Интегрированный урок «Электрический ток в гостях у веществ»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Курочка Юлия Васильевна

Бинарный урок по химии и физике «Электрический ток в гостях у веществ», 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Бутовская средняя общеобразовательная  школа № 2»

Тема урока: «Электрический ток в гостях у веществ»

Карпунина Ирина Владимировна,

учитель физики,

Курочка Юлия Васильевна,

учитель химии

д. Дрожжино

2019 г.

БИНАРНЫЙ  УРОК  ФИЗИКИ И ХИМИИ

8 класс

Тема: «Электрический ток в гостях у веществ»

Цель: создать условия для изучения нового материала по темам физики и химии: «Электролитическая диссоциация» и «Электрический ток»; способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентностей через разнообразные виды деятельности.

        Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся  знания по темам: «Электролитическая диссоциация» и «Электрический ток».
  2. Способствовать дальнейшему:
  • развитию умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять  общее и единичное;
  • развитию умений работать в атмосфере поиска, творчества.
  1. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах  урока.

Программное обеспечение: ActiveStudio.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • раздаточные материалы;
  • лабораторные ящики с наборами реактивов: растворы и твердые образцы гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты, сахара, пробирки, амперметр, соединительные провода, лампочка на подставке, угольные электроды, стакан химический, батарейка 4,5 В.


Ход урока:

I.Организационный момент:

Учителя:  Здравствуйте, дорогие друзья!

    Мы рады  видеть  вас и хотим, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь наше положительное  эмоциональное состояние.  

     Работать  на уроке вы будете в командах (класс делится на 4 команды по 6-7 человек, каждая команда выбирает капитана, придумывает название и девиз).  Представьте, пожалуйста, свои команды.

Учителя:

Сегодня вспомним всё о токах -

 Заряженных частиц потоках,

 И про источники, про схемы,

 И нагревания проблемы.

 Учёных, чьи умы и руки

 Оставили свой след в науке.

 Проявим нынче мы уменья

 Объясним химические явления,

 Эксперименты проведём

 К всему ответы мы найдём.

Великий русский учёный М.В. Ломоносов в своём труде «Слово о пользе

химии» писал: «Так как внутреннее строение тел выведывает главным образом химия, то без неё труден, даже невозможен доступ к их глубинам и тем самым к раскрытию истинной причины электричества».

Тема нашего урока: «Электрический ток в гостях у веществ». 

Вопрос обучающимся: Что вы хотите узнать на уроке по данной теме?

Обучающиеся самостоятельно формулируют цель - на уроке мы должны изучить вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснить, почему это происходит.

II.Актуализация знаний: 

Начинаем работу с «Гимнастики для ума» по повторению основных понятий.

Сначала мы вспомним классификацию веществ. Скажите, о каких классах неорганических соединений идет речь в следующих загадках:

1)Два элемента только в вас –

Тем отличает этот класс.

В составе важен кислород

И он названия дает. (оксиды)

(дайте определение оксидам и приведите примеры)

2)Они имеют кислый вкус –

«Ты намотай себе на ус!»

Водород в состав их входит

За собой остаток водит. (кислоты)

(дайте определение кислотам и приведите примеры)

3)Группа атомов «о – аш»

Очень важный признак ваш.

Их одна, иль две, иль три:

На металл все ж посмотри (основания)

(дайте определение основания и приведите примеры)

4)В этом классе их не счесть,

И у них остаток есть.

Он с металлом связан дружно

Это только им и нужно (соли)

(дайте определение соли и приведите примеры)

Повторив состав важнейших соединений, перейдем к нахождению их на доске.

У каждого из вас на парте находится название одного из классов неорганических веществ. Вы должны выйти к доске и из предложенных веществ выбрать кораблик с веществом, принадлежащим к данному классу, а потом отправить его в соответствующую гавань оксидов или кислот, или солей, или оснований.

К доске выходите по одному человеку с каждой группы, так чтобы у доски находилось не более 4-х человек одновременно, но при этом не забывайте о времени. Обучающиеся каждого ряда должны опередить соперников. (Обучающиеся выполняют работу).

Подведем итог: Молодцы! Вы отлично (или большинство из вас) справились с работой, а, следовательно, хорошо знаете состав оксидов, кислот, солей, оснований.

Вопрос обучающимся:

Какие вещества остались в «море»?

Обучающиеся: Простые вещества: металлы и неметаллы.

Вопрос обучающимся:

Могут ли они проводить электрический ток?

Обучающиеся: Металлы проводят, а неметаллы – нет.

Вопрос обучающимся: Как называются вещества, которые проводят ток и, которые не проводят?

Обучающиеся: Проводники – это вещества, которые проводят ток, диэлектрики - вещества, которые не проводят ток.

