Урок химии в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skorosti_himicheskoy_reaktsii.docx | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Урок химии в 11 классе по теме:
«Скорость химической реакции»
Автор: учитель ГБОУ лицей № 384
Волкова Юлия Михайловна
Санкт-Петербург
2020 г
Скорость химической реакции
Представленный урок разработан на основе групповой исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания, но и способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их познавательной активности и самостоятельности.
Тип урока: получение новых знаний.
Продолжительность: 45 минут.
Цель урока: создать условия для формирования понятия «скорость химической реакции» и для развития практических навыков учащихся по проведению химического эксперимента.
Задачи:
- осмысление сущности понятия «скорость химической реакции»;
- установление причинно-следственных связей между условиями проведения реакций и их скоростью;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, умения работать в группе;
- способствовать формированию исследовательской интеллектуальной культуры учащихся, навыков сотрудничества.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся
- Работа в группах:
- - формирование групп;
- - проведение эксперимента по инструктивным картам;
- - обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов;
- - отчет групп и формулирование общих выводов.
- Закрепление изученного материала (тест)
- Проверка выполненного теста
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Используемые технологии:
- Технология исследовательской деятельности.
- Групповые технологии обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.
Виды деятельности учащихся:
- Выполнение лабораторных опытов.
- Ответы на теоретические вопросы.
- Составление уравнений реакций и формулирование выводов.
- Выполнение тестовых заданий.
- Само- и взаимопроверка.
Ожидаемый результат: каждый ученик должен понять суть понятия «скорость химической реакции»; «факторы, влияющие на скорость реакции»; уметь объяснять разную скорость реакций участвующими в ней реагентами и различными условиями проведения, решать тестовые задания по теме, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран. На столах учащихся: мерный цилиндр, колба с водой, штатив с пробирками, колбы, спиртовка, пробиркодержатель, хронометр.
Реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, 10% раствор серной кислоты, 0,1М раствор сульфата меди (II), 0,2М раствор тиоцианата железа (III), 0,2М раствор тиосульфата натрия, железо (порошок), магний (лента магния и порошок), цинк (гранулы и порошок), алюминий (гранулы и порошок), дистилированная вода.
Литература:
1. Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа. 2013
2. Габриелян О. С. Химия 11 класс: Настольная книга учителя. – М., Дрофа. 2004
3. Практикум по неорганической химии: учебное пособие для вузов/ Н.В. Пахомова, А.В. Морозова, Е.К. Дьяченко и др. М., Высшая школа, 1987
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап: организационный Задача: подготовка учащихся к работе | |
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. |
II этап: подготовка к основному этапу урока Задача: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний | |
1. 2. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? 3. В чем будет состоять наша цель? 4. Предлагает ответить на вопросы: Как определяется скорость движения тела? Почему? Что изменяется при движении тела? Что изменяется в ходе химической реакции? Что происходит с исходными и конечными веществами? 5. Записывает формулу для определения скорости гомогенной реакции: V= и скорости гетерогенной реакции:
| 1. 2. Формулируют тему и записывают её в тетрадь: Скорость химической реакции и факторы на неё влияющие. 3. Формулируют цель урока и записывают её в тетрадь: понять смысл термина «скорость химической реакции» и определить от чего она зависит. 4. Отвечают на вопросы: Скорость движения тела (мгновенная) определяется отношением пройденного пути на время. При движении изменяется положение тела в пространстве. В ходе реакции количество исходного вещества уменьшается, а конечного увеличивается. 5. Записывают в тетрадь формулы для определения скорости реакции. |
III этап: основной этап урока – работа в группах Задача: организация работы учащихся в группах и помощь в их работе | |
- обсуждение итогов работы в группе и формулирование выводов; - отчет групп и формулирование общих выводов. |
|
IV этап: первичная проверка усвоения материала Задача: согласование и коррекция знаний учащихся | |
|
|
V этап: закрепление усвоенных знаний Задача: выявление уровня сформированности знаний учащихся и устранение недостатков в овладении учебным материалом | |
|
|
VI этап: подведение итогов урока Задача: анализ и оценка успешности достижения цели урока | |
|
( Эти знания необходимы для использования в быту, для правильного природопользования, необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, нужны представителям различных профессий, связанных с химическими процессами). |
VII этап: домашнее задание Задача: обеспечение понимания цели работы и способов действий | |
Подготовить презентации с примерами промышленного получения неорганических или органических веществ и объяснением тех способов, которые используются для увеличения скорости химической реакции. | Записывают домашнее задание. |
VIII этап: рефлексия Задача: определение комфортности пребывания учащихся на уроке и эмоционального состояния учащихся во время и после урока | |
Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты. Учитель благодарит учащихся за работу. | Отвечают на вопросы анкеты. |
Приложение № 1.
