Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Химик-аналитик"
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Корнеева Валентина Николаевна

В современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по химии и экологии способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы. Кроме того, обучающиеся имеют возможность дополнить и  значительно расширить объем теоретических знаний по неорганической и органической химии, познать основы аналитической химии, что способствует подготовке к итоговой аттестации и  обдуманному выбору профессии

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Отличительные особенности программы. Содержание программы построено на организации учебно-исследовательской деятельности обучающихсяОно раскрывает основы аналитической химии – науки о методах исследования состава веществ, знакомит с различными методами качественного и количественного анализа.

Объединение  «Химик – аналитик»  комплектуется из учащихся 10 классов, но ежегодно  к занятиям  привлекаются  дети 9 и 11 классов.

            Работа объединения  организована на базе кабинета химии, оснащенного необходимым количеством оборудования и реактивов. 

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_himik_-_analitik.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного  образования

«Демидовский Дом  детского творчества»

 Демидовского района Смоленской области

Принята  на заседании         Утверждена

Педагогического совета___________                        Приказом директора

                                                 №          от _____________

Протокол_______________                                       Директор                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Химик – аналитик»

Возраст детей: 15 – 17 лет

Срок реализации:1 год        

Педагог дополнительного образования,    

     Корнеева Валентина Николаевна

        

Демидов

 2020 год

Пояснительная записка

                Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа дополнительного образования детей  «Химик-аналитик» имеет естественнонаучную направленность.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
 Программа оформлена в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ  (включая разноуровневые программы) – письмо Минобрнауки России от 18.11 2015 года № 09-3242 «О направлении информации»      

При составлении программы использовались   методические рекомендации программы элективного курса «Качественный и количественный  анализ в химии» / Н.В Ширшина:  Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2008. – 220 с.(с.7-9) и программы элективного курса «Химия окружающей среды»/ Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 166 с.(с.84-103).
Актуальность программы. В современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по химии и экологии способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы. Кроме того, обучающиеся имеют возможность дополнить и  значительно расширить объем теоретических знаний по неорганической и органической химии, познать основы аналитической химии, что способствует подготовке к итоговой аттестации и  обдуманному выбору профессии

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Отличительные особенности программы. Содержание программы построено на организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

        Оно раскрывает основы аналитической химии – науки о методах исследования состава веществ, знакомит с различными методами качественного и количественного анализа.

        Материал расширен за счет введения разделов, позволяющих раскрыть значение химии и химического анализа для  использования в повседневной жизни человека: «Химия и пища», «Химия и медицина», «Химические средства гигиены и косметики», «Препараты бытовой химии в нашем доме». Материал курса ориентирован на удовлетворение любознательности, развитие исследовательских навыков,   расширение кругозора воспитанников.

Адресат программы:  обучающиеся 10-11 классов,  проявляющих интерес к
исследовательской, природоохранной деятельности.

Объединение  «Химик – аналитик»  комплектуется из учащихся 10 классов, но ежегодно  к занятиям  привлекаются  дети 9 и 11 классов.

                Работа объединения  организована на базе кабинета химии, оснащенного необходимым количеством оборудования и реактивов.  

        

Объем и срок освоения программы: 144 часа. 
Формы и методы обучения – очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях окружающей природы, теоретические и практические занятия. В условиях карантина может быть организовано дистанционное обучение на платформе Якласс. Основной формой организации образовательного процесса будет являться парная  работа, что объясняется особенности выполнения исследовательской работы.

Формы организации деятельности:

парные,

групповые;

индивидуальные;

фронтальные.

Методы обучения:

  • Словесные: лекции, беседы, инструктаж;
  • Наглядные: демонстрация, использование ИКТ:
  • Практические: практическая работа
  • Исследовательский.

Методы воспитания:

  1. Методы формирование  познания: рассказ, объяснение, лекция, инструктаж.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации.
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности детей: поощрение, соревнование.
  4. Методы контроля и самоконтроля: педагогическое наблюдение, опрос, анализ результатов.
  5. Методы самовоспитания: рефлексия, самооценка, ситуация доверия.

Педагогические технологии:

  • технология модульного обучения;
  • технология дистанционного обучения,
  • технология исследовательской деятельности,
  • технология проектной деятельности;
  • здоровьесберегающая технология.

