Методическая разработка "Использование метода мини- проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности"
методическая разработка по химии

Полякова Ирина Владимировна

Методическая разработка содержит информацию о методе мини-проектов, сценарий мастер-класса по использованию мини-проектов на уроке по теме "Спирты" в 10 классе, технологическую карту урока-проекта по теме "Водород". Мжет быть полезна при подговоке к урокам при подготовке к урокам хмиии по разнообразным УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВОНИЕ МЕТОДА МИНИ-ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полякова Ирина Владимировна,

учитель химии,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шебекинская гимназия-интернат» Шебекинского городского округа

Белгородская область,  г. Шебекино

Доводы, до которых человек додумался сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим –

Б. Паскаль

Новый стандарт в образовании открывает возможности  для новых идей и новых творческих находок. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов для реализации поставленных целей [3].

   Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта [2].

   Для учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения  отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т. д..

На уроках  и во внеурочной деятельности используются:

  1. игровые проекты: участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по некоторым учебным темам.
  2. информационные проекты: этот тип направлен на сбор информации и  ознакомление с ней, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории – класса.
  3. практико-ориентированные проекты: такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику. Конструкторская деятельность проявляется в моделировании учащимися химических явлений. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески [1]. Очень часто в работе используются практико-ориентированные проекты, рассчитанные по времени на одно учебное занятие.

Объекты для проектно-исследовательской деятельности можно найти в любой теме курса химии. Из опыта работы системное проведение уроков в таком формате способствует развитию самостоятельности и ответственности учащихся, их умению работать в группах. В практике преподавания химии использую методы проектов, начиная с 8 класса. Особенно интересными и эффективными с точки зрения системно-деятельностного подхода, на мой взгляд, являются уроки, где изучаются вещества и их свойства, химическое производство, применение органических веществ. Так при изучении темы «Водород» на уроке обучаюшиеся 8 класса знакомятся с веществом нетрадиционным способом, когда учитель выступает в роли информатора, а сами вырабатывают план действий, добывают и анализируют необходимую информацию, коллективно обсуждают, работая в группах, дают самооценку деятельности. В результате совместной работы рождается мини - проект по теме. (технологическая карта  урока «Водород» представлена в приложении №2.)  При изучении органической химии использую метод мини – проектов на уроке  по теме «Спирты» в 10 классе. Фрагмент такого урока в 10 классе представлен в виде сценария мастер - класса.

Фрагмент урока «Спирты» в 10 классе

Цель мини - проекта: познакомить учащихся с историей открытия спиртов, строением молекул, физическими и химическими  свойствами, значением спиртов жизни человека.

Проведение имитационной игры

Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Учитель-мастер: «Здравствуйте, уважаемые старшеклассники. Я рада вас видеть на нашем уроке химии, и хочу поделиться с вами своими наблюдениями. В аптеке  я приобрела для дочери в качестве жаропонижающего средства лекарственный препарат «Panadol Baby», который не содержит спирта(демонстрирует лекарственное средство). Прочтём состав данного препарата и увидим, что кроме парацетамола и других компонентов там есть и спирт -  глицерин.

У меня к вам вопрос: «Что такое спирты и допустимо ли использование спиртов в качестве растворителей детских лекарственных средств? Я предлагаю детально обсудить эти вопросы сегодня на занятии и прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока».

Учителя – ученики формулируют тему занятия: «Спирты: строение молекулы. Свойства. Применение»

Моделирование

Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу в группах (задания для групп представлены в Приложении №1) по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею, совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Учитель-мастер: «Сегодня мы будем работать в группах по 5 человек.  Каждая группа получает задания, которые выполняет в течение 10 мин. По итогам работы групп создаётся проект на доске в виде молекулы метилового спирта, каждый «атом» которой содержит информацию в виде результата  работы определенной группы. На столах для каждой группы подготовлено оборудование,  текстовая информация (см. Приложение №1). Общее время выполнения проекта на уроке составляет примерно 20 минут с учетом того, что спикер от каждой группы публично знакомит с результатами работы.

Рефлексия

Учителем-мастером  в качестве рефлексии используется техника неоконченного предложения. В конце мастер-класса учителя-ученики  дописывают предложение, высказывая собственное суждение о важности метода проектов при изучении отдельных тем по химии.

