Гормоны
методическая разработка по химии (10 класс)
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotki_gormony2_-_kopiya.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания
Разработка урока
на тему :
«Гормоны - система регуляции деятельности внутренних органов»
Разработала: Дзебоева Илона Олеговна, учитель химии
Тема: «Гормоны»
Цели: Изучить эндокринную систему — систему регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, лимфу или спинномозговую жидкость.
Задачи:
Образовательные:
-систематизировать знания о химической природе, механизме действия и классификации гормонов
-рассказать о гормональной регуляции углеводного, липидного, белкового и водно-солевого обмена
- установить механизм действия гормонов. Роль циклазной системы в механизме действия гормонов.
Развивающие:
-развивать умения работать с различными источниками информации;
-развивать интеллектуальные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
- развивать интерес к предмету.
Методика: выполнение самостоятельных исследований; ролевая игра; демонстрация слайдов с фотографиями гормональных заболеваний.
Форма проведения: урок на основе групповой формы работы.
Использование инновационных технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении наблюдений);
приёмы технологии развития критического мышления (логические цепочки).
Оборудование: компьютер, проектор; презентация,
фотокарточки – на каждую группу (определение заболеваний по фото).
Планируемый результат: учащиеся изучают фотографии и понимают важность полученных знаний.
План урока:
I.Стадия вызова.
Логические цепочки
II.Стадия осмысления.
Необходимость правильного питания.
Необходимость физических упражнений
III.Стадия рефлексии.
1.Составление кластера по теме «Гормоны».
2.Опрос по цепочке.
IV.Подведение итогов. Выставление отметок.
V.Домашнее задание.
Ход урока:
- Ребята, сегодняшний урок я начну такими словами: Чувство, которое мы описываем как «счастье», обеспечивается наличием в мозге четырех особых нейрохимических веществ: дофамина, эндорфина, окситоцина и серотонина.
Гормоны – это одни из эволюционно- ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, его физиологических процессов в различных органах и системах.
Мы познакомились с человеческой системой и познакомились со свойствами и химическим составом гормонов.
I. Вызов
1. Логические цепочки.
Внимательно прочитайте начало каждого высказывания в 1-ой графе таблицы. Расставьте карточки в строчках 2-ой графы так, чтобы получились правильные, законченные по смыслу высказывания.
Начало высказывания | Окончание высказывания |
По химическому составу гормоны делятся: | стероидные гормоны (гормоны коркового слоя надпочечников и половые гормоны); производные аминокислот (тироксин, адреналин, норадреналин); пептидные гормоны (рилизинг-гормоны; инсулин, глюкагон, гормон роста). |
Свойство гормонов | высокая физиологическая активность; каждый гормон регулирует определенный процесс; каждый гормон действует на определенный орган-мишень. |
Восприятие гормонов органами | В органах мишенях есть рецепторы к соответствующим гормонам: Если гормоны плохо проникают через клеточную мембрану (производные аминокислот и пептидные гормоны): гормон — рецепторы мембраны — посредники: (простагландины) — фермент аденилатциклаза катализирует синтез цАМФ из АТФ — синтез необходимых белков-ферментов. Если гормон легко проходит через клеточную мембрану (стероидные гормоны): гормон — внутриклеточный рецептор — гормон-рецепторный комплекс — синтез белков-ферментов. |
Все ткани и органы имеют механизм обратной связи, который участвует в саморегуляции восприимчивости органов к гормонам: | при низком уровне определённого гормона автоматически возрастает количество рецепторов в тканях и их чувствительность к этому гормону повышается; при высоком уровне определённого гормона происходит автоматическое понижение количества рецепторов в тканях и их чувствительности к этому гормону понижается. |
Эндокринная система включает: | центральное звено: гипоталамус и гипофиз. периферическое звено: эндокринные железы и эндокринные клетки. |
Функции эндокринной системы | гуморальная регуляция функций организма; координация работы всех органов и систем; гомеостаз организма при изменяющихся условиях внешней среды; рост и развитие организма; половая дифференцировка и репродуктивная функция; обмен веществ и энергии; эмоциональные реакции; психическая деятельность человека. |
Гормоны передней доли гипофиза | Соматотропин (СТГ = гормон роста) стимулирует синтез белков, деление клеток, обмен веществ. Гиперфункция: гигантизм (1) — рост тела выше 2,0 м; акромигалия (2) — патологическое увеличение отдельных частей тела. Гипофункция: задержка роста и физического развития (гипофизарный нанизм = гипофизарная карликовость |
гормоны задней доли гипофиза (нейрогипофиза) | Вазопрессин (АДГ = антидиуретический гормон) усиливает реабсорбцию воды в почечных канальцах. Гипофункция: несахарный диабет (симптом: жажда и усиление диуреза до 15 л мочи в сутки). Гиперфункция: повышение артериального давления. Окситоцин регулирует тонус мускулатуры матки и молочных желез. |
надпочечники | Гормоны коркового слоя надпочечников Половые гормоны вырабатываются надпочечниками на протяжении всей жизни человека. В детском возрасте и после наступления климактерического периода только надпочечники вырабатывают половые гормоны.
