Статья "Методики исследования природной воды".
статья по химии (9 класс)
Методики могут использоваться на уроке, внеурочной или проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_issledovaniya_prirodnoy_vody.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Органолептические методики анализа воды
1. Цвет (окраска).
Способ проведения опыта.
Для определения цветности воды необходим стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд нужно набрать воду и на белом фоне бумаги определить цвет воды (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения. Для источников хозяйственно – питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см., для водоемов культурно – бытового назначения – 10 см.
2. Прозрачность.
Способ проведения опыта.
Для определения прозрачности воды был использован мерный цилиндр с плоским дном под который подлаживался шрифт на расстоянии 4 см. от его дна, высота которого 2 мм., а толщина линии букв – 0.5 мм. Вода сливалась до тех пор пока не будет виден этот шрифт. Измерив высоту столба оставшейся воды, эта степень прозрачности выражалась в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см. водопотребление из водоема ограничивается. Уменьшение прозрачности вод свидетельствует об их загрязнении.
3.Запах.
Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при температуре 20 и 60!!!. Характер и интенсивность запаха определяются при помощи следующих таблиц:
Таблица 1. Характер и род запаха воды естественного происхождения.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Гнилостный | Фекальный, сточные воды |
Землистый | Прелый, глинистый, свежевспаханной земли |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Неопределенный | Неподходящий под предыдущие определения
|
Таблица 2. Интенсивность запаха воды.
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0
| - | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем |
2 | Слабая | Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 | Заметная | Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с неодобрением |
4 | Отчетливая | Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья |
5 | Очень сильная | Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья |
Интенсивность оценивается по 5 – бальной системе согласно таблице. Запах воды из водоемов хозяйственно – питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Запах воды определяется в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха.
2. Определение качества воды методами химического анализа.
1. Водородный показатель (pH).
Можно определить pH с помощью универсальной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.
Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7).
Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого и культурно – бытового назначения регламентируется в пределах 6.5 – 8.6.
Вывод
2. Определение наличия хлоридов и сульфатов.
Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой проводится следующим образом. В пробирку отбирается 5 мл. исследуемой воды и добавляется 3 капли 10 % раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяется по осадку или помутнению.
Таблица 3. Определение содержания хлоридов.
Осадок или помутнение | Концентрация хлоридов, мг/л
|
Опалесценция или слабая муть | 1-10 |
Сильная муть | 10-50 |
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу | 50-100 |
Белый объемный осадок | Более 100 |
Вывод
Качественное определение сульфатов с приближенной количественной оценкой проводится следующим образом. В пробирку вносится 10 мл исследуемой воды, 0.5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария, перемешивается. По характеру выпавшего осадка определяется ориентировочное содержание сульфатов.
Таблица 4. Определение содержание сульфатов.
Осадок или помутнение | Концентрация сульфатов, мг/л |
Муть отсутствует | менее 5 |
Слабая муть, появляющаяся через несколько минут | 5 - 10 |
Слабая муть, появляющаяся сразу | 10 - 100 |
Сильная муть, быстро оседающая | более 100 |
Вывод
3. Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов.
1. Обнаружение свинца.
В пробирку с водой внести по 1 мл 50% раствора уксусной кислоты и перемешать. Добавить по 0.5 мл 10% раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадет желтый осадок хромата свинца.
Вывод
2.Обнаружение общего железа.
В пробирку поместить 10 мл исследуемой воды, прибавить 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0.5 мл раствора роданида калия. При содержании железа в воде 0.1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком – красное. Предельно допустимая концентрация общего железа в воде водоемов и питьевой воды составляет 0.3 мг/л.
Вывод
3. Обнаружение катионов меди.
В фарфоровую чашку помещается 3 – 5 мл исследуемой воды, осторожно выпаривается досуха и на периферийную часть наносится капля концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно – синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов меди.
Предельно допустимая концентрация меди в воде составляет 0.1 мг/л.
Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование свойства воды
Исследовательский проект учащегося....
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....
Занятие-исследование «Почему вода не хочет подниматься на последний этаж?»
Внеклассное занятие по исследовательской деятельности детей...
Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.
Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и составить характеристику питьевой воды п. Ерофей Павлович,...
Исследование: Содержание воды на планете, причины дефицита пресной воды, при помощи мнемосхемы.
По некоторым подсчетам, около 71% всей поверхности Земли занимает вода. Она представлена океанами, реками, морями, озерами, болотами, айсбергами. Отдельно считаются подземные воды, а также пары атмосф...
Проект « Экологический мониторинг изменения рН среды и степени минерализации природной воды в реке Тюкалка цифровыми датчиками»
В нашей местности главная водная артерия – река Тюкалка. Наши родители используют воду из реки Тюкалка в основном для хозяйственных целей: поливка огородов, стирка, уборка. Лет 40 назад эта вода...
Методики исследования природной воды.
Можно использовать на уроках, внеурочной и проектной деятельности....