Мне захотелось …..

Буду использовать ……

Теперь я знаю …….

Плюсы проектной деятельности на уроке……

Минусы проектной деятельности на уроке …

        В качестве примера использования  в работе метода проектов во внеурочной деятельности  можно рассмотреть создание интерактивной игры по химии под названием «Юный химик». Суть использования метода мини- проектов здесь заключается в том, что пять  групп учащихся из восьмых или девятых классов под руководством учителя работают в течение двух-трех  недель над созданием проекта интерактивной игры «Юный химик», которую успешно можно использовать при проведении предметной недели естествознания или в рамках других школьных мероприятий. Игра выполнена учениками в виде электронной презентации, состоит из трех туров. Первый тур – разминка из десяти вопросов ( рис. 1), второй тур – основной, состоит из пяти областей химии. В каждой области пять интерактивных вопросов (рис. 2)

Рис.1 Первый тур игры

Рис. 2 Второй тур игры

Третий тур – конкурс капитанов ( рис. 3).

Рис. 3 Конкурс капитанов.

На этапе подготовки к  выполнению данного проекта  обучающиеся делятся на пять  групп, определяют темы и цели проекта, определяют  вместе с учителем проблему.

На этапе планирования для каждой группы вырабатывается план действий, формулируются задачи, распределяются поручения между членами команд. Так, первая команда отвечает за подбор интересных вопросов для разминки. Вторая команда обучающихся готовит для разных областей второго тура практикоориентированные и ситуационные задачи, которые будут занимательными и интересными для игроков. Третья команда работает над заданиями третьего тура. А четвертая команда (их по праву можно назвать программистами или техническими специалистами) собирает информацию от остальных участников проектирования и готовит электронную презентацию.

На этапе результатов формируется проект интерактивной игры «Юный химик». Учащиеся, задействованные в этом проекте в ходе его выполнения узнают много нового интересного о науке химии, знакомятся с практическим значением предмета, расширяют свой кругозор.

На этапе представления учащиеся с удовольствием демонстрируют свой проект на мероприятиях разного уровня, с удовольствием выступают в роли ведущих игры.

В заключении стоит отметить, что с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он лишь оказывает помощь в организации занятия, а  учащиеся сами отбирают нужную им информацию, определяют ее значимость.

Положительные стороны  проектной деятельности проявляются в приобретении навыков групповой и индивидуальной деятельности,   самообразования и самоконтроля ученика, моделировании реальной  технологической цепочки. Минусы проектной деятельности заключаются в том, что возрастает нагрузка на учителя, также не исключены технические накладки при  организации процесса. Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, переоценивая свои возможности.

Исходя из этого, хочется отметить, что проектные методы не должны полностью  вытеснять традиционный подход в обучении. Их следует применять  как дополнение ко всем остальным, не менее значимым, педагогическим подходам и технологиям в образовании.

Приложение №1

Задание для  группы  «ИСТОРИКИ»

  1. Прочитайте текст.

  Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его "алькоголь”, что означает "одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чаша пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году "сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно "сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.

  1. Подготовьте небольшой рассказ «Из истории спиртов», оформив свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)

Задание для  группы «КОНСТРУКТОРЫ»

Используя модели  атомов  и текст учебника «ХИМИЯ 9 класс», соберите молекулу этилового спирта и глицерина. Отметьте признаки сходства и отличия между этими веществами. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)

Задание для группы «ФИЗИКИ»

Оборудование: хим/стакан с 50 мл подкрашенной   воды, хим/стакан с 50 мл растительного масла, раствор этилового спирта, глицерин, штатив с пробирками (4-5 шт.)

  1. Определите запах спиртов. Соблюдайте правила ТБ!!!
  2. Налейте в две  чистые пробирки немного воды, а в другие две пробирки – небольшое количество растительного масла.
  3. 1-2 мл этилового спирта прилейте сначала в одну пробирку с водой, затем – в пробирку с растительным маслом. Слегка встряхните содержимое пробирок.
  4. 1-2 мл глицерина прилейте сначала в одну пробирку с водой, затем – в пробирку с растительным маслом. Слегка встряхните содержимое пробирок.

