Лабораторная работа №2
опыты и эксперименты по химии (10 класс)
Лабораторная работа №2 по теме "Свойства кислот, щелочей и солей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_no2.docx | 59.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Ольга Николаевна
Лабораторная работа №2
Свойства кислот, щелочей и солей
Цель: провести реакции, характеризующие химические свойства кислот, солей и оснований.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, раствор NaOН, сульфат натрия NaSO4 соляная кислота HCl, карбонат натрия Na2CO3, хлорид бария BaCl2, сульфат меди CuSO4.
Теоретические сведения
Химические свойства оснований
Действие на индикаторы: лакмус - синий, метилоранж - желтый, фенолфталеин - малиновый.
Основание + Кислота = Соль + Вода Примечание: реакция не идет, если и кислота, и щелочь слабые.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Щелочь + кислотный или амфотерный оксид = соли + вода. 2NaOH + SiO2 = Na2SiO3 + H2O
Щелочь + Соли = (новое) основание + (новая) соль. Исходные вещества должны быть в растворе, а хотя бы 1 из продуктов реакции выпасть в осадок или мало растворяться. Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4+ 2NaOH
Слабые основания при нагреве разлагаются Cu(OH)2=CuO + H2O
При нормальных условиях невозможно получить гидроксиды серебра и ртути, вместо них в реакции появляются вода и соответствующий оксид: AgNO3 + 2NaOH(p) = NaNO3+Ag2O+H2O
Химические свойства кислот
Взаимодействие с оксидами металлов с образованием соли и воды: CaO + 2HCl(разб.) = CaCl2 + H2O
Взаимодействие с амфотерными оксидами с образованием соли и воды: ZnO+2HNO3=(ZnNO3)2+H2O
Взаимодействие со щелочами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации): NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H2O
Взаимодействие с нерастворимыми основаниями с образованием соли и воды, если полученная соль растворима: CuOH2+H2SO4=CuSO4+2H2O
Взаимодействие с солями, если выпадает осадок или выделяется газ: BaCl2(тверд.) + H2SO4(конц.) = BaSO4↓ + 2HCl↑
Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей: Na2CO3 + 2HCl(разб.) = 2NaCl + CO2↑ + H2O
Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H2SO4), если образующаяся соль растворима: Mg + 2HCl(разб.) = MgCl2 + H2↑
С азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идет иначе: Mg + 2H2SO4 = MgSO4 + 2H2O + SO2↑
Химические свойства солей
Соли взаимодействуют с кислотами и основаниями, если в результате реакции получается продукт, который выходит из сферы реакции (осадок, газ, мало диссоциирующие вещества, например, вода):
BaCl2(тверд.) + H2SO4(конц.) = BaSO4↓ + 2HCl↑
NaHCO3 + HCl(разб.) = NaCl + CO2↑ + H2O
Na2SiO3 + 2HCl(разб.) = SiO2↓ + 2NaCl + H2O
Соли взаимодействуют с металлами, если свободный металл находится левее металла в составе соли в электрохимическом ряде активности металлов:
Cu+HgCl2=CuCl2+Hg
Соли взаимодействуют между собой, если продукт реакции выходит из сферы реакции; в том числе эти реакции могут проходить с изменением степеней окисления атомов реагентов:
CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaCl
NaCl(разб. ) + AgNO3 = NaNO3 +AgCl↓
Некоторые соли разлагаются при нагревании:
CаCO3=CаO+CO2↑
NH4NO3 = N2O↑ + 2H2O NH4NO2 = N2↑ + 2H2O
Ход работы
Начертите таблицу для оформления опытов.
Название опыта | Уравнение реакции | Наблюдения | Выводы |
Задание 1. Химические свойства кислот
- Проведите реакцию между соляной кислотой и цинком (1 мл соляной кислоты и гранула цинка). Запишите наблюдения, уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/ajowAO4V8TI
- Проведите реакцию между серной кислотой и карбонатом натрия (1 мл серной кислоты и 1 мл карбоната натрия). Запишите наблюдения, уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/oEoltmPOvwA
Задание 2. Химические свойства оснований
- Проведите реакцию между гидроксидом натрия и сульфатом меди (1 мл гидроксида натрия и 1мл сульфата меди). Запишите наблюдения, уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/ULYbyxycSSM
- Проведите реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой (1 мл гидроксида натрия и 1 мл соляной кислоты). Запишите наблюдения, уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/Jqdr6qRjcmw
Задание 3. Химические свойства солей
- Проведите реакцию между серной кислотой и хлоридом бария (1 мл серной кислоты и 1 мл хлоридом бария). Запишите наблюдения, уравнение реакции, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/EZH58Ggfi3I
- Проведите реакцию между сульфатом натрия и хлоридом бария (1 мл сульфата натрия и 1 мл хлоридом бария). Запишите наблюдения, уравнение реакции, сделайте вывод. Ссылка и qr-код для просмотра видеоопыта https://youtu.be/Rf_gd0S5BLk
Общий вывод
Контрольные задания
I вариант
1. Даны вещества: Ca(NO)2, KOH, BaCl2, Li 2O, HCl, SO3, HI, Fe(OH)3, HF, HNO3, H3PO4, Ca(OH)2, FeO, Na2SO4, NaOH, KI, CO2, CaSO4, H2O, Mg(OH)2, CaCl2, BaO, Fe(OH)2, H2SO4, HgO, SO3, Na3PO4. Распределите их по классам соединений: оксиды, основания, кислоты, соли.
2. Осуществите цепочки превращений:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2
K2O→ KOH→K2SO4 → KNO3
3. В каком из веществ содержится больше серы? H2SO4, SO3, Na2S, Fe2S3.
4. Составьте формулы по названию веществ: сульфат кальция, силикат бария, фтороводородная кислота, железная окалина, гидроксид меди (II), азотная кислота, оксид алюминия, гидроксид серебра.
5. Оксид углерода(IV) прореагировал с оксидом кальция массой 504 грамма. Найдите массу образовавшейся соли.
II вариант
1. Даны вещества: Cl2O7, FeCl3, H2S, CO2, HgCl2, HBr, Fe(OH)3, H2SiO3, Fe(NO3)3, HCl, Ca(OH)2, SiO2, AlPO4, HgNO3, HNO2, FeSO4, Al(OH)3, H2SO4, Ba(OH)2, Fe2(SO4)3. Распределите их по классам соединений: оксиды, основания, кислоты, соли.
2. Осуществите цепочки превращений:
Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2
Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
3. В каком из веществ содержится больше кремния? H2SiO3, SiO2, Na2SiO3, Fe2(SiO3)3.
4. Составьте формулы по названию веществ: фосфорная кислота, оксид серебра, хлорид магния, оксид золота, соляная кислота, гидроксид лития, нитрат алюминия, гидроксид свинца.
5. Вычислите, какая масса водорода получится при взаимодействии алюминия массой 27 г с достаточным количеством серной кислоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)
Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...
Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
Использование ИКТ в работе учителя физики...
Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)
Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....
Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»
По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...
Практические работы (лабораторные работы) по истории
Несколько вариантов работы с документами...
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...