Методическая разработка "Использование метода мини- проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности"
методическая разработка по химии
Методическая разработка содержит информацию о методе мини-проектов, сценарий мастер-класса по использованию мини-проектов на уроке по теме "Спирты" в 10 классе, технологическую карту урока-проекта по теме "Водород". Мжет быть полезна при подговоке к урокам при подготовке к урокам хмиии по разнообразным УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 273.65 КБ |
технологическая карта урока | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВОНИЕ МЕТОДА МИНИ-ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полякова Ирина Владимировна,
учитель химии,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебекинская гимназия-интернат» Шебекинского городского округа
Белгородская область, г. Шебекино
Доводы, до которых человек додумался сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим –
Б. Паскаль
Новый стандарт в образовании открывает возможности для новых идей и новых творческих находок. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов для реализации поставленных целей [3].
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта [2].
Для учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т. д..
На уроках и во внеурочной деятельности используются:
- игровые проекты: участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по некоторым учебным темам.
- информационные проекты: этот тип направлен на сбор информации и ознакомление с ней, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории – класса.
- практико-ориентированные проекты: такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику. Конструкторская деятельность проявляется в моделировании учащимися химических явлений. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески [1]. Очень часто в работе используются практико-ориентированные проекты, рассчитанные по времени на одно учебное занятие.
Объекты для проектно-исследовательской деятельности можно найти в любой теме курса химии. Из опыта работы системное проведение уроков в таком формате способствует развитию самостоятельности и ответственности учащихся, их умению работать в группах. В практике преподавания химии использую методы проектов, начиная с 8 класса. Особенно интересными и эффективными с точки зрения системно-деятельностного подхода, на мой взгляд, являются уроки, где изучаются вещества и их свойства, химическое производство, применение органических веществ. Так при изучении темы «Водород» на уроке обучаюшиеся 8 класса знакомятся с веществом нетрадиционным способом, когда учитель выступает в роли информатора, а сами вырабатывают план действий, добывают и анализируют необходимую информацию, коллективно обсуждают, работая в группах, дают самооценку деятельности. В результате совместной работы рождается мини - проект по теме. (технологическая карта урока «Водород» представлена в приложении №2.) При изучении органической химии использую метод мини – проектов на уроке по теме «Спирты» в 10 классе. Фрагмент такого урока в 10 классе представлен в виде сценария мастер - класса.
Фрагмент урока «Спирты» в 10 классе
Цель мини - проекта: познакомить учащихся с историей открытия спиртов, строением молекул, физическими и химическими свойствами, значением спиртов жизни человека.
Проведение имитационной игры
Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Учитель-мастер: «Здравствуйте, уважаемые старшеклассники. Я рада вас видеть на нашем уроке химии, и хочу поделиться с вами своими наблюдениями. В аптеке я приобрела для дочери в качестве жаропонижающего средства лекарственный препарат «Panadol Baby», который не содержит спирта(демонстрирует лекарственное средство). Прочтём состав данного препарата и увидим, что кроме парацетамола и других компонентов там есть и спирт - глицерин.
У меня к вам вопрос: «Что такое спирты и допустимо ли использование спиртов в качестве растворителей детских лекарственных средств? Я предлагаю детально обсудить эти вопросы сегодня на занятии и прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока».
Учителя – ученики формулируют тему занятия: «Спирты: строение молекулы. Свойства. Применение»
Моделирование
Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу в группах (задания для групп представлены в Приложении №1) по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею, совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Учитель-мастер: «Сегодня мы будем работать в группах по 5 человек. Каждая группа получает задания, которые выполняет в течение 10 мин. По итогам работы групп создаётся проект на доске в виде молекулы метилового спирта, каждый «атом» которой содержит информацию в виде результата работы определенной группы. На столах для каждой группы подготовлено оборудование, текстовая информация (см. Приложение №1). Общее время выполнения проекта на уроке составляет примерно 20 минут с учетом того, что спикер от каждой группы публично знакомит с результатами работы.
Рефлексия
Учителем-мастером в качестве рефлексии используется техника неоконченного предложения. В конце мастер-класса учителя-ученики дописывают предложение, высказывая собственное суждение о важности метода проектов при изучении отдельных тем по химии.
Мне захотелось …..
Буду использовать ……
Теперь я знаю …….
Плюсы проектной деятельности на уроке……
Минусы проектной деятельности на уроке …
В качестве примера использования в работе метода проектов во внеурочной деятельности можно рассмотреть создание интерактивной игры по химии под названием «Юный химик». Суть использования метода мини- проектов здесь заключается в том, что пять групп учащихся из восьмых или девятых классов под руководством учителя работают в течение двух-трех недель над созданием проекта интерактивной игры «Юный химик», которую успешно можно использовать при проведении предметной недели естествознания или в рамках других школьных мероприятий. Игра выполнена учениками в виде электронной презентации, состоит из трех туров. Первый тур – разминка из десяти вопросов ( рис. 1), второй тур – основной, состоит из пяти областей химии. В каждой области пять интерактивных вопросов (рис. 2)
Рис.1 Первый тур игры | Рис. 2 Второй тур игры |
Третий тур – конкурс капитанов ( рис. 3).
Рис. 3 Конкурс капитанов. |
На этапе подготовки к выполнению данного проекта обучающиеся делятся на пять групп, определяют темы и цели проекта, определяют вместе с учителем проблему.
На этапе планирования для каждой группы вырабатывается план действий, формулируются задачи, распределяются поручения между членами команд. Так, первая команда отвечает за подбор интересных вопросов для разминки. Вторая команда обучающихся готовит для разных областей второго тура практикоориентированные и ситуационные задачи, которые будут занимательными и интересными для игроков. Третья команда работает над заданиями третьего тура. А четвертая команда (их по праву можно назвать программистами или техническими специалистами) собирает информацию от остальных участников проектирования и готовит электронную презентацию.