Виды занятий:

1.Комплексные занятия обобщающего и углублено-познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

2.Интегрированные занятия.

Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

3.Занятия с применением электронных презентаций.

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

4.Коллективные творческие работы.

Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

5.  Праздники.  День Земли, День воды, День Птиц и др.

6.  Обобщающие занятияконтрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Виды занятий. Содержание программы предполагает разнообразные виды деятельности воспитанников: лекции, практические и лабораторные работы, экскурсии в природу и на производство, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации и  компьютерной  техники,   что поможет им в выборе профессии.

         Большая часть теоретических занятий будет проведена в форме бесед или семинаров, при подготовке к которым воспитанники  самостоятельно, работая с литературой, подбирают необходимый материал, готовят рефераты, мультимедийные презентации. Материал, накопленный при работе объединения, можно использовать для подготовки классных часов в классах, где обучаются воспитанники, при проведении лекций  членами лекторской секции клуба «Экос».

        Практические работы актуализируют практические умения (анализ жирности молока, определение жесткости воды и другие).

        Планируются экскурсии в аптеку (с целью ознакомления со способами приготовления лекарственных препаратов), на станцию защиты растений ( для ознакомления со средствами защиты растений и препаратами, стимулирующими жизнеспособность растений), на очистную станцию ( для ознакомления со способами очистки воды). Все это позволит воспитанникам  расширить кругозор,  понять практическую значимость  и необходимость использования аналитических знаний  в жизни.

                При подведении итогов работы объединения  желательно подготовить выставку работ, рефератов, проектов, выполненных воспитанниками по отдельным разделам, выходящим за рамки программы.                

        В ходе реализации программы отслеживается  результативность работы, для этого рекомендуется проводить  вводное, промежуточное и контрольное тестирования.

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность два часа с перерывом 10 минут.

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА  РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ПРОБЛЕММ.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные – систематизировать  и дополнить знания учащихся о строении, многообразии и значении химических веществ в жизни человека; 
  2. Развивающие  - продолжить формирование  умений работать с книгой, текстом    учебника, с микропрепаратами, химическими веществами и оборудованием, реализуя свой интерес, самоопределяясь к выбранной профессии.
  3. Воспитательные

– продолжить работу по формированию научного мировоззрения, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности.

- способствовать формированию навыков здорового образа жизни;

- формирование общественной активности личности, его гражданской позиции.

Планируемые результаты

В процессе обучения воспитанники  приобретают

ЗНАНИЯ:

  • о роли  аналитической химии в познании организма человека и окружающей среды;
  • о способах забора материала для анализа;
  • о биохимических процессах, происходящих в организме человека и окружающей среде;

УМЕНИЯ:

  • наблюдать и изучать явления природы и химические явления;
  • описывать результаты наблюдений;
  • отбирать для эксперимента необходимые вещества и приборы;
  • делать выводы;

обсуждать результаты экспериментов;

 Личностными результатами изучения являются следующие умения:

  • •        осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • •        постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • •        оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • •        оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • •        формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • •          самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • •          выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • •          составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • •          работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • •          в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • •          анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • •          осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • •          строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • •          создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • •          составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • •          преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • •          уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Условия реализации программы

        Работа объединения организована на базе кабинета химии средней школы, который  оснащен необходимым количеством оборудования и реактивов. Руководителем объединения является  учитель химии.  Проведение практических работ происходит в соответствии с требованиями по охране труда и технике безопасности. Подготовку практической части программы может проводить лаборант, имеющий специальную подготовку.

        В кабинете имеется компьютер, проектов, интерактивная доска, принтер. Все это позволяет использовать разнообразные информационные ресурсы: аудио, видео-, фото- и  интернет ресурсы.

