КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЕ
план-конспект урока по химии (9 класс)

Деревянко Надежда Геннадьевна

Создать условия  для прочного   усвоения  темы проценты на примере задач из повседневной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ХИМИИ: 9КЛАСС. КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЕ.

Учитель: Деревянко  Надежда Геннадьевна.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Вид с экрана

I орг. момент

Цель деятельности учителя

Создать условия  для прочного   усвоения  темы проценты на примере задач из повседневной жизни

термины  и понятия

Силикаты

                                                                                                                  Планируемые результаты

                            Предметные  умения

  Универсальные  учебные действия

.                

    Умение пользоваться  математическими понятиями

1. Личностные: содействовать развитию познавательной активности, информационно-коммуникационной компетенции; создать условия учащимся для самостоятельного определения целей обучения.

2. Мета предметные: способствовать развитию у учащихся логического мышления, формирования мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, формированию мотивации к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения.

3.Регулятивные: умеют  самостоятельно находить пути решения проблемы.

4.Коммуникативные: умеют организовывать учебное  сотрудничество  в парах.

                                                                                                                             

                                                                                                I Организация     пространства

                    Форма  работы

Фронтальная  работа  в  парах

                    Образовательные  ресурсы

Маршрутная карта  учащихся

Мультимедийный  проектор ,компьютер

Задачи

                                                                                                       I  Орг. момент

  Ребята к нам в класс от инопланетян пришло такое послание. Внимание  земляне  обнаружены  неизвестные объекты, известно, что в состав  всех это объектов входит элемент с порядковым номером 14 в периодической системе, по распространенности в земной коре он занимает второе место, входит в состав горных пород, формула высшего оксида ЭО2 5что же это за элемент, если известно, что массовая доля кислорода в нем 53 %   К

кими свойствами он обладает он и его соединения?

II  Постановка  целей  мероприятия

 Ученики приходят к выводу, что это  элемент  кремний и  самостоятельно определяют цель.  Показать  применение  темы.                                                                                                                                                                                                                                                                      

III Актуализация и закрепление знаний по теме

Деятельность учителя

  Деятельность   учеников

Вид   с экрана  или  доски

Задание 1) вывести формулу, если известно. формула высшего оксида ЭО2,массовая доля кислорода в нем 53 % .

Задание 2) На основании положения кремния в периодической таблице   дайте ему характеристику,

Задание 2) сравните строение кремния со строением углерода, сделайте вывод,  какие свойства  металлические или неметаллические выражены у кремния сильнее?

3)Прочитайте в учебнике материал о нахождении в природе, ответьте на вопросы какой по распространенности в земной коре кремний,  в  виде самородков или в виде соединений встречается  кремний в природе?

4) Промышленный способ получения кремния восстановление его оксида  SiO2 в дуговых печах  при1800  углеродом, лабораторный способ получения восстановление оксида кремния SiO2 сильными восстановителями активными металлами.

Составьте уравнения реакций:

SiO2+ С =

SiO2+ Mg =

Учащийся у доски.

5) Прочитайте  о физических свойствах кремния в виде каких аллотропных   модификаций встречается «кремний».

6) Какими  химическими свойствами может обладать кремний? Составьте уравнения. Дайте характеристику оксиду кремния, какими свойствами: основными или кислотными он обладает? Соединения  кремния называются силикатами, проведем лабораторный опыт :прильем к силикату натрия соляную кислоту .Что наблюдаете? Это качественная реакция   на силикаты.

7) Где находит применение кремний и его соединения?

Силикатная  промышленность  – это производство стекла, керамики стекла. Посмотрим видеофильм  о производстве стекла. Что является сырьем  для  производства стекла, выпишите формулу стекла из учебника.

Решают задачу приводят  формулу  элемента.  Ставят цели урока.

Сравнивают строения кремния и углерода, делают вывод о том, что металлические свойства кремния выражены сильнее, записывают выводы в инструктивной карте, отвечают учителю

Отвечают и записывают в инструктивную карту в  виде каких соединений кремний встречается в природе?

Составляют уравнения реакций .Показывают переход  электронов ( одно уравнение у доски, остальные самостоятельно  в инструктивных картах)

Проводят лабораторный опыт ,составляют молекулярное и ионное уравнения реакции..

Смотрят видеофильм, два ученика –доклады о производстве цемента ,керамики

.

             

                                                             

                                                                                         IV   Итог урока. Рефлексия                                                                            

Я думаю мы  помогли инопланетянам исследовать неизвестное  элемент- это  -?Определили .что объекты-?.В состав их входит-  Как вы  теперь думаете,  сможете ли вы применять   полученные  знания  в жизни? Каких профессий  необходимы знания о  кремнии?

Если вы не скучали и,  вам было интересно и все понятно

поднимите  раскрытые  ладошки, если скучно, испытываете затруднения   сжатый  кулачок. Запишите свою самооценку в инструктивной  карте.

Запишите домашнее задание

Отвечают кремний

Стекло, кремний, цемент.

