АМУ
план-конспект урока по химии (8 класс)

Саая Чайзат Эресовна

Атомно-молекулярное учение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amu_i_zakon_sohr_massy_8_kl_16.11.20.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ»

Цель: систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах, изучить основные положения атомно-молекулярного учения (АМУ). Продолжить формирование основных положений АМУ и на основе эксперимента подвести учащихся к выводу закона о сохранении массы веществ. Отметить важную роль М.В. Ломоносова в открытии закона. Показать научное и практическое значение этого закона.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся об основных положениях атомно – молекулярного учения с учетом физических законов. Рассмотреть закон сохранения массы веществ. Дать краткие сведения об истории открытия закона и научной деятельности ученых в этой области. Рассмотреть значимость этого закона в химии.

Развивающие: развить умение прогнозировать, обобщать и делать выводы; рассмотреть важность закона сохранения массы веществ. Развить информационную культуру и логическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитать чувство патриотизма к Родине и русским ученым, таким как М. В. Ломоносов, который внес значимый вклад в развитие мировой науки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

«Однажды созданная материя не увеличивается и не уменьшается. Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь подвергаться изменениям»

Аристотель.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся

- Фронтальный опрос

  1. Что такое валентность?
  2. Что называется химической связью?
  3. Перечислите элементы, имеющие постоянную валентность.
  4. Что такое индекс и что он обозначает?
  5. Дайте определение химической формуле.
  6. Перечислите порядок действий при составлении химических формул.

- Работа учащихся самостоятельно по вариантам (листочки)

  1. Предъявление нового материала.
  1. Атомно-молекулярное учение (слово учителя)

Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Однако создание научно обоснованного атомно-молекулярного учения стало возможным значительно позже – в ХVIII-XIX веках, когда физика стала базироваться на точном эксперименте. В химию количественные методы исследования были введены М. В. Ломоносовым во второй половине ХVIII века

  • Основные положения атомно-молекулярного учения

(слово учителя).

Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.

Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.

Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.

С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.

В настоящее время на атомно-молекулярном учении базируются все наши представления о строении материи, о свойствах веществ и о природе физических и химических явлений. Так, например, теперь известно, что не все вещества состоят из молекул.

1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.

2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.

3.Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул.

4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах.

5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.

6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются.

7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления.

8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.

3. Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения (слово учителя).

Физические и химические явления получают объяснения с позиций атомно-молекулярного учения. Так, например, процесс диффузии, объясняется способностью молекул (атомов, частиц) одного вещества проникать между молекулами (атомами, частицами) другого вещества. Это происходит потому, что молекулы (атомы, частицы) находятся в непрерывном движении и между ними имеются промежутки.

Сущность химических реакций заключается в разрушении химических связей между атомами одних веществ и в перегруппировке атомов с образованием других веществ.

2.Закон сохранения массы веществ. 

В настоящее время этот закон звучит так: «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ в результате реакции».

Естественно, не только Ломоносов думал над этой проблемой. Независимо от него, но чуть позже, в 1789 году закон сохранения массы веществ был установлен французским химиком Антуаном Лораном Лавуазье (имя записывается на доске и в тетради).

  • Значение закона
  1. Открытие закона нанесло серьезный удар флагистонной теории и религии.
  2. Способствовало дальнейшему развитию химии, как науки.
  3. На основе этого закона проводят практически важные расчеты.
  4. На основе закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций.
  1. Закрепление.
  • Фронтальная беседа
  1. Перечислите основные положения атомно-молекулярного учения.
  2. Кем и когда был открыт закон сохранения массы веществ?
  3. Назовите имена ученых, которые причастны к открытию закона.
  4. Дайте определение закону сохранения массы веществ.
  • Решение задач на закон сохранения массы веществ

Задача: При разложение 44,4 г малахита образуется 32 г СuO и 3,6 г воды Н2О. Какая масса углекислого газа СО2 образуется? (Слайд № 20)

Дано:                                    Решение:

m (малахита)=44,4 г       Т.к. по закону сохранения массы веществ, масса вступивших                            

                                          веществ равна

m (H2O)=3,6 г                  массе образовавшихся.

m (СuO)=32  г                  m (малахита)= m (СO2)+ m (H2O)+ m (СuO)

                                          Отсюда следует, что: m (СO2)= m (малахита)- m (СuO) - m(H2O)                                                                      

                                          m (СO2)= 44,4-32-3,6=8,8 г

m (СO2)= ?                       Ответ:  m (СO2)= 8,8 г

Задача. При нагревании Ag2O образовалось 43,2 г Ag и 3,2 г O2. Какая была масса разложившегося оксида?

  1. Домашнее задание.

§ 18-19 (нов) Биография М. В. Ломоносова

§ 13-14 (стар) Биография М. В. Ломоносова

Рефлексия.