Формы контроля

Вводное тестирование – позволяет установить уровень теоретических знаний воспитанников, проводится на первом или втором занятии. (Приложение №1)

Промежуточное тестирование – показывает уровень освоения материала программы за  первое полугодие. Время проведения: последнее занятие первого полугодия, или первое занятие второго полугодия. (Приложение №2)

Итоговая диагностика - при завершении обучения.
Диагностика заключается в выявлении уровня компетентности воспитанников в результате освоения дополнительной образовательной программы.
(Приложение №3)

Кроме того, ведется учет социальной и творческой активности обучающихся. Проводится диагностика степени удовлетворенности воспитанников работой в объединении. (Приложение №4)

        На занятиях предусматриваются следующие формы контроля: практическая работа, лабораторная работа, устный или письменный опрос, краткая самостоятельная работа, тестовые задания, наблюдение, викторина, графический диктант, беседа.

Оценочные материалы представлены в приложениях №1,2,3,4.

Учебный план

№ темы

Содержание программы

Всего

часов

Теория

Практика

Форма контроля (аттестации)

1

Предмет и значение аналитической химии

6

6

Вводное тестирование

2

Основы химического анализа

6

6

3

Качественный анализ

30

18

12

4

Количественный анализ

6

4

2

5

Аналитическая химия на службе человека

90

38

52

Блок А.

/20/

/10/

/10/

Блок Б

/10/

/4/

/6/

Промежуточное тестирование

Блок В

/20/

/4/

/16/

Блок Г

/10/

/4/

/6/

Блок Д

/12/

/10/

/2/

Блок Е

/18/

/6/

/12/

6

Экскурсии

4

4

7

Итоговое занятие

2

2

Итоговое тестирование

144

78

66

Содержание образовательной программы

Тема №1. Введение. Предмет и значение аналитической химии. (6 часа)

        Предмет и методы аналитической химии. Значение современной аналитической химии. Этапы истории  аналитической химии, роль русских  ученых в ее развитии.

Тема №2.  Основы химического анализа. (6 часов)

        Правила работы в аналитической лаборатории и  техника безопасности.

        Аналитические реакции и их выполнение.

Требования, предъявляемые к  аналитическим реакциям.

Тема №3. Качественный анализ. ( 30 часов  )

        Макро-полумикро-  и микроанализ. Лабораторное оборудование в полумикроанализе.

        Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева

        Характеристика катионов 1-, 2- , 3-, 4 аналитических групп.

Практическая работа №1. Общая характеристика катионов  1-ой группы и их значение (Реакции на ионы натрия, калия, аммония, магния) (2 часа)

Практическая работа №2.  Общая характеристика  катионов 2-ой  аналитической  группы.  Определение ионов кальция, бария.(2 часа)

Практическая работа №3.  Общая характеристика  катионов 3 –ей аналитической группы, определение катионов алюминия, железа(IIиIII) цинка. (2 часа)

Практическая работа № 4. использование реактивов  4-ой аналитической группы, реакции катионов серебра, меди.(2 час)

Практическая работа №5. Реакции и ход анализов смеси анионов. Реакции на сульфат -, карбонат -, фосфат - , хлорид -, бромид -, иодид, нитрат – ионы.(2 часа)

Практическая работа №6. Получение и свойства комплексных соединений.(2 часа)

Тема № 4. Количественный анализ (6 часов)

        Задачи и методы количественного анализа. Гравитационный анализ, его сущность, применение в сельском хозяйстве и технохимическом контроле пищевых продуктов.

        Операции гравитационного анализа: отбор проб, взятие навески, фильтрование,

Практическая работа № 7. Выполнение операций гравитационного анализа. (2 часа)

Тема №5. Аналитическая химия на службе человека. (90 часов)

Блок А. Аналитическая химия в  сельском хозяйстве.(20 часов)

        Состав и свойства почвы. Известкование почв. Удобрения и их классификация: минеральные и органические, азотные, фосфорные, калийные, микроэлементы.

        Химические средства защиты растений: гербициды, инсектициды, фунгициды.

        Защита окружающей среды от химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве.

Практическая работа №8. Изучение структуры и свойств почвы,  приготовление почвенной вытяжки ( 2 часа)

Практическая работа №9. Изучение химического состава почвы: качественные реакции на хлордиы, сульфаты, карбонаты, нитраты. (2 часа)

Практическая работа №10. Определение рН почвенного раствора , способы устранение кислотности почв и ее влияние на растения.(2 часа)

Практическая работа №11. Определение состава удобрений ( 2 часа)

Практическая работа № 12. Определение количества нитратов в овощах.( 2 часа)

Блок Б. Вода.(10 часов)

Вода, ее состав и свойства.  Качество воды. Значение воды в народном хозяйстве.