Оксид кремния

Записывают домашнее  задание:п.30-33упр1,23-5с100провести исследование: Почему не горит театральный занавес. Разбавьте силикатный клей водой, в этот раствор жидкого стекла холст   ткани  опустите, оставьте на час,  затем высушите. Пропитанный материал подожгите. объясните почему он не горит, а только тлеет:

                                                     Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki 

http://fb.ru/article/ 

https://www.youtube.com/watch?v=qf5xO7WCrto 

 Г.Е.Рудзитис,,Ф.Г.Фельдман Химия  9класс.

Химия .поурочные планы по учебнику Г.Е.

Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта учащегося.

По ходу урока заполните  табличку.

Задание 1) Вывести формулу, если известно, формула высшего оксида ЭО2, массовая доля кислорода в нем 53 % .

Дано: W(O)=53 %                                        Решение:

Определить элемент?  

                       

Задание 2) На основании положения кремния в периодической таблице   дайте ему характеристику,  (вставить  данные).

а) положение в ПСХЭ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б)  состав и строение атома кремния…+)))……

в) электронная формула, распределение электронов по   орбитам

1s  2s 2p6 3s  3p 3d

 

                                                                                                                               3d

 

                 

                                                                                 3p

3s  

 г) Сравните строение кремния со строением углерода, сделайте вывод, какие свойства металлические, неметаллические выражены  у кремния наибольшей степени по сравнению с углеродом. Почему? Строение показывает, что  у кремния  металлические (восстановительные)  свойства  выражены       …………………………, чем у углерода, так  как у кремния по сравнению с углеродом   ……энергетических уровня  и внешние  электроны  расположены от ядр  вставить   (сильнее, слабее),(2 или 3),(близко, далеко от ядра)

3) Прочитайте в учебнике материал о нахождении в природе, ответьте на вопросы  в  виде самородков или в виде соединений встречается  кремний заполните пропуски.

Кремний в природе  по  распространенности ……………………………элемент в земной коре.

Встречается  в виде …………………………………………………………………..

Примеры минералов и горных пород………………………………………………………………..

Дополнительная информация.  Соединения кремния токсичны; вдыхание мельчайших частиц вызывает опасную болезнь   силикоз.

4) Промышленный способ получения кремния восстановление его оксида  SiO2 в дуговых печах  при 1800  углеродом, лабораторный способ получения восстановление оксида кремния SiO2 сильными восстановителями активными металлами.

Составьте уравнения реакций:

SiO2+ С =

SiO2+ Mg =

5)  Прочитайте в учебнике физические свойства кремния.

Допишите физические свойства кремния.

Кремний встречается  в виде двух  аллотропных соединений кремния кристаллического и кремния аморфного…

а) темно – серое с  металлическим блеском вещество, имеющее тетраэдрическую кристаллическую решетку(сходство с алмазом- кремний………………………………………………………………..

б) порошок бурого цвета- кремний……………………………………………………………….

(аморфный, кристаллический)

Кремний аморфный - порошок бурого цвета,  реакционно способнее  кристаллического кремния.

.

Получение:  промышленный способ - восстановление SiO2 углеродом в дуговых печах  при 180.

2С+SiO2=Si+CO2 

6)а )Какими  химические свойствами обладает кремний? Кремний реагирует с неметаллами: кислородом, хлором, бромом и серой.

выступая в   качестве ……………………………………

Продолжите реакцию Si+O2=

Реагирует с металлами как…………………………………

.Продолжить

реакцию Mg+ Si=

Покажите переход электронов

Применение : полупроводниковый кремний используется в  электронных устройствах.

а) Дайте характеристику оксиду кремния:

Тип связи………………………………………………………………………

Тип  кристаллической решетки…………………………………………………………………………………………..(молекулярный, атомный)

б) по химическим свойствам является …………………………………. .оксидом (основным, кислотным).

Продолжить возможные  уравнения:

SiO22О=

SiO2+NaOH=

SiO2+CaO=

7) Где находит применение кремний.  Что является  сырьем для производства стекла? Составьте  формулу стекла, глины, цемента, посмотрев фильм,  выслушав доклады учащихся.

8)Самооценка

Мне понятно и интересно  ……………………..

Испытываю затруднения ( по возможности написать в чем………………………………………..

Моя оценка…(ставите  сами)…………………………………………………………………….

Инструктивную карту сдать учителю для оценки  учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кремний и его соединения

Кремний и его соединения...

Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс

Материал данной  презентации подобран для  урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует  учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...

Кремний и его соединения

Презентация к уроку "Кремний и его соединения"...

Кремний и его соединения

В доступной форме изложены физические и химические свойства кремния, показана взаимосвязь строения и свойств, указаны области применения кремния....

Презентация "Кремний и его соединения"

Презентация "Кремний и его соединения"...

Кремний и его соединения

Презентация к уроку химии в 9 классе "Кремний и его соединения" . Характеристика элемента, нахождение в природе, соединения кремния, применение. Проект "Силикатная промышленность"....