КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЕ
план-конспект урока по химии (9 класс)
Создать условия для прочного усвоения темы проценты на примере задач из повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_9_klass_kremniyi_ego_soedineniya.docx | 25.52 КБ |
instruktivnaya_karta_uchashchegosya_2.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ХИМИИ: 9КЛАСС. КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЕ.
Учитель: Деревянко Надежда Геннадьевна.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Вид с экрана | |||||||
I орг. момент | ||||||||||
Цель деятельности учителя | Создать условия для прочного усвоения темы проценты на примере задач из повседневной жизни | |||||||||
термины и понятия | Силикаты | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия . | |||||||||
Умение пользоваться математическими понятиями | 1. Личностные: содействовать развитию познавательной активности, информационно-коммуникационной компетенции; создать условия учащимся для самостоятельного определения целей обучения. 2. Мета предметные: способствовать развитию у учащихся логического мышления, формирования мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, формированию мотивации к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения. 3.Регулятивные: умеют самостоятельно находить пути решения проблемы. 4.Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество в парах.
| |||||||||
I Организация пространства | ||||||||||
Форма работы | Фронтальная работа в парах | |||||||||
Образовательные ресурсы | Маршрутная карта учащихся Мультимедийный проектор ,компьютер | |||||||||
Задачи | ||||||||||
I Орг. момент | ||||||||||
Ребята к нам в класс от инопланетян пришло такое послание. Внимание земляне обнаружены неизвестные объекты, известно, что в состав всех это объектов входит элемент с порядковым номером 14 в периодической системе, по распространенности в земной коре он занимает второе место, входит в состав горных пород, формула высшего оксида ЭО2 5что же это за элемент, если известно, что массовая доля кислорода в нем 53 % К кими свойствами он обладает он и его соединения? | ||||||||||
II Постановка целей мероприятия | ||||||||||
Ученики приходят к выводу, что это элемент кремний и самостоятельно определяют цель. Показать применение темы. | ||||||||||
III Актуализация и закрепление знаний по теме | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Вид с экрана или доски | ||||||||
Задание 1) вывести формулу, если известно. формула высшего оксида ЭО2,массовая доля кислорода в нем 53 % . Задание 2) На основании положения кремния в периодической таблице дайте ему характеристику, Задание 2) сравните строение кремния со строением углерода, сделайте вывод, какие свойства металлические или неметаллические выражены у кремния сильнее? 3)Прочитайте в учебнике материал о нахождении в природе, ответьте на вопросы какой по распространенности в земной коре кремний, в виде самородков или в виде соединений встречается кремний в природе? 4) Промышленный способ получения кремния восстановление его оксида SiO2 в дуговых печах при1800 углеродом, лабораторный способ получения восстановление оксида кремния SiO2 сильными восстановителями активными металлами. Составьте уравнения реакций: SiO2+ С = SiO2+ Mg = Учащийся у доски. 5) Прочитайте о физических свойствах кремния в виде каких аллотропных модификаций встречается «кремний». 6) Какими химическими свойствами может обладать кремний? Составьте уравнения. Дайте характеристику оксиду кремния, какими свойствами: основными или кислотными он обладает? Соединения кремния называются силикатами, проведем лабораторный опыт :прильем к силикату натрия соляную кислоту .Что наблюдаете? Это качественная реакция на силикаты. 7) Где находит применение кремний и его соединения? Силикатная промышленность – это производство стекла, керамики стекла. Посмотрим видеофильм о производстве стекла. Что является сырьем для производства стекла, выпишите формулу стекла из учебника. | Решают задачу приводят формулу элемента. Ставят цели урока. Сравнивают строения кремния и углерода, делают вывод о том, что металлические свойства кремния выражены сильнее, записывают выводы в инструктивной карте, отвечают учителю Отвечают и записывают в инструктивную карту в виде каких соединений кремний встречается в природе? Составляют уравнения реакций .Показывают переход электронов ( одно уравнение у доски, остальные самостоятельно в инструктивных картах) Проводят лабораторный опыт ,составляют молекулярное и ионное уравнения реакции.. Смотрят видеофильм, два ученика –доклады о производстве цемента ,керамики . |
| ||||||||
IV Итог урока. Рефлексия | ||||||||||
Я думаю мы помогли инопланетянам исследовать неизвестное элемент- это -?Определили .что объекты-?.В состав их входит- Как вы теперь думаете, сможете ли вы применять полученные знания в жизни? Каких профессий необходимы знания о кремнии? Если вы не скучали и, вам было интересно и все понятно поднимите раскрытые ладошки, если скучно, испытываете затруднения сжатый кулачок. Запишите свою самооценку в инструктивной карте. Запишите домашнее задание | Отвечают кремний Стекло, кремний, цемент. Оксид кремния Записывают домашнее задание:п.30-33упр1,23-5с100провести исследование: Почему не горит театральный занавес. Разбавьте силикатный клей водой, в этот раствор жидкого стекла холст ткани опустите, оставьте на час, затем высушите. Пропитанный материал подожгите. объясните почему он не горит, а только тлеет: | |||||||||
Источники: https://www.youtube.com/watch?v=qf5xO7WCrto Г.Е.Рудзитис,,Ф.Г.Фельдман Химия 9класс. Химия .поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта учащегося.