Практическая работа № 13. Анализ воды из источников, расположенных в микрорайоне школы (6 часов)

Блок В. Химия и пища.( 20часов)

 Жиры, белки и углеводы: особенности строения и свойств. Содержание данных веществ в продуктах питания, их польза и вред.  Пищевые добавки – фактор риска .

Практическая работа №14.  Определение углеводов в пище растительного  и животного происхождения. Исследование меда.(4 часа)

Практическая работа №15. Качественные реакции на белок.(2 часа)

Практическая работа №16. Определение качества молока и молочных продуктов ( 4 часа)

Практическая работа № 17. Определение витамина С в овощах и фруктах. (2 часа)

Практическая работа №18.  Выделение естественных красителей из моркови и свеклы. (2 часа)

Практическая работа №19. Определение содержания  многоатомных спиртов в жевательной резинке и(2 часа)

Блок Г. Химические средства гигиены и косметики.(10 часов)

        Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.

Практическая работа № 20 Составление парфюмерной композиции.(2 часа)

Практическая работа № 21. Получение мыла в лаборатории и изучение его свойств. (4 часа)

Блок Д. Химия и медицина.(12 часов)

        Лекарства и яды древности. Антидоты.

Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции.

Домашняя аптечка.

Вредные вещества в вашем доме и их источники..

Практическая работа №22. исследование лекарственных препаратов: ацетилсалициловая кислота, ферроплекс и др. (2 часа)

Блок Е.  Препараты бытовой химии в нашем доме. (18 часов)

        Кислоты, щелочи и соли в нашем доме: техника безопасности при хранении и использовании. Оказание первой медицинской помощи при поражениях данными препаратами.

        Растворы и растворители. Меры предосторожности при работе с огнеопасными веществами.

        Полимеры и волокнистые материалы, их состав, строение, и свойства.

Практическая работа № 23. Определение кислот и щелочей .(2 часа)

Практическая работа №и 24.  Определение пластмасс. (4 часа)

Практическая работа № 25. Определение волокон (4 часа).

Практическая работа №26. Приготовление растворов различной концентрации.(2)

Тема №6. Экскурсии (4 часа)

Организация экскурсий на очистную станцию, в аптеку, на стацию защиты растений

Тема №7.  Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов работы за год, организация выставок работ воспитанников, защита рефератов и проектов.

Календарный учебный график

Дата

Тема занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

Тема №1. Введение. Предмет и значение аналитической химии ( 6 часов)

03.09.2020

1

Предмет и методы аналитической химии.

Вводное тестирование.

Вводный инструктаж О.Т.

Лекция

2

Вводное

тестирование

Кабинет

химии

07.09.2020

2

Значение современной аналитической химии.

Тематическая дискуссия

2

Устный опрос

Кабинет

химии

10.09.2020

3

Этапы истории аналитической химии, роль русских ученых в ее развитии

Лекция

2

Беседа

Кабинет

химии

Тема №2. Основы химического анализа (6 часов)

14.09.2020

4

Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности при выполнении опытов

Инструктаж

2

Графический диктант

Кабинет

химии

17.09.2020

5

Аналитические реакции и их выполнение

Лекция с элементами беседы

2

Наблюдение

Кабинет

химии

21.09.2020

6

Требования, предъявляемые к  аналитическим реакциям

Лекция с элементами беседы

2

Наблюдение

Кабинет

химии

Тема №3. Качественный анализ (30 часов)

24.09.2020

7

Макро - ,полумикро – и микроанализ

Лекция

2

Беседа

Кабинет

химии

28.09.2020

8

Лабораторное оборудование в полумикроанализе

Лабораторная работа

2

Наблюдение

Кабинет

химии

01.10.2020

9

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева

Лекция с элементами беседы

2

Беседа

Кабинет

химии

05.10.2020

10

Характеристика катионов 1 аналитической группы. Лаб.опыт. Инструктаж О.Т.