Учителя: А сейчас вам будут заданы вопросы из области физики, отвечая на которые вы разгадаете кроссворд. Та команда, которая быстрее отреагирует на поставленный вопрос поднятием руки, и даст правильный ответ получит один балл.

Кроссворд на тему «Электричество»:

По горизонтали

1. Единица, которой измеряется электрический заряд

3. Вещества, плохо проводящие электрический ток

6. R=U/I - формула для нахождения …

8. Прибор, увеличивающий сопротивление в цепи – это …

11. Упорядоченное движение свободных электронов под действием электрического поля - это электрический ток в ...

12. Прибор, определяющий напряжение в цепи

По вертикали

2. U=A/q - формула для нахождения …

4. Упорядоченное движение заряженных частиц - это ... ток

5. Особый вид материи, отличающийся от вещества, который называется ... поле

7. Тела, через которые может полностью проходить электрический заряд

9. I=q/t - формула для нахождения силы ...

10. Частица, имеющая самый маленький заряд – это …

Ответы на кроссворд «Электричество»:

III.Изучение нового материала:

Учителя: Следующим испытанием для команд будет этап «И опыт – сын ошибок трудных…». 

Перед вами  вещества, которые представлены в твердом и жидком состояниях. Ваша задача проверить их на электропроводность. Проведите эксперимент и вместе со своей командой попытайтесь объяснить результаты опытов. Время на работу 7 минут.

Учителя: вспомним правила ТБ:

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы – не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука…

Обучающиеся: работают с парами веществ:

  1. Гидроксид натрия – раствор,
  2. Хлорид натрия – твердый и раствор,  
  3. Соляная кислота – раствор,
  4. Сахар – твердый и раствор.

Учителя: формулируют новые понятия и помогают ребятам сделать выводы.

Обучающиеся: записывают новые понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы и объясняют причину электропроводимости электролитов.

Вывод:   В споре рождается истина. Работа в команде позволяет вам сплотиться и правильно выполнить данное задание.

IV.Закрепление:

Учителя: Переходим к этапу «Лови ошибку».

Вам предложен текст и таблица. В тексте вам необходимо исправить ошибки и написать верный вариант текста, а в предложенных рядах таблицы вам нужно найти и исключить лишнее вещество, которое не образует с остальными однородную группу.

Текст: Все вещества по электропроводимости делятся на твердые и растворы. Растворы не проводят электрический ток, а все твердые вещества электропроводны. Направление электрического тока зависит от движения атомов. Атомы – это заряженные частицы. Они образуются при разложении электролитов и благодаря их беспорядочному движению возникает электрический ток.  

Таблица:

1

NaOH

K2CO3

BaCl2

HCl

С

2

H3PO4

К2 O

H₂SO₃

Al₂(SО₄)₃

Са(OH)₂

3

H₂SO₄

Fe(NO₃)₃

O₂

HgCI₂

Zn(NO₃)₂

4

Са(NO₃)₂

H₂SO₃

N₂O₅

Ва(OH)₂        

CuCl₂

5

K2SO₄

NaOH

AlCI₃

CO₂

HNO₃

6

KCI

AgNO₃

HBr

LiOH

Cl₂

Вывод: Вы еще раз продемонстрировали свои знания по данной теме и умение работать в команде.

V. Итог урока: « Коротко о главном»

Учителя: Вы помните, что сегодня  мы пришли  на урок с целью изучить вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснить, почему это происходит.

Давайте вспомним, чем мы занимались и составим «Синквейн»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Обучающиеся: Составляют «Синквейн» и формулируют вывод:  мы повторили основные понятия, изучили вещества, которые могут проводить электрический ток и объяснили причину электропроводности, участвовали  в эксперименте, показали умения работать в команде.

VI.Домашнее задание: составьте задание, которое может быть оформлено в теста или ребуса по теме «Электролитический ток и диссоциация»

Учителя: Мы считаем,  что вы с пользой  провели  сегодня время.

Еще Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», чем мы занимались целый урок.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика и ТРИЗ "Действия электрического тока"

  На уроке ученики знакомятся с фундаментальным физическим законом о превращении энергии из одного вида в другой, выясняют универсальность действий электрического тока. Одновременно с помо...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Интегрированный урок по физике и физической культуре "электрические яления

Конспект  урока по физике и физической культуре по теме "Электрические явления". в соревновательной форме позволит повторить и обобщить материал физики 8 класса, способствует повышению интереса к пред...

Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока  "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...

интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"

Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»            ...

Интегрированный урок "Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампе" ( Юхимович И.Ю. и Елагина М.Ю.)

Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампеУрок математики и физики в 8 классе, рассчитан на два часа. Первый урок проводит учитель мат...