Инструктивная карта для группы №1
Опыт: Изучение влияния природы реагирующих веществ на скорость реакции.
Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами (в том числе с соляной кислотой) и при этом выделяется водород.
Вам выданы следующие реактивы: 10 % раствор соляной кислоты, а так же, порошки металлов – магния, цинка, железа, алюминия.
Прибор для получения газов закрепите в штативе, так, чтобы можно было собирать водород методом вытеснения воды. В каждую из четырех пробирок насыпьте одинаковое количество порошков металлов. В воронку прибора налейте 10 мл соляной кислоты. Каждый опыт делайте по отдельности. Откройте зажим газоотводной трубки. По окончанию реакции, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металл | Объём вытесненного водорода | Скорость реакции |
1 | Mg | ||
2 | Al | ||
3 | Zn | ||
4 | Fe |
Сделайте вывод, почему металлы с разной скорость реагируют с соляной кислотой.
Инструктивная карта для группы №2
Опыт: Изучение влияния раздробленности твердого вещества на скорость гетерогенной реакции.
Как вы знаете, активные металлы взаимодействуют с кислотами (в том числе с соляной кислотой) и при этом выделяется водород.
Вам выданы: магний (лента магния и порошок), цинк (гранулы и порошок), алюминий (гранулы и порошок), а так же 10 % раствор соляной кислоты.
Прибор для получения газов закрепите в штативе, так, чтобы можно было собирать водород методом вытеснения воды. В каждую из пробирок положите по грануле (ленте) металла. В воронку прибора налейте 10 мл соляной кислоты. Каждый опыт делайте по отдельности. Откройте зажим газоотводной трубки. Через 2 минуты, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу. Затем, в чистые пробирки шпателем насыпьте одинаковое количество порошков металлов. Через 2 минуты, определите объём вытесненного водорода (с помощью линейки, считая, что 1см=1мл). Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Металл | Объём вытесненного водорода | Скорость реакции |
1 | Mg (лента) | ||
2 | Mg (порошок) | ||
3 | Zn (гранула) | ||
4 | Zn (порошок) | ||
5 | Al(гранула) | ||
6 | Al(порошок) |
Сделайте вывод, как влияет раздробленность твердого вещества на скорость гетерогенной реакции.
Инструктивная карта для группы №3
Опыт: Изучение влияния концентрации на скорость гомогенной реакции.
Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой протекает относительно медленно и сопровождается выпадением серы в виде желтого осадка, в соответствии с уравнением реакции:
Na2S2O3 + H2SO4 → Na2SO4 + S +SO2 + H2O
Вам выданы растворы: 100 мл 10% серной кислоты и 200 мл раствора (0,2М) тиосульфата натрия. Кроме этого, в химическом стакане находится 200 мл воды.
Для отмеривания необходимого объёма раствора пользуйтесь мерным цилиндром.
Возьмите чистые колбы на 200 мл и налейте в них:
В колбу № 1: 50 мл раствора тиосульфата натрия.
В колбу № 2: 40 мл раствора тиосульфата натрия и 10 мл воды.
В колбу № 3: 30 мл раствора тиосульфата натрия и 20 мл воды.
В колбу № 4: 20 мл раствора тиосульфата натрия и 30 мл воды.
В колбу № 5: 10 мл раствора тиосульфата натрия и 40 мл воды.
Возьмите секундомер и приготовьтесь замерить время между добавлением серной кислоты и появлением желтого осадка.
Затем, в первую пробирку добавьте 20 мл серной кислоты. Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Объём раствора тиосульфата (мл) | Объём Воды (мл) | Общий объём раствора (мл) | Концентрация Тиосульфата (моль/л) | Время протекания реакции (в сек) | Скорость реакции (V= ) |
1 | 50 | 0 | 50 | 0,01 | ||
2 | 40 | 10 | 50 | 0,008 | ||
3 | 30 | 20 | 50 | 0,006 | ||
4 | 20 | 30 | 50 | 0,004 | ||
5 | 10 | 40 | 50 | 0,002 |
Такое же количество кислоты добавьте в остальные пробирки. Занесите данные в таблицу.
Сделайте вывод о том, как влияет концентрация на скорость реакции.
Инструктивная карта для группы №4
Опыт: Изучение влияния температуры на скорость гомогенной реакции.
Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой протекает относительно медленно и сопровождается выпадением серы в виде желтого осадка, в соответствии с уравнением реакции: Na2S2O3 + H2SO4 → Na2SO4 + S +SO2 + H2O
Вам выданы растворы: 10 мл 10% серной кислоты и 10 мл раствора (0,2М) тиосульфата натрия. Кроме этого, в электрочайнике находятся 500 мл горячей воды.
Возьмите чистые колбы на 100 мл и налейте в них:
В колбу № 1: 50 мл горячей воды.
