Конспект урока "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Материал может быть использован при проведении урока химии в 8 классе по теме "Кислоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kisloty.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Химия
Тема: Кислоты
Класс: 8
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Задачи:
Предметные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, использование при выполнении учебных заданий тексты
учебника и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием, принимать участие в обсуждении проблем химической и экологической направленности, высказывая собственную позицию.
Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование
коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
№ п/п | Этапы урока | Ход урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. | Организационный момент | Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя | Приветствие учителя, друг друга Готовятся к уроку |
2. | Актуализация знаний | Индивидуальная форма Какие классы веществ нами изучены? Из предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им названия: HCl, Cu(OH)2, Ca(OH)2, Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, NaOH, Na2O, H3PO4, CuO, Mg(OH)2, K2O | Оксиды и основания Каждый самостоятельно выполняет задание самопроверка (по слайду) |
3. | Выявление места и причины затруднения | Фронтальная форма Все ли предложенные формулы веществ вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения? | Называют формулы веществ, которых не смогли узнать: HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4, H2SO4 |
4. | Этап целеполагания на урок | Раздает учащимся по драже аскорбиновой кислоты и кусочка лимона, просит попробовать на вкус. Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ. Тема урока: «Кислоты». - Что нам нужно знать о кислотах? | Пробуют на вкус драже аскорбиновой кислоты и кусочек лимона Узнают вкус кислоты. Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь. - строение, свойства и др. (высказывают предположения) |
5 | Этап «Открытие нового знания» | Перед вами формулы кислот: HCl, HNO3, H2CO3, H3PO4, H2SO4 Ответьте на вопросы:
Сформулируйте определение данного класса. Прочитайте определение на экране и запишите в тетрадь. |
После ответов на эти вопросы, учащиеся пытаются дать определение кислотам. Записывают в тетрадь определение. |
Классификация кислот | Обратите внимание на список кислот и их названия стр. учебника 119-120 Групповая форма работы Теперь мы с вами поработаем в группах. Задание для 1 группы: А)Рассмотреть, какие бывают кислотные остатки, распределить их на группы и разложите карточки с формулами. Б) пользуясь таблицей растворимости разделите кислоты на 2 группы. Задание для 2 группы: А) классифицируйте формулы по количеству атомов водорода и разложите карточки с формулами. Б) Определите какие кислоты не могут находиться в свободном виде и почему?. | Изучают текст учебника и записывают в тетрадь. - есть кислотные остатки с кислородом, а есть – без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. Раскладывают карточки с формулами кислот делят их на 2 группы. -по таблице растворимости делят кислоты на растворимые в воде и нерастворимые - раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода, разделив их на три группы: - одноосновные -двухосновные - трехосновные -Называют кислоты, которые не существуют в свободном виде: H 2CO3=CO2↑ + H2 O H2 SO3= S O2↑ +H2 O | |
Лабораторный опыт | - можно ли распознавать вещества так, как это вы проделали с «аскорбинкой «и «лимоном»? - почему? - как же можно изучить кислоты без риска для жизни и здоровья? -Какие правила нужно помнить при работе с кислотами? Демонстрация растворения серной кислоты. Знакомство с детским стишком: Сначала вода, затем кислота, иначе будет большая беда! -Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот - какой можно сделать вывод? | - нет - это опасно, среди них могут быть ядовитые. - с помощью индикаторов -называют правила техники безопасности. Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью градусника. Учащиеся запоминают: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. Это связано с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Учащиеся 1 группы исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й группы исследует раствор серной кислоты, Результаты исследования записывают в таблицу) - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами | |
Дискуссия | Проведем не большую дискуссию используя ваши знания о кислотах. 1 группа утверждает, что жизнь не возможна без существования кислот, а 2 группа утверждает, что кислоты- это зло! | Примерные ответы.1 группа: Они являются лекарственными средствами: ацетилсалициловая кислота (аспирин) и аскорбиновая кислота (витамин С). При помощи пищевых кислот человек готовит продукты, особенно важны они в консервировании. Чаще всего используются лимонная кислота и уксусная (уксус). 2 группа: Вызывают ожоги, кислотные дожди разрушают памятники архитектуры, закисление почвы, лимонная кислота разрушает эмаль зубов и.т.д. | |
6. | Закрепление | Тестирование по теме «Кислоты» 1). Кислоты – это (1б) а) Сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотных остатков. б) Сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. 2. Среди предложенных формул: а) HPO3, б) H2S, в) HCl,г) HNO2, д) HF,е) H2CO3 определите двухосновную кислородосодержащую кислоту. (1б) 3) Выберите ряд только бескислородных кислот: (1б) а) HNO3, HBr, HBO3 б) HCl, H3PO4, HF в) H2S, H2CO3, HPO3 г) H2SO4, HF, H2SiO3 4). Какая кислота является нерастворимой: (1б) а) H3PO4 б). H2SiO3 в) Н2S г) H2CO3 5) Какое правило нужно помнить при растворении серной кислоты: а) при растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду. б) при растворении серной кислоты нужно в кислоту вливать тонкой струей воду. (1б.) 6) Выберите ряд только кислородсодержащих кислот: (1б) а) HNO3, HBr, HBO3 б) HCl, H3PO4, HF в) H2S, H2CO3, HPO3 г) H2SO4, HF, H2SiO3
а) оранжевый б) желтый в) розовый (красный) (1б) 8). Укажите цвет лакмуса в кислотах: а). розовый б). красный в). Малиновый 9). Укажите цвет фенолфталеина в кислотах: а). бесцветный б). малиновый в). Красный (1б) 10). Вещество, изменяющее цвет в растворах кислот, называется: а). катализатор б). ингибитор в). Индикатор (1б) | Ответы высвечиваются на экране. Взаимопрверка тетрадей. Критерии выставления оценок на экране. |
7. | Подведение итогов. Рефлексия. | Подведение итогов урока. Выставление оценок. Продолжите фразу:
| |
8. | Домашнее задание | д/з п. 21 стр.119 прочитать, выучить формулы и названия кислот. По итогам дискуссии составить «Кластер» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...