Конспект урока "Силикатная промышленность"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Силикатная промышленность – это промышленность, занимающаяся переработкой природных соединений кремния. К ней относится производство стекла, цемента и керамики.
Истоки силикатной промышленности лежат в глубокой древности. Уже первые орудия древние люди около 800-900 тыс. лет до н.э. изготавливали из кремня – плотного природного образования, состоящего из халцедона, кварца и опала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silikatnaya_promyshlennost.doc | 75.5 КБ |
silikatnaya_prmyshlennost.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Силикатная промышленность
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Комбинированный
Форма организации учебного занятия: Урок с использованием презентации
Цель урока: Изучение применения силикатной продукции в жизни человека, в промышленности. Повторение химических свойств соединений кремния, используемые при производстве конкретной продукции силикатной промышленности.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать знания учащихся о продукции силикатной промышленности, ознакомить с ее применением. Повторить химические свойства оксидов, определения гидролиза, кристаллизации, раствора.
Воспитательная: воспитывать в учащихся эстетический вкус, стремление к лидерству, интерес к работе товарища, ответственность, коммуникативность.
Развивающая: формирование знаний, развитие восприятия, памяти, наблюдательности, самостоятельности мышления и творческого подхода, умения осуществлять умозаключения от частого к общему, от общего к частному.
Материально-техническое обеспечение: компьютер
Оборудование: образцы цемента, предметы стеклянной, фарфоровой и фаянсовой посуды, кафельная плитка,
Методы обучения: дедуктивно построенный рассказ, учебной аналогии, самостоятельная работа репродуктивного характера, индуктивно-репродуктивная лекция с проведением демонстрации, поисковое задание по преобразованию текстовой информации в табличную, дедуктивное объяснение нового материала с последующим выполнением теста, методы контроля и самоконтроля.
Метапредметные и межпредметные связи: в ходе урока учащиеся применяли приобретенные ранее знания химических свойств соединений. Применялись знания учащихся, полученные на уроках географии, истории, прослеживалась связь между свойствами соединений кремния, применением в промышленности. осуществлялось знакомство с профессиями, связанными с продукцией силикатной промышленности, осуществлялось воспитание художественного и эстетического вкуса при ознакомлении с предметами декоративной направленности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН Продукты силикатной промышленности 1. Экскурс в прошлое 2. Стекло 2.1. Ценное свойство 2.2. Добавки в стекло 3. Цемент 3.1. Получение цемента 3.2. Ценное свойство 3.3. Добавки в цемент 3.4. Самый, самый… 4. Керамика 4.1. О глине, как основе 4.1.1. Глины бывают… . Стадии обработки 4.1.2. Особенности глины 4.2. Строительная и декоративная 4.3. Огнеупорная 4.4. Важный представитель - кирпич 4.4.4. Красный кирпич 4.4.5. Силикатный кирпич 4.5. Тонкая керамика 4.5.1. Фарфор 4.5.2. Фаянс
СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - это отрасль промышленности, занимающаяся переработкой природных соединений кремния
Истоки силикатной промышленности лежат в глубокой древности. Уже первые орудия древние люди около 800-900 тыс. лет до н.э. изготавливали из кремня – плотного природного образования, состоящего из халцедона, кварца и опала.
Стекло – твердый силикатный материал, основным свойством которого являются прозрачность и химическая стойкость. Стекло получают варкой шихты (сырьевой смеси, состоящей из песка, соды и извести) в специальных стекловаренных печах. СТЕКЛО Na 2 O • CaO • 6SiO 2 Основные реакции, происходящие при плавке этой смеси выражаются уравненими: Na 2 CO 3 + SiO 2 = Na 2 SiO 3 + CO 2 CaCO 3 + SiO 2 = CaSiO 3 + CO 2 и, наконец: Na 2 SiO 3 + CaSiO 3 + 6SiO 2 = Na 2 O • CaO • 6SiO 2 + 2CO 2
Стекло имеет ценное свойство – оно не сразу переходит из жидкого состояния в твердое, а делается сначала вязким. В этом состоянии стекло можно выдувать, вытягивать или обрабатывать прессованием.
В стекло часто вводят добавки, которые улучшают и изменяют свойства обычного стекла. Na 2 O • CaO • 6SiO 2 . CaF2 плавиковый шпат + CaO, BaO, MgO +Co кобальт + Mn + Cr2O3 + PbO Заменой соды на карбонат калия, а карбоната кальция на оксид свинца SiO2 Мозаичное панно и витражи
ЦЕМЕНТ – широко применяемый строительный материал, вяжущие свойства которого используются для скрепления между собой твердых веществ. В промышленности получают спеканием глины и известняка. Цемент представляет собой зеленовато-серый порошок. Его вяжущие свойства обусловлены способностью цементных материалов взаимодействовать с водой и песком и при этом затвердевать, образуя плотную камневидную структуру. При схватывании цемента происходят сложные процессы: гидролиз минералов с образованием гидросиликатов, гидроалюминатов, гидролиз, образование коллоидных растворов и их кристаллизация.
Строительство любого масштаба не может обойтись без цемента. Цемент используется для связывания строительных деталей при получении массивных строительных блоков, плит, труб и кирпича.
Цемент является основой для бетона, шлакобетона, железобетона. Шлакобетон получают при добавлении к цементу гравия и щебня, введением в бетон каркаса из железных стержней получают железобетон, от этого прочность бетона возрастает.
В настоящее время главным видом цемента является портландский цемент, который получают сильным прокаливанием смеси известняка и глины. В природе мощные залежи такого цемента находятся на Черноморском побережье Кавказа - от Новороссийска до Сочи. Глина и известняк находятся в таком состоянии, который требуется для изготовления портланд-цемента. Из портланд-цемента возводят постройки в сырых местах и во влажном климате, портовые и мостовые сооружения, преграды от притока воды к нефтяным скважинам и минеральным источникам.
КЕРАМИКА – материалы, полученные спеканием глин с различными минеральными добавками
Благодаря экономичности производства, высоким физико-химическим и художественным качествам, керамические материалы широко используются как строительные и декоративные. Это кирпич, пустотелые блоки для стен, перегородок, перекрытий,облицовочные плитки, изразец,терракотовые изделия в архитектуре,канализационные и дренажные трубы.
Огнеупорная керамика используется в производстве металлов, цемента, стекла, для кладки высокотемпературных печей, их внутренней отделки.
КИРПИЧ Красный глиняный кирпич изготавливают из замешанной с водой глины с последующим формированием, сушкой и обжигом. Красная окраска кирпича обусловлена наличием в глине оксида Fe 2 O 3 . Плохо высушенный сырец при обжиге неизбежно ведет к образованию трещин. В настоящее время в строительстве широко используют пустотелый кирпич. Не теряя свои теплоизоляционные свойства, такой кирпич позволяет уменьшить массу жилого здания на 25-40%.
Сырьем для силикатного кирпича служит известь и кварцевый песок. Химическая сущность процесса твердения силикатного кирпича иная, чем при твердении связующего материала на основе извести и песка. При высокой температуре значительно ускоряется образование силиката кальция, образование которого обеспечивает связку между зернами песка, а следовательно, прочность и долговечность кирпича. Силикатный кирпич имеет светло-серый цвет, иногда его окрашивают. Вследствие высокого водопоглощения по сравнению с красным кирпичом он обладает наименьшей морозостойкостью. Его нельзя применять для фундаментов, подвергающихся воздействию грунтовых вод, а также для кладки печей, так как он не выдерживает длительного воздействия высоких температур. СИЛИКАТНЫЙ КИРПИЧ
Тонкая керамика включает в себя изделия из фарфора и фаянса. К ним относятся бытовая и химическая посуда, художественные изделия. Принципы производства многообразны, но сводятся в общих чертах к: 1) обработке сырья 2) приготовления керамической массы 3) обжигу 4) отделке изделия (покрытие глазурью) ТОНКАЯ КЕРАМИКА
Очень чистая глина – каолин – Al 2 O 3 • 2 SiO 2 • 2 H 2 O Каолин обычно белоснежный. Влажная глина мягка и пластична: ей легко можно придать любую форму. После высушивания глина становится твердой и сохраняет принятую форму, но от воды снова размягчается. Еще в древности было замечено, что если глину обжечь при высокой температуре, то получится материал, который не способный размягчаться в воде. Вначале мастер придает нужную форму изделию, затем его отжигают в печи. Таким образом, изготовление керамических изделий включает себя три стадии: формовка → сушка → обжиг . ОСОБЕННОСТИ ГЛИНЫ
Изделия из обожженной глины пористы и пропускают воду. Поэтому вода в глиняном кувшине всегда прохладнее, чем в стеклянной. Ее молекулы просачиваются наружу и испаряются с поверхности кувшина, охлаждая его. Для предотвращения пропускания воды изделия из глины покрывают глазурью.