По ходу урока заполните табличку.
Задание 1) Вывести формулу, если известно, формула высшего оксида ЭО2, массовая доля кислорода в нем 53 % .
Дано: W(O)=53 % Решение:
Определить элемент?
Задание 2) На основании положения кремния в периодической таблице дайте ему характеристику, (вставить данные).
а) положение в ПСХЭ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) состав и строение атома кремния…+)))……
в) электронная формула, распределение электронов по орбитам
1s 2s 2p6 3s 3p 3d
|
3d
|
3p
3s
г) Сравните строение кремния со строением углерода, сделайте вывод, какие свойства металлические, неметаллические выражены у кремния наибольшей степени по сравнению с углеродом. Почему? Строение показывает, что у кремния металлические (восстановительные) свойства выражены …………………………, чем у углерода, так как у кремния по сравнению с углеродом ……энергетических уровня и внешние электроны расположены от ядр вставить (сильнее, слабее),(2 или 3),(близко, далеко от ядра)
3) Прочитайте в учебнике материал о нахождении в природе, ответьте на вопросы в виде самородков или в виде соединений встречается кремний заполните пропуски.
Кремний в природе по распространенности ……………………………элемент в земной коре.
Встречается в виде …………………………………………………………………..
Примеры минералов и горных пород………………………………………………………………..
Дополнительная информация. Соединения кремния токсичны; вдыхание мельчайших частиц вызывает опасную болезнь силикоз.
4) Промышленный способ получения кремния восстановление его оксида SiO2 в дуговых печах при 1800 углеродом, лабораторный способ получения восстановление оксида кремния SiO2 сильными восстановителями активными металлами.
Составьте уравнения реакций:
SiO2+ С =
SiO2+ Mg =
5) Прочитайте в учебнике физические свойства кремния.
Допишите физические свойства кремния.
Кремний встречается в виде двух аллотропных соединений кремния кристаллического и кремния аморфного…
а) темно – серое с металлическим блеском вещество, имеющее тетраэдрическую кристаллическую решетку(сходство с алмазом- кремний………………………………………………………………..
б) порошок бурого цвета- кремний……………………………………………………………….
(аморфный, кристаллический)
Кремний аморфный - порошок бурого цвета, реакционно способнее кристаллического кремния.
.
Получение: промышленный способ - восстановление SiO2 углеродом в дуговых печах при 180.
2С+SiO2=Si+CO2
6)а )Какими химические свойствами обладает кремний? Кремний реагирует с неметаллами: кислородом, хлором, бромом и серой.
выступая в качестве ……………………………………
Продолжите реакцию Si+O2=
Реагирует с металлами как…………………………………
.Продолжить
реакцию Mg+ Si=
Покажите переход электронов
Применение : полупроводниковый кремний используется в электронных устройствах.
а) Дайте характеристику оксиду кремния:
Тип связи………………………………………………………………………
Тип кристаллической решетки…………………………………………………………………………………………..(молекулярный, атомный)
б) по химическим свойствам является …………………………………. .оксидом (основным, кислотным).
Продолжить возможные уравнения:
SiO2+Н2О=
SiO2+NaOH=
SiO2+CaO=
7) Где находит применение кремний. Что является сырьем для производства стекла? Составьте формулу стекла, глины, цемента, посмотрев фильм, выслушав доклады учащихся.
8)Самооценка
Мне понятно и интересно ……………………..
Испытываю затруднения ( по возможности написать в чем………………………………………..
Моя оценка…(ставите сами)…………………………………………………………………….
Инструктивную карту сдать учителю для оценки учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кремний и его соединения
Кремний и его соединения...
Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс
Материал данной презентации подобран для урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...
Кремний и его соединения
Презентация к уроку "Кремний и его соединения"...
Кремний и его соединения
В доступной форме изложены физические и химические свойства кремния, показана взаимосвязь строения и свойств, указаны области применения кремния....
Презентация "Кремний и его соединения"
Презентация "Кремний и его соединения"...
Кремний и его соединения
Презентация к уроку химии в 9 классе "Кремний и его соединения" . Характеристика элемента, нахождение в природе, соединения кремния, применение. Проект "Силикатная промышленность"....