Лекция

Лабораторная работа

2

Беседа

Кабинет

химии

08.10.2020

11

Характеристика катионов 2 аналитической группы. Лаб.опыт.Инструктаж ОТ

Лекция

Лабораторная работа

2

Устный опрос

Кабинет химии

12.10.2020

12

Характеристика катионов 3 аналитической группы. Лаб.опыт. Инструктаж ОТ

Лекция

Лабораторная работа

2

Устный опрос

Кабинет химии

15.10.2020

13

Характеристика катионов 4 аналитической группы. Лаб.опыт. Инструктаж ОТ

Лекция

Лабораторная работа

2

Беседа

Кабинет химии

19.10.2020

14

Комплексные соединения в аналитической химии

Семинар

2

Устный опрос

Кабинет химии

22.10.2020

15

Комплексные соединения в аналитической химии

Семинар

2

Устный опрос

Кабинет химии

26.10.2020

16

Практическая работа №1 Реакции на ионы натрия, калия, Практическая работааммония, магния. Инструктаж ОТ

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

29.10.2020

17

Практическая работа №2. Определение ионов кальция и бария. Инструктаж ОТ

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

02.11.2020

18

Практическая работа №3Определение ионов алюминия, железа, цинка. Инструктаж О.Т.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

05.11.2020

19

Практическая работа №4. Реакции катионов меди и серебра. Инструктаж ОТ

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

09.11.2020

20

Практическая работа №5. Реакции и ход анализа смеси анионов. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

12.11.2020

21

Практическая работа №6. получение и свойства комплексных соединений. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

Тема №4. Количественный анализ (6 часов)

16.11.2020

22

Задачи и методы количественного анализа

Гравитационный анализ, применение в с/х

Лекция

2

Беседа

Кабинет химии

19.11.2020

23

Операции гравитационного анализа

Лекция

2

Беседа

Кабинет химии

23.11.2020

24

Практическая работа №7. Выполнение операций гравитационного анализа. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

Тема №5. Аналитическая химия на службе человека. (90 часа)

Блок А. Аналитическая химия в сельском хозяйстве. (20 часов)

26.11.2020

25

Состав и свойства почвы. Известкование.

Лекция с элементами беседы

2

Беседа

Кабинет химии

30.11.2020

26

Удобрения и их классификация

Семинар

4

Устный

опрос

Кабинет химии

03.12.2020

27

07.12.2020

28

Химические средства защиты растений

Лекция

2

Рефлексия

Кабинет химии

10.12.2020

29

Защита окружающей среды от химических веществ, применяемых в с/х

Семинар

2

Устный опрос

Кабинет химии

14.12.2020

30

Практическая работа №8. Изучение структуры и свойств почвы. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка

в парах

Кабинет химии

17.12.2020

31

Практическая работа №9 .Изучение химического состава почвы. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

21.12.2020

32

Практическая работа № 10. Определение рН почвенного раствора. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

24.12.2020

33

Практическая работа №11. Определение состава удобрений. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

28.12.2020

34

Практическая работа №12. Определение количества нитратов в овощах. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

Блок Б. Вода. (10 часов)

11.01.2021

35

Вода, ее состав и свойства. Значение воды в народном хозяйстве. Промежуточное тестирование. Повторный инструктаж ОТ.

Интегрированное занятие

2

Промежуточное тестирование

Кабинет химии

14.01.2021

36

Качество воды. Способы очистки воды.

Семинар

2

Сообщения учащихся

Кабинет химии

18.012021

37

Практическая работа № 13. Анализ воды из различных источников.Инструктаж ОТ.

Практическая работа

6

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

21.012021

38

25.012021

39

Блок В. Химия и пища. (20 часов)

28.01.2021

40

Жиры: состав и свойства. Содержание данных веществ в продуктах питания, их вред и польза.

