 4 группы. Проверьте (слайд) и оцените себя Какую цель мы можем поставить перед собой Давайте вернемся к нашим формулам. Что вы положили в основу нашей классификации? В 1 группе вещества состоят из скольки элементов? (Словарное слово на доске) Оксиды - сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород Посмотрите на реактивы, к какому классу вы бы его отнесли? (не поняла) находит широкое применение в строительстве сейчас ваша задача, определить, о чем я говорю: Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Ответ: Вода.) Вода-это также оксид водорода Следующая группа веществ ОН Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксидной группы ОН на доске - гидроксидная группа что мы отнесем к основаниям из реактивов на вашем столе основание – это название класса, а читают пример гидроксид лития, гидроксид калия- аккумуляторы гидроксид натрия – для очистки нефти, производство мыла гидроксид кальция - производство сахара ,соды, в строительстве Следующая группа веществ кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка Я расскажу вам о пользе кислот, Может, не знает о них наш народ. Если ты проглотил аскорбинку, Твой организм получил витаминку. Знай, закрывает болезням врата Аскорбиновая кислота! Если простыли, болит голова, Вас аспирин выручает сперва. Яблоко ешь – кислый вкус красота, В яблоке – яблочная кислота. Яблочный уксус по ложечке пейте, И обязательно вы похудеете. Уксус столовый на кухне хранится – Для консервации он пригодится. Но и компресс из него помогает, Быстро он жар при простуде снижает. Фрукты и овощи, щавель, крапива Кислоты содержат – и это не диво. Есть в муравьях и крапиве невинная С виду совсем кислота муравьиная. Жжет она кожу, но есть в ней и прок – Ваш ревматизм она вылечит в срок. Лучше не жуйте косточки вишни И абрикосов – это все лишнее. Будет вам плохо – диагноз такой: Синильной отравлены вы кислотой. Думаю, что совсем не приукрашу, Если хвалить буду я простоквашу, Есть в ней молочная кислота – Молодость ваша и красота. последний класс - соли сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут; Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде; Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку; Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет. | простые и сложные вещества Вещества, состоящие из атомов одного вида Вещества, состоящие из атомов разного вида оценивают в маршрутных листах распределяют соединения «Классификация неорганических веществ» научиться распознавать химические вещества и классифицировать неорганические соединения сходные элементы Обучающиеся дают определение оксидов класс оксиды на наших столах лимон на вашем столе поваренная соль | Предметные умения должны знать определения понятий: кислота оксид; основание; соль должны уметь: определять Метапредметные умения: сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями Познавательные общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности |
4 | Первичное закрепление изученного материала
| задание: перед вами ряд веществ, ваша задача распределите их по классам тест 1.Какие вещества состоят из 2 элементов, один из которых кислород? а)Кислоты б)Соли в)Оксиды 2.НNO3- это а)кислота б)оксид в)соль 3.Какая кислота содержится в крапиве? а)уксусная б)лимонная в)муравьиная 4.В каких соединениях на первом месте стоит водород? а)соль б)основание в) кислота | оцените себя ответы на слайде | Познавательные формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
5 | Домашнее задание | Повторить записи в тетради Индивидуальное задания Приготовить сообщение по основным неорг классам | ||
6 | Рефлексия | Наш урок заканчивается, достигли ли мы цели урока? Какие задачи мы при этом реализовывали? рефлексия – я сегодня для себя узнал нового… -было интересно… - меня удивило….. - теперь я могу… | Регулятивные формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет химия Класс 8
Базовый УМК Габриелян О. С.
Тема урока: « Классификация неорганических соединений»
Учитель: Афанасьева В.В.
Цель: создание условий для знакомства с классификацией неорганических соединений
Задачи урока:
- познакомить с классом неорганических веществ, обеспечить в ходе урока усвоение понятий,
- формировать общеучебные умения;
- учить ставить цель и организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности,
- использовать яркие примеры воздействия на чувства обучающегося,
- развивать познавательный интерес школьников,
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,
- обеспечить гуманистический характер обучения.
