Урок-игра "Основные классы неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок-игра "Основные классы органических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_klassy_neorganicheskih_soedineniy.docx | 187.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение «Основные классы неорганических веществ»
Цель урока: закрепить знания обучающихся об основных классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах и солях.
Задачи.
Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.
Развивающая: развивать УУД (систематизация материала, выделение главного, перевод информации в знаковую систему, поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и экспериментальных задач, установка на здоровьесбережение и безопасное обращение с веществами); реализовать элементы программ развития мотивации, внимания, мышления, рефлексии.
Воспитательная: продолжить формирование химической культуры; продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять классы неорганических веществ на основе их состава; давать им название; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, формирование практических умений и навыков.
Методы обучения: наглядно-словесные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.
Формы работы с обучающимися: фронтальная, групповая; беседа, выполнение лабораторных опытов.
Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, элементы исследования, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, инструктивные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.
Ход урока.
- Организационный этап.
Сегодня на уроке мы повторим определения, классификацию, формулы важнейших классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот и солей.
Работать вы будете в командах, что позволит сформировать навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды.
- Этапы:
- Этап «Теоретический»
1 задание.
У каждой команды набор веществ – формул сложных веществ, которые нужно распределить по классам: оксиды, основания, кислоты, соли (за каждый правильный ответ – 1 балл)
1 команда: Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, CaO, NaOH, H2S, Ca3(PO4)2
2 команда: SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, N2O5, KOH, H2SO4, Mg(NO3)2
3 команда: MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Fe2O3, Cu(OH)2, LiOH, FeCl3
4 команда: Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2, H2SiO3, NaCl, CO2, Fe(OH)3, H2SO3
2 задание.
Заполнить таблицу (каждой команде вписать по 4 формулы веществ, за каждый правильный ответ – 1 балл):
|
|
| |
Оксид кальция | Оксид лития | Оксид серы (VI) | Оксид азота (V) |
|
|
| |
Гидроксид натрия | Гидроксид хрома (III) | Гидроксид бария | Гидроксид лития |
|
|
| |
Сернистая кислота | Угольная кислота | Соляная кислота | Азотная кислота |
|
|
| |
Фосфат кальция | Сульфат калия | Силикат цинка | Хлорид магния |
3 задание.
Найти лишнее вещество по классификации(за правильно найденное вещество – 1 балл):
1 команда: Н2О, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
2 команда: CaO, Cu, CO2, CO, SO3, SO2
3 команда: K2CO3, Na2SO4, HNO3, BaSO4, NaCl, CaCO3
4 команда: HNO3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K2CO3, HI
- этап «Практический»
За выполненное задание команда получает от 1 до 3 баллов.
Задание для первой команды.
Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО – основной оксид. Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина?
(Растворим СаО в воде – он малорастворим, добавим к раствору фенолфталеин – раствор окрасился в малиновый цвет, это говорит о том, что среда раствора щелочная, следовательно, оксид кальция обладает основными свойствами)
Задание для второй команды.
Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится основание. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, фенолфталеин)
(Во все пробирки добавим фенолфталеин, в одной из них он становится малиновым, следовательно, в этой пробирке – гидроксид натрия)
Задание для третьей команды.
Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)
(Во все пробирки добавим метилоранж, в первой раствор стал жёлтым – это гидроксид натрия, в третьей – остался оранжевым, следовательно, в ней вода, а во второй – раствор стал алым – вот в ней то и находится серная кислота)
Задание для четвёртой команды.
Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция. Вам нужно определить каждую из этих солей, используя только воду.
(Проверим соли на растворимость в воде. Для этого во все пробирки добавим воду. В двух соли растворились, а в одной – вещество не растворяется – это карбонат магния, в другой пробирке раствор стал голубым – это медный купорос CuSO4, в оставшейся – растворимое и бесцветное вещество – это поваренная соль – NaCl)
- этап «Творческий»
Задание для 1 команды: «Ассорти»
Переведите с химического языка на общепринятое выражение:
Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
Белый как карбонат кальция. (Белый как мел)
Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)
Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)
Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)
С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло)
Задание для 2 команды: «Кроссворд»
Разгадав кроссворд, узнаете название третьего вещества.
| А | Ж | А | ||||||
| Е | Р | Е | Б | Р | О | |||
| Л | Ю | М | И | Н | И | Й | ||
| Е | Р | А | ||||||
| З | О | Т | ||||||
| Л | О | В | О |
Какие химические вещества и элементы зашифрованы: 1. АЖСА 2. ЕРЕСРОБ 3. МАИЛЮНИЙ 4. ЕРСА 5. ЗАТО 6. ВОЛОО
Задание для 3 команды «Ребусы»
Какие химические элементы и вещества зашифрованы в ребусах?
Задание для 4 команды «Загадки»
1) Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество? (Вода)
2) Какая кислота содержится в желудке человека? (Соляная)
3) Шарада. (составить слово по слогам).
«Мы первым слогом позовём кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз как третий подойдёт,
А целым станет…». (Кислота)
4) “В ее честь названы многие города, реки и озера. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия.
(Поваренная соль)
- Подведение итогов.
Та команда, которая получает наибольшее число баллов получает 5, те, кто набрал промежуточное количество баллов получает 4, команда, получившее наименьшее число баллов остается без оценок.
- Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
- На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/непонятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
" Генетическая связь между классами неорганических соединений " 8 класс.
Урок изучения нового материала. Цель урока:сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов....
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...