Интегрированное занятие

2

Сообщения учащихся

Кабинет химии

01.02.2021

41

Белки

Интегрированное занятие

2

Сообщения учащихся

Кабинет химии

04.02.2021

42

Углеводы

Интегрированное занятие

2

Сообщения учащихся

Кабинет химии

08.02.2021

43

Пищевые добавки

Презентация проекта

2

Предзащита проекта

Кабинет химии

11.02.2021

44

Практическая работа №14. Определение углеводов в пище растительного и животного происхождения. Исследование меда. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

15.02.2021

45

Практическая работа №15.Качественные реакции на белок. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

18.02.2021

46

Практическая работа №16. Определение качества молока и молочных продуктов. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет

химии

22.02.2021

47

Практическая работа №17. Определение витамина С в овощах и фруктах. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

25.02.2021

48

Практическая работа №18. Выделение естественных красителей из моркови и свеклы . инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

01.03.2021

49

Практическая работа №19. Определение содержания многоатомных спиртов в жевательной резинке. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Взаимооценка в парах

Кабинет химии

Блок Г.  Химические средства гигиены и косметики (10 часов)

04.03.2021

50

Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Лаб раб. Инструктаж ОТ.

Семинар

2

Лабораторная работа

Кабинет химии

11.03.2017

51

Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства

Презентация проекта

2

Предзащита проекта

Кабинет химии

15.03.2021

52

Практическая работа № 20. Составление парфюмерной композиции. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Наблюдение

Кабинет химии

18.03.2021

22.03.2021

53-54

Практическая работа №21. Получение мыла в лаборатории и изучение его свойств. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

4

Наблюдение

Кабинет химии

Блок Д. Химия и медицина. (12 часов)

25.03.2021

55

Лекарства и яды древности. АНТИДОТЫ.

Лекция

2

Рефлексия

Кабинет химии

29.03.2021

56

Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции.

Лекция

2

Рефлексия

Кабинет химии

01.04.2021

57

Домашняя аптечка

Тематические задания по группам

2

Защита рефератов

Кабинет химии

05.04.2021

08.04.2021

58-59

Вредные вещества в вашем доме и их источники

Тематические задания по группам

4

Защита рефератов

Кабинет химии

12.04.2021

60

Практическая работа №22. Исследование лекарственных препаратов. Инструктаж ОТ

Практическая работа.

2

Взаимооценка в парах

Кабинет

химии

Блок Е. Препараты бытовой химии а нашем доме (18часов)

15.04.2021

61

Кислоты, щелочи и соли в вашем доме.

Семинар

2

Защита рефератов

Кабинет химии

19.04.2021

62

Растворы и растворители. Меры предосторожности при работе с огнеопасными веществами.

Лекция

2

Наблюдение

Кабинет химии

22.04.2021

63

Полимеры, их состав, строение , свойства

Волокнистые материалы и их применение

Деловая игра

2

Сообщения учащихся

Кабинет химии

26.04.2021

65

Практическая работа №23. Определение кислот и щелочей. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Наблюдение

Кабинет химии

29.04.2021

66

Практическая работа №24. Определение пластмасс. Инструктаж ОТ.

Практическая работа

2

Отчет

Кабинет химии

06.05.2021

67

Практическая работа №25. Определение волокон. Инструктаж ОТ

Практическая работа

4

Отчет

Кабинет химии

13.05.2021

68

17.05.2021

69

Практическая работа № 26. Приготовление растворов различной концентрации.

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия

2

Наблюдение

Городская аптека

Тема №6. Экскурсии (4 часа)

20.05.2021

70

Экскурсия на станцию очистки воды

Экскурсия

2

Наблюдение

Очистные сооружения

24.05.2021

71

Итоговое тестирование

2

Тема №7. Итоговое занятие (2 часа)

23.05.2017

72

Итоговое занятие

Час занимательной химии

2

Викторина

Кабинет химии

Приложение №1.

Вводное тестирование воспитанников кружка «Химик – аналитик»

Цель: выявить уровень подготовки воспитанников и их готовность к занятиям по аналитической химии.

Блок А. Выберите правильный (правильные ответы) на поставленный вопрос, перенесите ответ в листок учета.

1

Верны ли следующие суждения:

А) Химия – это наука о веществах и свойствах

Б) Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях

2

Верны ли следующие суждения:

А) Химические явления – это  явления, при которых из одних веществ получаются другие

Б) Физические явления – это явления при которых изменяются  размеры, форма тел или их агрегатное состояние

3

Химические явления:

А) кипение воды

Б) горение угля

В) растворение сахара в воде

Г) плавление льда

4

Химическое уравнение это:

А) условная запись химической реакции

Б) Запись химической реакции на основе закона сохранения массы вещества

5

Качественная реакция:

А) реакция по обнаружению составных компонентов вещества

Б) реакция по определению цвета раствора

Блок Б. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос

1

Что такое аналитическая химия?