На этапе результатов формируется проект интерактивной игры «Юный химик». Учащиеся, задействованные в этом проекте в ходе его выполнения узнают много нового интересного о науке химии, знакомятся с практическим значением предмета, расширяют свой кругозор.
На этапе представления учащиеся с удовольствием демонстрируют свой проект на мероприятиях разного уровня, с удовольствием выступают в роли ведущих игры.
В заключении стоит отметить, что с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он лишь оказывает помощь в организации занятия, а учащиеся сами отбирают нужную им информацию, определяют ее значимость.
Положительные стороны проектной деятельности проявляются в приобретении навыков групповой и индивидуальной деятельности, самообразования и самоконтроля ученика, моделировании реальной технологической цепочки. Минусы проектной деятельности заключаются в том, что возрастает нагрузка на учителя, также не исключены технические накладки при организации процесса. Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, переоценивая свои возможности.
Исходя из этого, хочется отметить, что проектные методы не должны полностью вытеснять традиционный подход в обучении. Их следует применять как дополнение ко всем остальным, не менее значимым, педагогическим подходам и технологиям в образовании.
Приложение №1
Задание для группы «ИСТОРИКИ»
- Прочитайте текст.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его "алькоголь”, что означает "одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чаша пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году "сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно "сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.
- Подготовьте небольшой рассказ «Из истории спиртов», оформив свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)
Задание для группы «КОНСТРУКТОРЫ»
Используя модели атомов и текст учебника «ХИМИЯ 9 класс», соберите молекулу этилового спирта и глицерина. Отметьте признаки сходства и отличия между этими веществами. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)
Задание для группы «ФИЗИКИ»
Оборудование: хим/стакан с 50 мл подкрашенной воды, хим/стакан с 50 мл растительного масла, раствор этилового спирта, глицерин, штатив с пробирками (4-5 шт.)
- Определите запах спиртов. Соблюдайте правила ТБ!!!
- Налейте в две чистые пробирки немного воды, а в другие две пробирки – небольшое количество растительного масла.
- 1-2 мл этилового спирта прилейте сначала в одну пробирку с водой, затем – в пробирку с растительным маслом. Слегка встряхните содержимое пробирок.
- 1-2 мл глицерина прилейте сначала в одну пробирку с водой, затем – в пробирку с растительным маслом. Слегка встряхните содержимое пробирок.
Заполните таблицу. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)
Таблица 1
Физические свойства спиртов
Физические свойства Вещества | Запах | Растворимость в воде | Растворимость в масле | Агрегатное состояние | Температура кипения |
Этанол | |||||
Глицерин |
Задание для группы» ХИМИКИ»
Оборудование: раствор этилового спирта, раствор глицерина, медная проволока, спиртовка, спички, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, штатив с пробирками, держатель.
Качественная реакция на этиловый спирт.
- Небольшое количество спирта налить в пробирку.
- Соблюдая правила ТБ, поджечь спиртовку.
- Медную проволоку накалить в пламени спиртовки до получения черного налета оксида меди.
- Осторожно опустить горячую медную проволоку в пробирку с этиловым спиртом.
- Отметьте наблюдения.
Запишите уравнение реакции с помощью учебника. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома углерода)
Качественная реакция на глицерин
- В чистую пробирку прилить немного гидроксида натрия.
- 1-2 мл раствора сульфата меди прилить в пробирку с гидроксидом натрия до образования голубого осадка.
- 1-2 мл раствора глицерина добавить к голубому осадку в пробирке. Встряхнуть!
- Отметьте наблюдения.
Запишите уравнение реакции с помощью учебника. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома кислорода).
Задание для группы «МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ»
- Прочитайте текст.
Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель:
100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток мозга;
100 граммов вина – 500 клеток;
100 граммов водки – 7500 клеток.
Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.
Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль- ядовитое вещество, идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, не являясь при этом опасным веществом для организма человека.
- Провести лабораторное исследование «Изучение физиологического действия этанола, глицерина и лекарственного препарата на белок куриного яйца».
Оборудование: раствор белка куриного яйца, раствор глицерина, раствор этанола, лекарственный препарат «Panadol Baby», штатив с пробирками (3 шт.)
- Небольшое количество раствора белка куриного яйца налить в 3 чистые пробирки.
- В одну пробирку добавить немного раствора этилового спирта, в другую – глицерин, в третью - лекарственный препарат «Panadol Baby». Встряхнуть содержимое пробирок.
- Отметить результаты наблюдений.
Подготовьте короткое сообщение о значении спиртов, ознакомьте с результатами проделанного опыта и оцените наличие глицерина в лекарственном препарате «Panadol Baby». Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Технологическая карта урока-проекта «Водород»
8 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. изучить физические свойства и способы получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер, учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 8 класс , рабочие тетради, материалы для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, лакмус, вода дистиллированная).
ЛИТЕРАТУРА
- Витютнев, Н. А. Мини-проекты на уроке [Электронный ресурс] / Н. А. Витютнев // Социальная сеть работников образования nsportal.ru– Режим доступа: https://nsportal.ru/user/95797/page/2018-01-12-mini-proekty-na-uroke
- Глухова, С. В. Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного [Электронный ресурс] / С.В. Глухова// Открытый урок первое сентября – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414149/
- Селецкая, Н. В. Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода в ДО [Электронный ресурс] / Н. В. Селецкая // Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sredstvo-realizacii-deyatelnostnogo-podhoda-v-do-2021329.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Проектная деятельность и метод проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...
Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная. Примером ...
«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".
На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...
Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...