Урок-игра "Основные классы неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Сулина Мария Игоревна

Урок-игра "Основные классы органических соединений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klassy_neorganicheskih_soedineniy.docx187.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение «Основные классы неорганических веществ»

Цель урока: закрепить знания обучающихся об основных классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах и солях. 

Задачи.

Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.

Развивающая: развивать УУД (систематизация материала, выделение главного, перевод информации в знаковую систему, поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и экспериментальных задач, установка на здоровьесбережение и безопасное обращение с веществами); реализовать элементы программ развития мотивации, внимания, мышления, рефлексии.

Воспитательная продолжить формирование химической культуры; продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять классы неорганических веществ на основе их состава; давать им название; применять эти умения в нестандартных ситуациях.

Тип урока: урок повторения и обобщения  знаний,  формирование практических умений и навыков.

Методы обучения: наглядно-словесные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, групповая; беседа, выполнение лабораторных опытов.

Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, элементы исследования, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, инструктивные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Сегодня на уроке мы повторим  определения, классификацию, формулы важнейших классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот и солей.

Работать вы будете в командах, что позволит сформировать навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды.

 

  1. Этапы:
  1. Этап «Теоретический»

1 задание.

У каждой команды набор веществ – формул сложных веществ, которые нужно распределить по классам: оксиды, основания, кислоты, соли (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1 команда: Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, CaO, NaOH, H2S, Ca3(PO4)2

2 команда: SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, N2O5, KOH, H2SO4, Mg(NO3)2

3 команда: MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Fe2O3, Cu(OH)2, LiOH, FeCl3

4 команда: Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2, H2SiO3, NaCl, CO2, Fe(OH)3, H2SO3 

2 задание. 

Заполнить таблицу (каждой команде вписать по 4 формулы веществ, за каждый правильный ответ – 1 балл):

 

 

 

Оксид кальция

Оксид лития

Оксид серы (VI)

Оксид азота (V)

 

 

 

Гидроксид натрия

Гидроксид хрома (III)

Гидроксид бария

Гидроксид  лития

 

 

 

Сернистая кислота

Угольная кислота

Соляная кислота

Азотная кислота

 

 

 

Фосфат кальция

Сульфат калия

Силикат цинка

Хлорид магния

 

3 задание.

Найти лишнее вещество по классификации(за правильно найденное вещество – 1 балл):

1 команда: Н2О, NaOH, Ca(OH)2,  Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

2 команда: CaO, Cu, CO2, CO, SO3, SO2


3 команда: K
2CO3, Na2SO4, HNO3, BaSO4, NaCl, CaCO3


4 команда: HNO
3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K2CO3, HI

  1.  этап «Практический»

За выполненное задание команда получает от 1 до 3 баллов.

Задание для первой команды.

          Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО  – основной оксид. Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина?

(Растворим СаО в воде – он малорастворим, добавим к раствору фенолфталеин – раствор окрасился в малиновый цвет, это говорит о том, что среда раствора щелочная, следовательно, оксид кальция обладает основными свойствами)

Задание для второй команды.

Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится основание. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, фенолфталеин)

(Во все пробирки добавим фенолфталеин, в одной из них он становится малиновым, следовательно, в этой пробирке – гидроксид натрия)

Задание для третьей команды.

Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)

(Во все пробирки добавим метилоранж, в первой раствор стал жёлтым – это гидроксид натрия, в третьей – остался оранжевым, следовательно, в ней вода, а во второй – раствор стал алым – вот в ней то и находится серная кислота)

Задание для четвёртой команды.

Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция. Вам нужно определить каждую из этих солей, используя только воду.

(Проверим соли на растворимость в воде. Для этого во все пробирки добавим воду. В двух соли растворились, а в одной – вещество не растворяется – это карбонат магния, в другой пробирке раствор стал голубым – это медный купорос CuSO4, в оставшейся – растворимое и бесцветное вещество – это поваренная соль – NaCl)

  1.  этап «Творческий»

Задание для 1 команды: «Ассорти»

Переведите с химического языка на общепринятое выражение:

Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

Белый как карбонат кальция. (Белый как мел)

Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)

Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)

Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)

С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло)

Задание для 2 команды: «Кроссворд»

Разгадав кроссворд, узнаете название третьего вещества.

  1. С

А

Ж

А

  1. С

    Е

Р

Е

Б

Р

О

  1. А

Л

Ю

М

И

Н

И

Й

  1. С

Е

Р

А

  1. А

З

О

Т

  1. О

    Л

О

В

О

Какие химические вещества и элементы зашифрованы:        1.  АЖСА      2. ЕРЕСРОБ         3. МАИЛЮНИЙ       4. ЕРСА         5. ЗАТО     6. ВОЛОО

Задание для 3 команды «Ребусы»

Какие химические элементы и вещества зашифрованы в ребусах?

 ребус18

 ребус19

   ребус16

   ребус15

Задание для 4 команды «Загадки»

1) Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество?                                             (Вода)

2) Какая кислота содержится в желудке человека?                                                                              (Соляная)

3) Шарада. (составить слово по слогам).
«Мы первым слогом позовём кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз как третий подойдёт,
А целым станет…».                                                                           
(Кислота)  

4) “В ее честь названы многие города, реки и озера. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия.                

                                                                                                      (Поваренная соль)

  1. Подведение итогов.

Та команда, которая получает наибольшее число баллов получает 5, те, кто набрал промежуточное количество баллов получает 4, команда, получившее наименьшее число баллов остается без оценок.

  1. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

  1. На уроке я работал                                          активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я                                 доволен/не доволен

3. Урок для меня показался                                 коротким/длинным

4.За урок я                                                             не устал/устал

5. Мое настроение                                                стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                                 понятен/непонятен            

                                                                               полезен/бесполезен        

                                                                               интересен/скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

" Генетическая связь между классами неорганических соединений " 8 класс.

Урок изучения нового материала. Цель урока:сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов....

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...