Урок « обнаружение кислоты индикаторами»
план-конспект урока по химии (6 класс)
Конспект урока " Определение кислоты индикаторами" был разработан для учащихся 6 класса, но может быть использовани на уроках химии в 8 классе. Занятие построен в виде урока практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnaruzhenie_kislo_t_indikatorami_kopiya.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум: «Обнаружение кислот индикаторами»
6 класс «Е» (естественнонаучный)
Березина Е. Н.
учитель химии первой
квалификационной категории
Девиз урока: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их» (Сенека Младший).
Цель урока: ознакомиться с понятиями индикаторы, ввести обозначение показателя среды-pH. Научиться распознавать характер среды с помощью различных индикаторов.
Задачи:
Образовательная: изучить способ обнаружения кислот в бытовых образцах;
Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать: а) понятия «кислота», «индикатор»; б) классификацию кислот; в) свойства кислот.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности): а) распознавать кислоты при помощи индикаторов; б) пользоваться ПСХЭ Д. И. Менделеева; д) соблюдать «Технику безопасности» при обращении с кислотами в повседневной жизни.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
- Приветствие
- Работа с журналом
- Запись в дневниках информации о домашнем задании
II. Актуализация знаний (5 мин.)
- Работа у доски 2-х учащихся с карточками («найди лишнее»)
- Работа с классом (в тексте «поймай ошибку»)
III. Мотивация (5 мин.)
Демонстрация : на столе корзина с предметами: лимон, яблоко, баночка с витаминами, квашенная капуста, муляж муравья, муляж желудка.
- Что объединяет эти предметы? (выдвигаются гипотезы)
Подсказка: слово зашифровано знаками химических элементов, первые буквы названий элементов являются ключом к разгадке
K, In , S, Li, Sn, Ti,Al
(К и с л о т а)
Действительно, в лимоне – лимонная кислота, в яблоке – яблочная, в скисшем молоке – молочная. Муравей, укусив, впрыскивает муравьиную кислоту, желудок плохо функционирует при недостатке или избытке соляной кислоты.
IV. Изучение материала
- Как вы думаете, почему кислоты получили такое название? (кислые на вкус)
- Разрешается ли по ТБ пробовать вещества на вкус? (нет)
- Как же нам быть?
Сообщение учащегося: «Вот, например, некоторые химики делали так: … (история об Юстусе Либихе – знаменитом учёном-химике XIX века)».
«Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», – говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту».
- Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке.
Мы не можем таким варварским способом доказать присутствие кислоты (выдвигаются гипотезы)
Подсказка: чашка чая и кусочек лимона (слайд презентации)
- Что делает заваренный чай? (указывает на лимонную кислоту), т.е. существуют вещества (или смеси веществ) указывающие на кислоту.
В действительности, указатели химикам известны давно, с конца 17 века.
Сообщение учащегося: «Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот».
Вот, мы и подошли с вами к теме нашего урока: «Обнаружение кислот индикаторами (указателями)».
В тетрадях для практических работ ведется запись.
Практическая работа
Обнаружение кислот индикаторами (указателями)
Цель: формулируем с учащимися.
Оборудование: описывают ученик вслух.
Реактивы: сок черники, сок свеклы, сок смородины, лакмус, универсальный индикатор.
Ход работы
- Инструктаж по «Технике безопасности»
- Выполнение работы:
Опыт 1
- Опыт 1 ряда. В пробирку с соком черники капнуть раствор лимонной кислоты. Наблюдение занести в таблицу
- Опыт 2 ряда. В пробирку с соком свеклы капнуть раствор лимонной кислоты. Наблюдение занести в таблицу
- Опыт 3 ряда. В пробирку с соком смородины капнуть раствор лимонной кислоты. Наблюдение занести в таблицу
Опыт 2. В пробирку налейте 1-2 мл раствора лимонной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса. Наблюдение занести в таблицу
Опыт 3. В пробирку налейте 1-2 мл раствор лимонной кислоты, поместите универсальный индикатор. Наблюдение занести в таблицу, указав значение PH.
Таблица 1
Индикатор | Цвет раствора | |
Исходный (нейтральный) | В кислой среде, pH < | |
Сок черники | ||
Сок свеклы | ||
Сок смородины | ||
Лакмус | ||
Универсальный индикатор |
Вывод: дети формулируют самостоятельно, согласно поставленной цели (один ученик озвучивает вслух)
V. Закрепление
Вы, можете, задать мне главный вопрос: «Зачем нам это надо знать»?
- Для этого вы проведем мини-исследование, решив задачи (технику эксперимента учащиеся формулируют самостоятельно):
Задача 1. Как с помощью универсального индикатора можно обнаружить, что молоко начало прокисать, не пробуя его на вкус? Дайте рекомендацию учителю химии из какого молока приготовить кашу.
Задача 2. Пользуясь данными таблицы, ответьте на вопрос: «Какие растения можно вырастить на почве, образец которого вам дан?»
«В лабиринте мыслей легко потеряться без плана» (Д. И. Менделеев). Для этого мешочек с почвой поместите в химический стакан с водой, через 1-3 мин. опустите универсальный индикатор. По шкале определите уровень ph. Пользуясь табличным значением, дайте предположение, что может произрастать из дикорастущих растений и что можно посадить из культурных.
Таблица 2
кислые | pH=1-4.5 | щавель, подорожник, торица, горец шероховатый | гортензия, ревень, щавель |
слабокислые | pH=5-6 | Пихта, ольха, сосна, земляника, папоротники, акроклинум, ольха | Облепиха, смородина, груша, крыжовник, земляника, кабачки, тыква, бобы, картофель, малина крыжовник, репа, редька, морковьпомидоры, |
нейтральные | pH=6.5-7 | Берёза, клён, лебеда, крапива, левкои, кохия, агератум | капуста всех видов, свекла столовая, лук, чеснок, фасоль, горох, ирис астры, розы, хризантемы |
слабощелочные | pH=7.5-8 | Аристолохия, гинго, жимолость, лапчатка, снежноягодник, абрикос, самшит, лещина, | Кукуруза, пшеница, рожь, ячмень |
щелочные | pH=8.5-14 | мак вьюнок полевой дрема белая, белый клевер, мак, декоративные мхи, клематисы, некоторые цветы для альпийской горки |
VI. Рефлексия
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то поставьте около него "+":
Я узнал (а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
На уроке я поработал (а) добросовестно.
Мне было интересно.
Поднимите руки те, кто поставил 5 "+", 4 "+", 3 "+"
Благодарю вас за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Урок по химии "Индикаторы"
Материал содержит конспект и презентацию урока в 8 классе по теме "Индикаторы" по учебнику Новошинской. Урок разработан по ФГОС. В архиве с уроком также приложена таблица для выполнения лабораторной р...
Презентация для урока Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. 9 класс
Презентация содержит проверочную работу, рисунки для объяснение материала по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, а также задачи для закрепления....
Методическая разработка урока Основания. Классификация. Индикаторы.
Основания. Классификация. Индикаторы....
Презентация к уроку "Кислотность среды. Индикаторы"
Презентация к уроку "Кислотность среды. Индикаторы" (11 класс)...
Методическая разработка урока "Свойства кислот на примере соляной кислоты"
Методическая разработка урока химии в 8/9 классах в теме Свойства кислот. Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока и презентацию для использования интерактивной доски, оп...