|
половые гормоны | андрогены — стероидные мужские половые гормоны. эстрогены — стероидные женские половые гормоны. прогестерон — стероидный гормон жёлтого тела яичников. |
Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!». Эндорфин формирует чувство легкости и забвения, которое помогает смягчать боль. Часто такое состояние называют эйфорией. Окситоцин дает человеку ощущение безопасности в кругу себе подобных. Теперь это называется «социальные связи». Серотонин создает у человека чувство признания и уважения со стороны окружающих.
Физминутка способствует профилактике утомления, нарушения осанки, повышению работоспособности.
Обобщение учителя:
- Итак, наши гормоны влияют на все аспекты нашей жизни -с момента зачатия и до самой смерти. Они будут влиять на наш рост, половое развитие, формирование наших желаний, на обмен веществ в организме, на крепость мышц, на остроту ума, поведение, даже на наш сон.
II.Осмысление
«В гормонах сокрыта тайна человека.
Вывод: Гормоны - это то, что делает нас особенным и непохожим на остальных. Они предопределяют наши физические и психические особенности
III.Рефлексия
1.Составление кластера по теме «Гормоны»
2. Опрос по цепочке.
Ответ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя.
Выводы по уроку:
Гормоны (от греч. hormao – привожу в движение, побуждаю) – биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются непосредственно в кровь, лимфу .Они обладают способностью повышать или понижать уровень жизнедеятельности организма.
-Знания о гормонах необходимы человеку .
-Гормоны обладают высокой биологической активностью.
-Гормоны действуют только на живые клетки.
Вопросы
-Ребята, что сегодня на уроке было главным?
-Что было интересным?
-Что нового вы сегодня узнали?
IV. Подведение итогов. Выставление отметок.
V. Домашнее задание и вопросы:
Какое воздействие оказывает адреналин и норадреналин на мышечную работоспособность?
синтез каких гормонов они стимулируют? (стероидных).
Гипофункция коры надпочечников какое заболевание вызывает? (болезнь Аддисона возникает при недостатке кортикоидных гормонов (симптомы: хроническая усталость, истощение, раздражительность, гиперпигментация открытых частей тела).
Уходя с урока, поделитесь своим настроением, было ли вам интересно узнать, что дирижерами нашего организма являются гормоны?
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ферменты и гормоны.
Урок химии в 10 классе.Много интересной информации....
Презентация. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма (8 класс)
Презентация познакомит учеников с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы; покажет взаимодействие желез внутренней секреции при росте и раз...
Презентация "К чему приводит избыток и недостаток гормонов"
Презентацию можно использовать при изучении органической химии в 10 классе по учебнику О.С. Габриеляна в теме: "Гормоны" или как дополнительный материал. Слайды сопровождаются текстом...
Разработка урока биологии в 8 классе "РОЛЬ ГОРМОНОВ"
Тема урока: "Роль Гормонов"Предмет биологияКласс 8Сергиенко Наталья Владимировна преподаватель биологииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный. В данной рабо...
презентация "Гормоны"
Презентация предназначена для изучения темы "Гормоны" в 10 классе...
Проект "Щитовидная железа и ее гормоны"
Проект "Щитовидная железа и ее гормоны" и защита проекта в виде презентации....
Проект "Инсулин – гормон поджелудочной железы".
Проект "Инсулин – гормон поджелудочной железы" и защита проекта в виде презентации....