Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_9_klass.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.
Планирование составлено на основе авторской программы Гара Н.Н. ,
«Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019.
Цели учебного предмета:
- освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи учебного предмета:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;
- создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
- формирование у учащихся коммуникативной компетентности;
- формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
- воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
- объяснять суть химических процессов;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему ;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- рассмотрение химических процессов;
- использование химических знаний в быту;
- объяснение мира с точки зрения химии;
Предметные:
Девятиклассник научится:
- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
- составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Девятиклассник получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
- характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
- приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
- описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
- организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.
Раздел 2. Химические реакции в водных растворах (9 ч)
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Раздел 3. Галогены (5 ч)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Раздел 4. Кислород и сера (8 ч)
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Раздел 5. Азот и фосфор (8 ч)
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Раздел 6. Углерод и кремний (8 ч)
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Раздел 7. Металлы (13 ч)
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах (11 ч)
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 Класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
По плану | Фактически | |||
Раздел 1. Классификация химических реакций (6ч) | ||||
1 | Окислительно-восстановительные реакции | 2 | ||
2 | Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | 1 | ||
3 | Скорость химических реакций | 1 | ||
4 | ПР №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость» | 1 | ||
5 | Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии | 1 | ||
Раздел 2. Химические реакции в водных растворах (9ч) | ||||
6 | Сущность процесса электролитической диссоциации | 1 | ||
7 | Диссоциация кислот, оснований и солей | 1 | ||
8 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | 1 | ||
9 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 1 | ||
10 | Химические свойства основных классов неорганических соединений | 2 | ||
11 | Гидролиз солей | 1 | ||
12 | ПР №2 Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» | 1 | ||
13 | КР №1 по темам «Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах» | 1 | ||
Раздел 3. Галогены (5ч) | ||||
14 | Характеристика галогенов | 1 | ||
15 | Хлор | 1 | ||
16 | Хлороводород: получение и свойства | 1 | ||
17 | Соляная кислота и ее соли | 1 | ||
18 | ПР №3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» | 1 | ||
Раздел 4. Кислород и сера (8ч) | ||||
19 | Характеристика кислорода и серы. Аллотропия. | 1 | ||
20 | Свойства и применение серы | 1 | ||
21 | Сероводород. Сульфиды | 1 | ||
22 | Оксид серы (IV). Сернистая кислота | 1 | ||
23 | Оксид серы (VI). Серная кислота | 1 | ||
24 | ПР №4 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | ||
25 | Решение расчетных задач. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему и количеству вещества, содержащего определенную долю примесей | 1 | ||
Раздел 5. Азот и фосфор (8ч) | ||||
26 | Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства | 1 | ||
27 | Аммиак | 1 | ||
28 | ПР №5 «Получение аммиака и изучение его свойств» | 1 | ||
29 | Соли аммония | 1 | ||
30 | Азотная кислота. | 1 | ||
31 | Соли азотной кислоты | 1 | ||
32 | Фосфор | 1 | ||
33 | Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли | 1 | ||
Раздел 6. Углерод и кремний (8ч) | ||||
34 | Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода | 1 | ||
35 | Химические свойства углерода. Адсорбция | 1 | ||
36 | Оксид углерода (II) – угарный газ | 1 | ||
37 | Оксид углерода (IV) – углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе | 1 | ||
38 | ПР №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 1 | ||
39 | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент | 1 | ||
40 | Обобщение по теме «Неметаллы» | 1 | ||
41 | КР №2 по теме «Неметаллы» | 1 | ||
Раздел 7. Металлы (13ч) | ||||
42 | Характеристика металлов | 1 | ||
43 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | 1 | ||
44 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | 1 | ||
45 | Сплавы | 1 | ||
46 | Щелочные металлы | 1 | ||
47 | Магний. Щелочноземельные металлы | 1 | ||
48 | Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды | 1 | ||
49 | Алюминий и его соединения | 1 | ||
50 | Железо | 1 | ||
51 | Соединения железа | 1 | ||
52 | ПР №7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | 1 | ||
53 | Обобщение по теме «Металлы» | 1 | ||
54 | Контрольная работа по теме «Металлы» | 1 | ||
Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах (11ч) | ||||
55 | Органическая химия | 1 | ||
56 | Предельные (насыщенные) углеводороды | 1 | ||
57 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды | 1 | ||
58 | Полимеры | 1 | ||
59 | Производные углеводородов, спирты | 1 | ||
60 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры | 1 | ||
61 | Углеводы | 1 | ||
62 | Аминокислоты. Белки | 1 | ||
63 | Обобщение по теме «Важнейшие органические соединения» | 1 | ||
64 | Обобщение и систематизация знаний по курсу химия 9 класс | 1 | ||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику Г.Е.Рудзитис
Общая характеристика программы Примерная образовательная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа к...
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...
Рабочие программы по учебникам Рудзитиса Г.Е.
Рабочие программы содержат пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, содержание, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень) (авторы учебника Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
Рабочая программа по химии для 8 класса основывается на требованиях ФГОС. В ней учитываются основные идеи формирования униве...
Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса
Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса, 70 учебных часов...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....