Статья. Экологическая направленность на уроках химии
статья по химии (8 класс)

 Вера Александровна Иванова

Экологическое образование охватывает все уровни школьного обучения. Применение экологического подхода на уроках химии и внеурочной деятельности способствует формированию глубоких знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, основ экологизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Экологическая направленность на уроках химии.

                                                                              Иванова В.А. учитель химии

Аннотация. В статье отмечается, что экологическое образование представляет комплексный процесс, охватывает все уровни школьного обучения. В начальной школе развиваются нравственные, моральные качества личности о добре, красоте, о бережном отношении к природе, формируются базовые экологические понятия. Творческий подход учителей общеобразовательных школ позволяет вовлечь, привить познавательный интерес, приобщить к природоохранной деятельности учащихся. Разные формы организации образовательного процесса способствуют формированию экологического мышления, нравственного отношению к окружающему и миру и осознания своей роли в природе. В статье указывается, что получение знаний, информированность об экологических проблемах в регионе, в мире, является первой ступенью экологического образования. Необходимо в своей практической деятельности, в быту применять экологические знания, участвовать в программах ресурсосбережения, защите окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая культура, химия, образование, водные ресурсы, нравственность.

Проблема экологического воспитания и формирования экологической культуры активно разрабатывается в практике современной школы. В условиях внедрения ФГОС экологическое образование занимает важное место в учебном процессе. Значительная роль в формировании экологического мышления отводится педагогам. При этом каждый учитель в рамках своего предмета должен воспитывать экологическое мышление учащихся.

   Как учитель химии, считаю необходимым вооружить учащихся экологическими знаниями, привить навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности, в быту. На уроках химии, изучая свойства веществ, методы получения веществ, рассматривая промышленные схемы производства, необходимо привлекать соответствующий экологический материал. На лабораторных и практических работах, при проведении химического эксперимента, знакомлю с понятиями экологического характера.                                                                                                                                                                    

В 8 классе на уроках химии  учащиеся изучают тему: «Вода», где  получают представления о свойствах воды, растворах, методах очистки воды. Учащиеся посещают музейный комплекс «Вселенная воды». Увлекательно, в интерактивной форме построены образовательные программы в музее. Учащиеся вовлекаются в необычное путешествие в мир воды, узнает интересные факты о воде, водных ресурсах.    

Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе: ребята выполняют творческие задания, готовят презентации, участвуют в конференциях, конкурсах. Учащиеся работают с учебной, справочной, дополнительной литературой, другими информационными источниками. Такая самостоятельная творческая работа позволяет, более глубоко осмыслить изучаемый материал, повышает эффективность его усвоения.  

Темы проектов.

1. Атомная энергетика: плюсы и минусы

2. Азот необходимый биогенный элемент

3. Аквариум – замкнутая экосистема

4. Бытовая химия в доме

5. Раздельный сбор мусора: плюсы и преимущества

6. Пластик и его вторичная переработка

7. Бумага и ее роль в современном мире

8. Нефть и нефтепродукты

   В нашем городе работает система регулярного сбора опасных отходов, также передвижные пункты - «экомобили».  Ребята нашей школы участвуют в этой программе, сдают использованные батарейки, лампы, ртутные термометры, разрядившиеся аккумуляторы, бытовую химию.

Особое внимание необходимо обратить на загрязнение водных ресурсов. Вода – источник жизни на Земле, но именно в воду сбрасывается огромное количество промышленных и бытовых отходов.

   Санкт- Петербург расположен в устье реки Невы, и каждому жителю небезразлично экологическое состояние акватории Невы и Финского залива. А что знают школьники об экологических проблемах акватории Балтики?  Проведение анкетирования в 8 классах общеобразовательной школы, показало недостаточную осведомленность о проблемах экологии Финского залива, информированность о значении экологических знаний учащихся.

Понятие «экология» - это нравственно - эмоциональная категория. Природа, море дарит человеку заряд положительных эмоций. Каждый, кто побывал на море, хочет непременно вернуться. Море очаровывает своей красотой, восхищает своей силой, глубиной, вечным движением. Море - это особая энергетика, особое состояние человека. На берегу мы ощущаем свежий морской ветер, вкус соленого воздуха, шум прибоя и плеск волн. Звуки моря снимают усталость, дают человеку ощущения покоя и гармонии.

Вода - уникальный дар природы. Людям нужна не просто вода, а необходима чистая вода. Надо помнить, что запасы чистой природной воды исчерпаемы. Защитить водные ресурсы от загрязнений, это значит сохранить жизнь на нашей планете.

В России и СПб регулярно проводятся мероприятия экологического характера. Главная цель – обратить внимания к вопросам экологического развития, сохранение биологического разнообразия, обеспечение экологической безопасности. В мире существует много общественных организаций, которые занимаются природоохранной деятельностью, осуществляют мониторинг, проводят мероприятия по защите окружающей среды.

Систематическое включение элементов экологического подхода как уроках химии, так и внеурочной деятельности позволяет заложить основу экологических знаний, формировать знания о взаимосвязи живой и неживой природы и умений применять их в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание экологической культуры на уроках химии

выступление на районном семинаре ( из опыта работы)...

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...

Задачи с экологическим содержанием на уроках химии.

Автор материалов предлагает задачи по органической и неорганической химии, тест по экологии составленные с учетом краеведческой составляющей и экологического компонента и апробированных в практике сво...

Использование задач с экологическим содержанием на уроках химии

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. На уроках химии помимо теоретического материала следует использовать задачи экологического содержания. Такие задачи позвол...

Экологическое образование на уроках химии

Изучение химии играет важную роль в экологическом образовании. Наблюдаемые глобальные изменения в природе многие члены общества связывают с развитием химии. но это не соответствует действительности. В...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках химии"

Приводится презентация "Экологическое  воспитание  на  уроках  химии"...