В колбу № 2: 40 мл горячей воды и 10 мл холодной воды.
В колбу № 3: 30 мл горячей воды и 20 мл холодной воды.
В колбу № 4: 20 мл горячей воды и 30 мл холодной воды.
В колбу № 5: 10 мл горячей воды и 40 мл холодной воды.
В каждую колбу на 2 минуты поставьте пробирки с 5 мл раствора тиосульфата натрия.
Замерьте температуру воды в каждой колбе. Для определения температуры пользуйтесь термометром. Возьмите секундомер и приготовьтесь замерить время между добавлением серной кислоты и появлением желтого осадка. Затем, в первую пробирку добавьте 5 мл серной кислоты. Такое же количество кислоты добавьте в остальные пробирки.
Занесите данные в таблицу.
№ п/п | Температура | Объём раствора тиосульфата | Время протекания реакции (в сек) | Скорость реакции (V= ) |
1 | 5 | |||
2 | 5 | |||
3 | 5 | |||
4 | 5 | |||
5 | 5 |
Сделайте вывод о том, как влияет температура на скорость реакции.
Инструктивная карта для группы № 5
Опыт: Изучение влияния катализатора на скорость реакции.
Взаимодействие тиосульфата натрия с тиоцианатом железа (III) сопровождается обесцвечиванием тиоцианата железа (III) и образованием тиоцианата железа (II), в соответствии с уравнением реакции:
2Na2S2O3 + 2Fe(SCN)3 → 2Fe(SCN)2 + 2NaSCN +Na2S4O6
Катализатором этой реакции является сульфат меди (II).
Вам выданы растворы: сульфата меди (II) (0,1М), тиоцианата железа (III) (0,2М), тиосульфата натрия (0,2М).
Возьмите 5 чистых пробирок и налейте в них по 5 мл раствора тиоцианата железа (III).
Затем, в пробирку № 1 добавьте 1 мл раствора тиосульфата натрия. По секундомеру отметьте время до обесцвечивания раствора. Занесите все данные в таблицу.
В пробирку № 2 добавьте 2 капли раствора сульфата меди (II).
В пробирку № 3 добавьте 3 капли раствора сульфата меди (II).
В пробирку № 4 добавьте 4 капли раствора сульфата меди (II).
В пробирку № 5 добавьте 5 капель раствора сульфата меди (II).
Затем, в пробирки № 2-5 добавьте по 1 мл раствора тиосульфата натрия. По секундомеру отметь время протекания реакции. Занесите все данные в таблицу.
№ п/п | Число капель сульфата меди (II). | Время протекания реакции (в сек) | Скорость реакции (V= ) |
1 | 0 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
Сделайте вывод о том, как влияет катализатор на скорость реакции.
Приложение № 2.
Тест.
1. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:
1) AgNO3(р-р) и NaCl(р-р); 2) Cu и O2; 3) Na и Cl2; 4) Мg и H2SO4(р-р);
2. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:
1) Fe и НCl(5 % р-р); 2) Fe и НCl(30 % р-р); 3) Fe и НCl(10 % р-р); 4) Fe и НCl(1% р-р);
3. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция:
1) восстановление оксида меди водородом 3) нейтрализации
2) растворения магния в соляной кислоте 4) горение серы в кислороде
4. Для увеличения скорости реакции цинка с серной кислотой надо:
1) понизить температуру 3) добавить катализатор
2) повысить давление 4) использовать порошок цинка
5. Скорость прямой реакции N2(г.) + 3Н2(г.) 2NН3(г.) + Q возрастает при
1) увеличении концентрации азота 3) увеличении концентрации аммиака
2) уменьшении концентрации азота 4) уменьшении концентрации аммиака
6. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:
1) НNO3(р-р) и NaОН(р-р); 2) Cа и Сl2; 3) МgО и НCl(р-р); 4) S и О2;
7. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:
1) Zn и Н2SO4 (15 % р-р); 2) Zn и Н2SO4 (10 % р-р); 3) Zn и Н2SO4 (20 % р-р); 4) Zn и Н2SO4 (3% р-р); ;
8. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция:
1) угля с кислородом 3) хлорида бария с серной кислотой
2) железа с соляной кислотой 4) цинка с нитратом серебра
9. Для уменьшения скорости реакции магния с соляной кислотой надо:
1) понизить температуру 3) добавить катализатор
2) повысить давление 4) увеличить концентрацию кислоты
10. Скорость прямой реакции 2NО(г.) + О2(г.) 2NО2(г.)+ Q возрастает при
1) увеличении концентрации азота 3) увеличении концентрации аммиака
2) уменьшении концентрации азота 4) уменьшении концентрации аммиака
Приложение № 3.
Анкета для учащихся (рефлексия).
Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).
Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.
1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)
2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)
3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)
4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)
5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»
В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...
Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"
Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...