Интегрированный урок «Электрический ток в гостях у веществ»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Бинарный урок по химии и физике «Электрический ток в гостях у веществ», 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurochkayu.v._karpunina_i.v._binarnyy_urok_himii_i_fiziki.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема урока: «Электрический ток в гостях у веществ»
Карпунина Ирина Владимировна,
учитель физики,
Курочка Юлия Васильевна,
учитель химии
д. Дрожжино
2019 г.
БИНАРНЫЙ УРОК ФИЗИКИ И ХИМИИ
8 класс
Тема: «Электрический ток в гостях у веществ»
Цель: создать условия для изучения нового материала по темам физики и химии: «Электролитическая диссоциация» и «Электрический ток»; способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентностей через разнообразные виды деятельности.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся знания по темам: «Электролитическая диссоциация» и «Электрический ток».
- Способствовать дальнейшему:
- развитию умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи;
- развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное;
- развитию умений работать в атмосфере поиска, творчества.
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах урока.
Программное обеспечение: ActiveStudio.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- раздаточные материалы;
- лабораторные ящики с наборами реактивов: растворы и твердые образцы гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты, сахара, пробирки, амперметр, соединительные провода, лампочка на подставке, угольные электроды, стакан химический, батарейка 4,5 В.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Учителя: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады видеть вас и хотим, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь наше положительное эмоциональное состояние.
Работать на уроке вы будете в командах (класс делится на 4 команды по 6-7 человек, каждая команда выбирает капитана, придумывает название и девиз). Представьте, пожалуйста, свои команды.
Учителя:
Сегодня вспомним всё о токах -
Заряженных частиц потоках,
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы.
Учёных, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке.
Проявим нынче мы уменья
Объясним химические явления,
Эксперименты проведём
К всему ответы мы найдём.
Великий русский учёный М.В. Ломоносов в своём труде «Слово о пользе
химии» писал: «Так как внутреннее строение тел выведывает главным образом химия, то без неё труден, даже невозможен доступ к их глубинам и тем самым к раскрытию истинной причины электричества».
Тема нашего урока: «Электрический ток в гостях у веществ».
Вопрос обучающимся: Что вы хотите узнать на уроке по данной теме?
Обучающиеся самостоятельно формулируют цель - на уроке мы должны изучить вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснить, почему это происходит.
II.Актуализация знаний:
Начинаем работу с «Гимнастики для ума» по повторению основных понятий.
Сначала мы вспомним классификацию веществ. Скажите, о каких классах неорганических соединений идет речь в следующих загадках:
1)Два элемента только в вас –
Тем отличает этот класс.
В составе важен кислород
И он названия дает. (оксиды)
(дайте определение оксидам и приведите примеры)
2)Они имеют кислый вкус –
«Ты намотай себе на ус!»
Водород в состав их входит
За собой остаток водит. (кислоты)
(дайте определение кислотам и приведите примеры)
3)Группа атомов «о – аш»
Очень важный признак ваш.
Их одна, иль две, иль три:
На металл все ж посмотри (основания)
(дайте определение основания и приведите примеры)
4)В этом классе их не счесть,
И у них остаток есть.
Он с металлом связан дружно
Это только им и нужно (соли)
(дайте определение соли и приведите примеры)
Повторив состав важнейших соединений, перейдем к нахождению их на доске.
У каждого из вас на парте находится название одного из классов неорганических веществ. Вы должны выйти к доске и из предложенных веществ выбрать кораблик с веществом, принадлежащим к данному классу, а потом отправить его в соответствующую гавань оксидов или кислот, или солей, или оснований.
К доске выходите по одному человеку с каждой группы, так чтобы у доски находилось не более 4-х человек одновременно, но при этом не забывайте о времени. Обучающиеся каждого ряда должны опередить соперников. (Обучающиеся выполняют работу).
Подведем итог: Молодцы! Вы отлично (или большинство из вас) справились с работой, а, следовательно, хорошо знаете состав оксидов, кислот, солей, оснований.
Вопрос обучающимся:
Какие вещества остались в «море»?
Обучающиеся: Простые вещества: металлы и неметаллы.
Вопрос обучающимся:
Могут ли они проводить электрический ток?
Обучающиеся: Металлы проводят, а неметаллы – нет.
Вопрос обучающимся: Как называются вещества, которые проводят ток и, которые не проводят?
Обучающиеся: Проводники – это вещества, которые проводят ток, диэлектрики - вещества, которые не проводят ток.