Заполните таблицу. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)

Таблица 1

Физические свойства спиртов

Физические свойства

Вещества

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в масле

Агрегатное состояние

Температура кипения

Этанол

Глицерин

Задание для группы» ХИМИКИ»

Оборудование: раствор этилового спирта, раствор глицерина, медная проволока, спиртовка, спички, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, штатив с пробирками, держатель.

Качественная реакция на этиловый спирт.

  1. Небольшое количество спирта налить в пробирку.
  2. Соблюдая правила ТБ, поджечь спиртовку.
  3. Медную проволоку накалить в пламени спиртовки до получения черного налета оксида меди.
  4. Осторожно опустить горячую медную проволоку в пробирку с этиловым спиртом.
  5. Отметьте наблюдения.

Запишите уравнение реакции с помощью учебника. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома углерода)

Качественная реакция на глицерин

  1. В чистую пробирку прилить немного гидроксида натрия.
  2. 1-2 мл раствора сульфата меди прилить в пробирку с гидроксидом натрия до образования голубого осадка.
  3. 1-2 мл раствора глицерина добавить к голубому осадку в пробирке. Встряхнуть!
  4. Отметьте наблюдения.

Запишите уравнение реакции с помощью учебника. Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома кислорода).

Задание для группы «МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ»

  1. Прочитайте текст.

 Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель:

100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток мозга;
100 граммов вина – 500 клеток;
100 граммов водки – 7500 клеток.

Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.

Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль- ядовитое вещество, идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, не являясь при этом опасным веществом для организма человека.

  1. Провести лабораторное исследование «Изучение физиологического действия этанола, глицерина и лекарственного препарата на белок куриного яйца».

Оборудование: раствор белка куриного яйца, раствор глицерина, раствор этанола, лекарственный препарат «Panadol Baby», штатив с пробирками (3 шт.)

  1. Небольшое количество раствора белка куриного яйца налить в 3 чистые пробирки.
  2. В одну пробирку добавить немного раствора этилового спирта, в другую – глицерин, в третью - лекарственный препарат «Panadol Baby». Встряхнуть содержимое пробирок.
  3. Отметить результаты наблюдений.

Подготовьте короткое сообщение о значении спиртов, ознакомьте с результатами проделанного опыта и оцените наличие глицерина в лекарственном препарате «Panadol Baby». Оформите свои результаты на листе бумаги в виде круга (модель атома водорода)



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Технологическая карта урока-проекта  «Водород»

8 класс

Дидактическая цель:  создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала  по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:  

1. изучить физические  свойства  и способы получения водорода; описывать и различать изученные  газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);

2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 

3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер,  учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 8 класс , рабочие тетради,    материалы  для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, лакмус, вода дистиллированная).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (2 мин.)

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас  видеть!

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные (смысло

образование)

Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.)

Итак, что мы с вами изучили на прошлом  уроке? К доске решать домашнюю задачу пойдет Иванова, а все остальные работаем по карточкам химических элементов. (вызываю к доске воспитанницу, которая будет решать домашнюю задачу; другая ученица показывает всем остальным воспитанницам карточки с химическими элементами). Пока идет работа по карточкам, прохожу по рядам и проверяю наличие домашнего задания!!!!! – 3минуты.

После решают по вариантам в рабочих тетрадях задачу, оформленную в виде таблицы – 4 минуты. Таблица с задачей – на слайде презентации.

вариант

масса, г (СuO)

количество вещества, моль (СuO)

число молекул (СuO)

I вар.

120

1.5

9,03*10 23

II вар.

III вар.

240

40

3

0,5

18,06*10 23

3,01*10 23

Затем предлагаю проверить домашнюю задачу у доски – 3 минуты. Сразу оценить ( разноцветный кружок)!!!!!!

Один человек решает домашнюю задачу у доски, а все остальные работают с карточками хим. элементов.

В рабочей тетради в течение 4 минут решают задачу, оформляя ее в виде стандартной записи расчетных задач. Проверяем решение задач с места – 3 человека. При этом получают разноцветные кружки.

Иванова отвечает на вопросы по домашнему заданию. Получает разноцветный кружок (способ оценивания).

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

 Учебник, мультимедийная презентация

Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.)

Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему "Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку:

Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

(Водород)

- Значит тема нашего урока - Водород.

Ученицы фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Личностные

(смыслообразование)

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

Презентация к уроку

Этап 4. Этап изучения нового материала (20 мин.)

Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие мы должны создать карту. Это и будет наш проект. Работать будем в группах.  На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций.

1. Станция «Историческая». Сейчас группа историков познакомит  нас с историей  открытия водорода.

2. Станция  «Менделеевская» 

Предлагаю по группам подготовить  ответы на вопросы. Каждой группе  выдается карточка с заданиями.  Задание делается на время.

Задание для первой группы: указать  положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.

Задание для второй группы: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.

3. Станция «Природная» На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.

Рассказ ученицы+слайд .

4. Мы приближаемся к следующей станции «Получение водорода», на которой вам будет необходимо  побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.

Показ учителем демонстрационного опыта: «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой»

Составление уравнения реакции.

Алгоритм опыта: (на слайде презентации)

•        Подготовить пробку с газоотводной трубкой.

•        Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.

•        Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.

•        Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.

•        Проверить на частоту водорода.

Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.

Составляем уравнение реакции:

1.        Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2

Обсуждение эксперимента  по вопросам в учебнике на стр. 58:

1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном?

2. Во сколько раз водород легче воздуха?

3. Можно ли таким образом собирать кислород?

Заранее перед началом урока ученики 8 класса рассаживаются по группам, состоящим из 4-5 человек. Каждая группа в течение2-3 минут знакомится с данной ей информацией. Активно используется учебник химии 8 класс под редакцией Рудзитиса, параграф «Водород и его свойства»

Сообщение спикера от группы работников станции «Историческая»:

Открытие водорода:

В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент  француз  Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду». Русское название (по смыслу одно и тоже): вода род.

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород  как самый легкий газ.  В начале 19 века Дальтон создал первую  шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Ответы на вопросы заслушиваются у доски и оцениваются с помощью разноцветных кружков.

Сообщение спикера от группы работников станции «Природная»: Водород - один из наиболее распространенных  элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры (10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.

Одна ученица выступает в качестве помощника учителя. Все записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях.

Вывод формулирует ученица по вопросам.

1.        Газ б/ц, б/з, б/в.

2.        Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.

3.        Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.

4.        Tкип = - 253 С

5.        Малорастворим в воде. (вывод есть на слайде)

Личностные (самоопределение)

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, коррекция)

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна;

Этап 5. Первичное закрепление (5  мин.)

Диктую:

Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»

I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.        

II вариант – для водорода.

1)        Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

2)        В реакциях, как правило, окислитель.

3)        Имеет аллотропные модификации.

4)        Используется как восстановитель в металлургии.

5)        Получают при разложении воды.

6)        Самый распространенный элемент космоса.

7)        Входит в состав воздуха.

8)        Реагирует с неметаллами.

9)         Входит в состав оксидов.

10)        Легче воздуха.

Ответ: I вариант:  О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.

Работают в проверочных тетрадях

На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам. Сдают тетради.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

мультимедийная презентация к уроку

Этап 7. Домашнеее задание (1 мин.)

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме:

•        Название темы – одно существительное

•        Описание темы -  два прилагательных

•        Описание действия – три глагола

•        Отношение к теме – четыре слова

•        Суть темы – одно слово

Водород

Бесцветный, легкий.

В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.

В смеси с кислородом  взрывоопасен.

Осторожно!!!  

Записывают домашнее  задание в тетрадь.

мультимедийная презентация к уроку, учебник

Этап 8. Подведение итогов.(1 мин.)

Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Этап 9. Рефлексия (1 мин.)

Вопрос классу:

 1.        Что нового узнали сегодня на уроке?

2.        В чем испытывали затруднение?

3.        Что понравилось на уроке?

Фронтально отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Витютнев, Н. А. Мини-проекты на уроке [Электронный ресурс] / Н. А. Витютнев // Социальная сеть работников образования nsportal.ru– Режим доступа: https://nsportal.ru/user/95797/page/2018-01-12-mini-proekty-na-uroke
  2. Глухова, С. В. Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного [Электронный ресурс] / С.В. Глухова// Открытый урок первое сентября  – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414149/
  3. Селецкая, Н. В. Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода в ДО [Электронный ресурс] / Н. В. Селецкая // Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sredstvo-realizacii-deyatelnostnogo-podhoda-v-do-2021329.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»

Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...

Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...