Тип урока: Урок новых знаний
Форма урока: урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, природоведческая
Методы обучения на уроке: сравнительно-иллюстративный, проблемно - обобщающий, частично – поисковый метод, исследовательский метод
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, (алюминий, медь- проволока), уголь активированный, поваренная соль, хозяйственное мыло,(тальк- детская присыпка состоит из 3 оксидов магния, кремния и воды),лимон, мел
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие. Ориентирует учащихся на работу. | Приветствие учителя. Организуют рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | -У вас на столах лежат вещества, всем вам знакомые, разделите их на две группы, использую свои химические знания |
| Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3 | Совместное открытие новых знаний | По какому принципу вы раздели вещества Какие вещества называют простыми? ? Какие вещества называют сложными? На сегодняшнем уроке вы будете выполнять различные задания, с которыми вы познакомитесь в маршрутном листе, первый вид задания вы уже выполнили, оцените себя! Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ. В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того чтобы легче было ориентироваться во всем многообразии ? Ваша задача Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных Мы подошли к теме нашего урока. Помогите мне сформулировать ее. (Раскрываю доску с темой урока) Следующее задание №2 в маршрутном листе Ваша задача посмотреть на состав веществ, распределить их по сходным признакам на 4 группы. Проверьте (слайд) и оцените себя Какую цель мы можем поставить перед собой Давайте вернемся к нашим формулам. Что вы положили в основу нашей классификации? В 1 группе вещества состоят из скольки элементов? (Словарное слово на доске) Оксиды - сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород Посмотрите на реактивы, к какому классу вы бы его отнесли? (не поняла) находит широкое применение в строительстве сейчас ваша задача, определить, о чем я говорю: Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Ответ: Вода.) Вода-это также оксид водорода Следующая группа веществ ОН Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксидной группы ОН на доске - гидроксидная группа что мы отнесем к основаниям из реактивов на вашем столе основание – это название класса, а читают пример гидроксид лития, гидроксид калия- аккумуляторы гидроксид натрия – для очистки нефти, производство мыла гидроксид кальция - производство сахара ,соды, в строительстве Следующая группа веществ кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка Я расскажу вам о пользе кислот, Может, не знает о них наш народ. Если ты проглотил аскорбинку, Твой организм получил витаминку. Знай, закрывает болезням врата Аскорбиновая кислота! Если простыли, болит голова, Вас аспирин выручает сперва. Яблоко ешь – кислый вкус красота, В яблоке – яблочная кислота. Яблочный уксус по ложечке пейте, И обязательно вы похудеете. Уксус столовый на кухне хранится – Для консервации он пригодится. Но и компресс из него помогает, Быстро он жар при простуде снижает. Фрукты и овощи, щавель, крапива Кислоты содержат – и это не диво. Есть в муравьях и крапиве невинная С виду совсем кислота муравьиная. Жжет она кожу, но есть в ней и прок – Ваш ревматизм она вылечит в срок. Лучше не жуйте косточки вишни И абрикосов – это все лишнее. Будет вам плохо – диагноз такой: Синильной отравлены вы кислотой. Думаю, что совсем не приукрашу, Если хвалить буду я простоквашу, Есть в ней молочная кислота – Молодость ваша и красота. последний класс - соли сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут; Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде; Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку; Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет. | простые и сложные вещества Вещества, состоящие из атомов одного вида Вещества, состоящие из атомов разного вида оценивают в маршрутных листах распределяют соединения «Классификация неорганических веществ» научиться распознавать химические вещества и классифицировать неорганические соединения сходные элементы Обучающиеся дают определение оксидов класс оксиды на наших столах лимон на вашем столе поваренная соль | Предметные умения должны знать определения понятий: кислота оксид; основание; соль должны уметь: определять Метапредметные умения: сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями Познавательные общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности |
4 | Первичное закрепление изученного материала
| задание: перед вами ряд веществ, ваша задача распределите их по классам тест 1.Какие вещества состоят из 2 элементов, один из которых кислород? а)Кислоты б)Соли в)Оксиды 2.НNO3- это а)кислота б)оксид в)соль 3.Какая кислота содержится в крапиве? а)уксусная б)лимонная в)муравьиная 4.В каких соединениях на первом месте стоит водород? а)соль б)основание в) кислота | оцените себя ответы на слайде | Познавательные формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
5 | Домашнее задание | Повторить записи в тетради Индивидуальное задания Приготовить сообщение по основным неорг классам | ||
6 | Рефлексия | Наш урок заканчивается, достигли ли мы цели урока? Какие задачи мы при этом реализовывали? рефлексия – я сегодня для себя узнал нового… -было интересно… - меня удивило….. - теперь я могу… | Регулятивные формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Суд над химическим элементом "Углерод""
Презентация способствует актуализации знаний учащихся о строении атомов химических элементов, о свойствах аллотропных видоизменений углерода и его оксидов, угольной кислоте и карбонатах; быстрому повт...
конспект к уроку-плакату "Кремний- химический элемент или природный дар.
конспект к уроку-плакату "химия 9класс" раздел "Неметаллы"...
Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении
Адаптация понятия доля к предмету химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении....
Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
К интегрированному уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...
Презентация к уроку-соревнованию "Соединения химических элементов"
Уровни образования: основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное образование среднее про...
Урок "Массовая доля химического элемента"
В материалах представлена презентация к уроку химии в 8 классе по теме" Массовая доля химического элемента" (сокращенный вариант).К данному уроку прилагается индивидуальная карточка с ...
Конспект урока Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева
Тема урока: «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева» Цели урока: сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования ...