Образовательные Интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся
статья по химии (9, 10, 11 класс)

Лисенкова Нина Ивановна

Каждый ученик стремится раскрыть свой творческий потенциал. Роль современной школы создать условия для самореализации школьников. В настоящее время одним из условий успешного формирования индивидуального творческого опыта является участие в Интернет-проектах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                Лисенкова Н.И.

                                                                                                        учитель биологии и химии

                                                                                                        МАОУ СШ №2 г.Перевоза

Образовательные Интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся (на примере изучения биологии, химии, экологии)

 «Учение не должно сводиться к беспрерывному

накоплению знаний, тренировке памяти...

хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире».

В.А. Сухомлинский

Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования, в первую очередь, связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности.

В настоящий период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты). [1] 

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2] .

                       В каких проектах можно принять участие?

Международные проекты связывают детей разных стран мира в решении единой проблемы и делают лабораторией весь земной шар. Участие в международном телекоммуникационном проекте требует от школьников не только понимания исследуемой проблемы, но и более глубокой интеграции знаний, основанных на особенностях национальной культуры и мировоззрений партнеров-участников проекта.

Всероссийские проекты организуются для школьников Российской Федерации в целях прикладного использования предметных, метапредметных и личностных навыков, полученных учащимися при освоении общеобразовательных программ, а также для расширения и углубления знаний в процессе наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и др. явлением, требующим сбора данных по разным регионам.

Региональные проекты объединяют школьников Нижегородского региона в совместном решении проблемы, предусматривающей сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных точках региона в целях выявления определенной тенденции, принятия решения, разработки предложений.

Муниципальные проекты организуются муниципальными органами образования и муниципальными образовательными учреждениями с учетом специфики организации образовательной деятельности учащихся. Разнообразие видов самостоятельной деятельности учащихся в сети Интернет, приоритетность индивидуальных, парных и групповых видов самостоятельной деятельности школьников, развитие исследовательских и поисковых навыков делают телекоммуникационные проекты значимыми и востребованными школами Нижегородского региона.

            С 2017 года мы принимаем активное  участие в Всероссийских Интернет-проектах.

                        Методика работы состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление интересов учащихся к учебным предметам и соотнесение их с наиболее вероятностной областью профессиональной ориентации личности.

На этом этапе, анализируя результаты наблюдения за учащимися

  1. Анализ ресурсов сети Интернет, подбор образовательных межпредметных интернет-проектов, связанных с данным предметом

Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Ярославской областной образовательной сети и с сервераhttp://projects.edu.yar.ru/chemstart/16-17/index.html,

 http://projects.edu.yar.ru/science/index.html

  1.  Определение характера межпредметных связей заданий и профессиональной направленности телекоммуникационных проектов
  2. Знакомство учащихся с интернет-проектами

Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности.

Интернет-проекты, в которых мы участвовали представлены в табл. 1.

Таблица 1.

                                                   Интернет-проекты

Интернет-проект, его адрес в сети

Краткое описание

заданий проекта

Команда, кол-во уч-ся

Результативность

2017г.

«ХимСтарт»

 http://projects.edu.yar.ru/chemstart/16-17/index.html

Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

Интернет-проект "ХимСтарт" — это опыты, творчество, исследование и открытия.

Это проект, созданный для всех, кто любит узнавать новые научные факты, готов совершать собственные открытия, хочет получить полезные знания и навыки в области химии и  компьютерных технологий!

 «ХимУМ» (7-8 кл),  3 чел

 (10 кл), 5 чел

1-е место

участники

«Сделаем вместе»

http://doit-together.ru/

Акция состоит из различных элементов, обязательными из которых являются экоуроки, кроме того участники Акции будут проводить различные социально-экологические внеклассные мероприятия и конкурсы. Всё это позволит выявить в регионах будущих эколидеров и потенциальных активистов в экологической сфере.

   8

призеры

2018г.

“Наука будущего”

 http://projects.edu.yar.ru/science/index.html

Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

«STEM- марафон»

Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»

.

Интернет-марафон «Наука будущего» — это интересные опыты, доступные каждому, увлекательные творческие и исследовательские задания, а так же отличная возможность познакомиться и пообщаться с новыми людьми.

Участники марафона смогут лучше понять, как сделать дорогу в школу безопасной, применяя знания из разных областей науки(биологии, химии, экологии, физики, ОБЖ, математики, ИЗО)

Интересные исследования  о природных явлениях и способах наблюдения за ними. Попробовать себя в роли метеорологов.

  «Умки»(7-8 кл), 5 чел

«Луч»  (10 -11 кл), 10 чел

«Земляне» 9-11 классы

      5 чел.

Дипломанты

Призеры

2019., 2020г.

«Новое поколение РФ»

«Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»

Представьте свои идеи о настоящем и будущем виртуальной реальности, создайте проекты, которые помогут членам семьи и другим школьникам узнать, как важна безопасность в сети, примите участие в онлайн-викторине, разработайте «цифровой лабиринт» и нарисуйте «цифровые сны»!

«Земляне» 9-11 классы

5 чел

Участники

2021г.

интернет-проект, посвященный
Году науки и технологий 

«Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»

Вам нужно будет провести исследование и предложить свою идею. Важной частью задания является вовлечение в обсуждение и оценку подготовленной работы учащихся и педагогов своей школы и других участников проекта. Биотехнологии сегодня.

«Земляне» 9-11 классы

5 чел

Призеры

Выбрав интернет-проекты, ученики знакомятся с условиями участия на сайтах проектов в Интернет.

  1. Формирование групп сотрудничества.

На этом этапе учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранных ими интернет-проектов. Если проекты требуют групповой работы, то в группах между учащимися распределяются обязанности.

  1. Планирование работы

Каждый ученик составляет свой план работы над проектом, выстраивая, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию. Учащиеся, участвующие в групповых проектах, перед индивидуальным планированием составляют план работы группы. Планы корректируются вместе с учителем.

  1. Совместная работа учащихся и учителя-предметника над составлением графика консультаций по вопросам, возникающим в ходе работы над интернет-проектами.
  2. Работа над интернет-проектами: сбор информации, ее оформление в соответствии с заданиями проектов, размещение в сети Интернет.
  3. Индивидуальная рефлексия: по окончанию работы над интернет-проектами все участники пишут анализ своей работы, отмечая трудности и успехи.

В ходе работы учащихся в учебных телекоммуникационных проектах достигается ряд положительных результатов: осуществляется предпрофильная подготовка школьников. Но самое главное, что в ходе выполнения исследовательских заданий интернет-проектов на перенос, применение знаний и умений, полученных в разных школьных дисциплинах, у учащихся накапливается индивидуальный опыт творческой деятельности.

                                                 Литература:

  1. В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. –320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...

материалы для развития опыта творческой деятельности учащихся

Представлен  материал по применению информационно - коммуникативных технологий, интегрированному подходу в обучении, формированию ключевых компетенций учащихся,  стимулированию их творческой...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...