Учителя: А сейчас вам будут заданы вопросы из области физики, отвечая на которые вы разгадаете кроссворд. Та команда, которая быстрее отреагирует на поставленный вопрос поднятием руки, и даст правильный ответ получит один балл.
Кроссворд на тему «Электричество»:
По горизонтали
1. Единица, которой измеряется электрический заряд
3. Вещества, плохо проводящие электрический ток
6. R=U/I - формула для нахождения …
8. Прибор, увеличивающий сопротивление в цепи – это …
11. Упорядоченное движение свободных электронов под действием электрического поля - это электрический ток в ...
12. Прибор, определяющий напряжение в цепи
По вертикали
2. U=A/q - формула для нахождения …
4. Упорядоченное движение заряженных частиц - это ... ток
5. Особый вид материи, отличающийся от вещества, который называется ... поле
7. Тела, через которые может полностью проходить электрический заряд
9. I=q/t - формула для нахождения силы ...
10. Частица, имеющая самый маленький заряд – это …
Ответы на кроссворд «Электричество»:
III.Изучение нового материала:
Учителя: Следующим испытанием для команд будет этап «И опыт – сын ошибок трудных…».
Перед вами вещества, которые представлены в твердом и жидком состояниях. Ваша задача проверить их на электропроводность. Проведите эксперимент и вместе со своей командой попытайтесь объяснить результаты опытов. Время на работу 7 минут.
Учителя: вспомним правила ТБ:
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука…
Обучающиеся: работают с парами веществ:
- Гидроксид натрия – раствор,
- Хлорид натрия – твердый и раствор,
- Соляная кислота – раствор,
- Сахар – твердый и раствор.
Учителя: формулируют новые понятия и помогают ребятам сделать выводы.
Обучающиеся: записывают новые понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы и объясняют причину электропроводимости электролитов.
Вывод: В споре рождается истина. Работа в команде позволяет вам сплотиться и правильно выполнить данное задание.
IV.Закрепление:
Учителя: Переходим к этапу «Лови ошибку».
Вам предложен текст и таблица. В тексте вам необходимо исправить ошибки и написать верный вариант текста, а в предложенных рядах таблицы вам нужно найти и исключить лишнее вещество, которое не образует с остальными однородную группу.
Текст: Все вещества по электропроводимости делятся на твердые и растворы. Растворы не проводят электрический ток, а все твердые вещества электропроводны. Направление электрического тока зависит от движения атомов. Атомы – это заряженные частицы. Они образуются при разложении электролитов и благодаря их беспорядочному движению возникает электрический ток.
Таблица:
1 | NaOH | K2CO3 | BaCl2 | HCl | С |
2 | H3PO4 | К2 O | H₂SO₃ | Al₂(SО₄)₃ | Са(OH)₂ |
3 | H₂SO₄ | Fe(NO₃)₃ | O₂ | HgCI₂ | Zn(NO₃)₂ |
4 | Са(NO₃)₂ | H₂SO₃ | N₂O₅ | Ва(OH)₂ | CuCl₂ |
5 | K2SO₄ | NaOH | AlCI₃ | CO₂ | HNO₃ |
6 | KCI | AgNO₃ | HBr | LiOH | Cl₂ |
Вывод: Вы еще раз продемонстрировали свои знания по данной теме и умение работать в команде.
V. Итог урока: « Коротко о главном»
Учителя: Вы помните, что сегодня мы пришли на урок с целью изучить вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснить, почему это происходит.
Давайте вспомним, чем мы занимались и составим «Синквейн»
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Обучающиеся: Составляют «Синквейн» и формулируют вывод: мы повторили основные понятия, изучили вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснили причину электропроводности, участвовали в эксперименте, показали умения работать в команде.
VI.Домашнее задание: составьте задание, которое может быть оформлено в теста или ребуса по теме «Электролитический ток и диссоциация»
Учителя: Мы считаем, что вы с пользой провели сегодня время.
Еще Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», чем мы занимались целый урок.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика и ТРИЗ "Действия электрического тока"
На уроке ученики знакомятся с фундаментальным физическим законом о превращении энергии из одного вида в другой, выясняют универсальность действий электрического тока. Одновременно с помо...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Интегрированный урок по физике и физической культуре "электрические яления
Конспект урока по физике и физической культуре по теме "Электрические явления". в соревновательной форме позволит повторить и обобщить материал физики 8 класса, способствует повышению интереса к пред...
Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"
Представленный материал содержит разработку урока "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...
интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"
Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Интегрированный урок "Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампе" ( Юхимович И.Ю. и Елагина М.Ю.)
Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампеУрок математики и физики в 8 классе, рассчитан на два часа. Первый урок проводит учитель мат...