это керамический материал, состоящий из каолина, обычной глины, кварца и полевого шпата . Этот материал характеризуют такие свойства, как белый цвет, отсутствие пористости, высокая прозрачность, химическая и термическая стойкость. Для посудного фарфора ценится просвечиваемость. Высокой белизной обладает фарфор изготовленный только на основе каолина без добавки обычной глины. Родиной фарфора считается Китай, где он был известен в 220 году до н.э. В Европу его везли по Великому шелковому пути. Здесь он стал предметом роскоши. Впервые изготовил настоящий европейский фарфор мейсенский алхимик И. Беттгер в 1720 году. И до сих пор эта марка фарфора считается наиболее качественной . ФАРФОР -
Фаянс – керамический материал, отличающийся от фарфора гораздо большим содержанием глины (до 85%) и характеризующийся высокой пористостью и водопоглощением (до 20%). Температура обжига фаянса значительно ниже, чем температура обжига фарфора. Черепок фаянса порист и непрозрачен, черепок фарфора – плотен, звонок и просвечивает. Для приготовления фарфора применяют более чистые глины. Технология производства фаянса и фарфоровых изделий почти одинаковы. ФАЯНС
1) В состав обычного стекла входят: А) Na₂O ; SiO₂ Б)Na₂O ; CaO ; SiO₂ B) K₂O ; CaO ; SiO₂ Г) Na₂O ; CaO ; SiO₂ ; B₂O₃ 2) Что является сырьем в производстве цемента? А) кварцевый песок , известняк Б) глина, песок, минеральные добавки В) известняк, глина Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния 3) Закончите предложение: Материалы и изделия , изготовленные из огнеупорных веществ: глины, карбидов и оксидов некоторых материалов называются ……………………… 4) Какие профессии являются основными профессиями в производстве стекла ? А) точильщик, лепщик, крытельщик, гравер Б) обжигальщик В) стекловар, выдувальщик, шлифовальщик, алмазчик 5) Назовите стадии изготовления керамичеких изделий: _____________________ 2. ___________________ 3. _____________________ 4. ___________________ ТЕСТ ПО ТЕМЕ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Химическая промышленность"
http://www.openclass.ru/node/143680...
Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность
«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...
План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"
Урок по географии Татарстана “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...
Конспект урока на тему "Силикатная промышленность."
Урок разработан для учащихся 9 класса. На уроке показано применение соединений кремния для производства керамики, стекла, стройматериалов....
План - конспект урока по технологии в 10 классе «Профессии металлообрабатывающей промышленности. Содержания и условия труда слесаря, токаря, фрезеровщика. Формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Требования к ЗУН молодого рабочего».
Урок для старших классов посвящён выбору рабочих специальностей в металлообрабатывающей промышленности. Ученики узнают о том, какие требования предъявляются к молодым рабочим и знакомятся со способами...
Конспект урока "Топливная промышленность России" 9 кл.
Конспект урока "Топливная промышленность России" для 9 кл. Конспект достаточно большой, можно использовать на сдвоенных уроках или разделить на несколько уроков....
Конспект урока по теме "Тепловые двигатели и промышленный переворот"
"Тепловые двигатели и промышленный переворот" (8-й класс)Интегрированный урок (физика + история)Цели и задачи урока1. закрепить понятие «тепловой двигатель» и "промышленный переворот"сформировать...