2

Чем отличается качественный анализ от количественного?

3

Какое значение имеет аналитическая химия для жизнеобеспечения человека?

Требования. Низкий уровень до 50%; Средний уровень: 51 – 80%;   Высокий уровень: 81 – 100%.

Приложение №2.

Промежуточное тестирование воспитанников объединения  «Химик – аналитик»

Цель: выявить уровень усвоения материала по темам № 1 – 4.

  1. Что такое аналитическая химия?
  2. Какие правила необходимо соблюдать при работе в аналитической лаборатории?
  3. Что такое макро-, микро – и полумикроанализ?
  4. Укажите катиона первой аналитической группы и перечислите особенности их определения.
  5. Какие катионы относятся к 2 аналитической группе?  Укажите способы их определения.
  6. Что представляет собой третья аналитическая группа катионов?
  7. Что такое почва и каков её химический состав?
  8. Какие компоненты определяют качество воды?

Ответы на вопросы дайте в развернутой форме.

Требования. Низкий уровень до 50%; Средний уровень: 51 – 80%;   Высокий уровень: 81 – 100%.

Приложение №3. Итоговое контрольное задание

  1. Перечислите  органические вещества, которые используются  у вас дома. Укажите области их применения.
  2. Какие вредные и опасные для здоровья вещества имеются в вашем доме?
  3. Какие особенности строения полимеров вы знаете?  Как  строение полимеров связано  с их областями применения?
  4. Что такое растворы? Какие области применения растворов вам известны?
  5. Проведите мысленный эксперимент: распознайте растворы: хлорид калия,  сульфат кальция, иодид алюминия. Составьте схему, отражающую  ход мысленного эксперимента. Напишите  уравнения реакций.
  6. Задача. Вычислите массу растворенного вещества и растворителя (воды) необходимых для приготовления 800 г 5% раствора.
  7. Задача. Смешали 50г 37% раствора и 45 г 87% раствора. Какова массовая доля вещества во вновь полученном растворе.
  8. Требования. Низкий уровень до 50%; Средний уровень: 51 – 80%;   Высокий уровень: 81 – 100%.

.

Литература для преподавателя

  • Астанин Л.П. «Охрана природы».- М.: «Колос», 1978
  • Астауров В.И. «Основы химического анализа». - М.: «Просвещение», 1986
  • Беспамятнов Г.П. «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде».-  М.: «Просвещение», 1988
  • Герасимов И.П. «Биосфера земли».-  М.: «Педагогика», 1976
  • Евсеева И.И. «Химия в сельском хозяйстве». - М.: «Просвещение», 1973
  • Кононов А.Н. «Химия окружающей среды». - М.: «Знание», 1984
  • Овчинников Н.Н. « Зеленый щит нашей планеты». - М.: «Просвещение», 1979
  • Петербургский А.В. «Основы агрохимии». - М.: «Просвещение», 1979
  • Опаловский А.А. «Плюс химизация, минус окружающая среда», журнал «Химия в школе», 1990 №2
  • Ширшина Н.В.:  Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2008. – 220 с.(с.7-9)
  • Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 166 с.(с.84-103).

Литература для воспитанников

  • Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. СD – rom.
  • Вода во вселенной.- Л.: Недра, 1971.
  • Дерпгольц В.Ф. Мир воды. – Л.: Недра, 1979.
  • Книга для чтения по неорганической         химии /Сост. В.А. Крицман. Ч. I. – М.: Просвещение, 1993.
  • Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество всмире. – М.: Педагогика, 1975.
  • Спенглер О.А. Слово о воде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1980.
  • Энциклопедия школьника. Неорганическая химия/ Под ред. И.П. Алимарина.- М.: Советская энциклопедия, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»

В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный    метод обучения  с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Цветик-семицветик"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Цветик-Семицветик" имеет естественнонаучную направленность.В ходе её освоения дети получают первоначальные ( стартовы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  "Реальная математика"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»возраст обучающихся: 15-18 летсрок ре...