Методическая разработка внеурочного мероприятия по химии "Химический футбол"
учебно-методический материал по химии (8 класс)
Методическая разработка предназначена учителям химии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, будет полезна организаторам воспитательной работы с детьми, педагогам дополнительного образования. Автор разработки, используя личный опыт педагогической и внеклассной работы в школе, хотел бы помочь учителям химии в воспитании у учащихся творческих способностей, самостоятельности, формирования познавательного интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_2.docx | 379.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка
Методическая разработка внеурочного мероприятия по химии в 8 классе
Тема «Химический футбол»
Автор : учитель химии Жигалова Н.Г.
с.Летка
2020
Аннотация
Методическая разработка предназначена учителям химии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, будет полезна организаторам воспитательной работы с детьми, педагогам дополнительного образования. Автор разработки, используя личный опыт педагогической и внеклассной работы в школе, хотел бы помочь учителям химии в воспитании у учащихся творческих способностей, самостоятельности, формирования познавательного интереса к предмету.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Игра «Химический футбол» | 4 |
3. | Заключение | 10 |
4. | Литература | 10 |
Пояснительная записка
Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения.
Учащиеся перегружены огромным потоком информации, большим количеством терминов, формул, определений. Для учителей-химиков эта проблема особенно актуальна. Казалось бы, что может быть интереснее, чем занимательный опыт. Однако как часто мы видим, что учащиеся с удовольствием наблюдают химический эксперимент и охотно проводят лабораторные и практические работы, а к предмету не проявляют ни малейшего интереса. Скучно!
Один из таких приемов – проведение интеллектуальных игр на материале химии. В отличие от кроссвордов и ребусов, такие игры не только пробуждают интерес к предмету, но и стимулируют детей к решению задач. Подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.
Игра во всех ее формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживает и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя.
Интеллектуальные игры всегда вызывают оживление и интерес, актуализируют знания. Учащиеся могут проявить себя в игре с самых разных сторон: кто-то блеснет эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности. Подготовка, организация и проведение интеллектуальных игр сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время помогает показать знания и находчивость, соревнуясь друг с другом.
Как на уроке, так и во внеурочное время можно проводить интеллектуальные игры. Действительно, динамичность интеллектуальной игры в ответы на вопросы и дух соревновательности не оставляют ребят равнодушными. Так, играя, они без особых усилий получают и запоминают много интересной и полезной информации.
Химический футбол «Ради жизни на земле»
Цель : расширить кругозор учащихся.
Задачи мероприятия:
1.Образовательная: способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний, формированию научно-теоретического мышления, интереса к химии.
2. Воспитательная : создавать условия для самовыражения.
3 .Развивающая: умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные компетентности учащихся, творческое мышление учащихся, познавательную активность учащихся, применяя игровые формы учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
получат возможность научиться: осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человек; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная
компетентность):
познавательные - познакомятся с ролью и значением уроков химии в жизни человека, правилами техники безопасности во время лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов.
коммуникативные - научатся слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение; договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности;
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучению предмета.
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь». (А.Дистервег)
Учитель. 8 февраля отмечается день Российской науки. Еще в далеком 1724 году Петром 1 был подписан высочайший Указ о праздновании Дня Российской науки. И из года в год этому празднику уделяют особое место. Химия - наука удивительная. Тысячи неразгаданных тайн таит в себе эта волшебная и красочная наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма они не будут разгаданы. Сегодняшний День науки посвящен великим русским ученым, изменившим жизнь человечества, жертвовали своей жизнью для проведения исследований.
Сегодня мы проводим День науки,
И главное, что нужно всем понять:
Наш праздник – это та ступенька,
Которая поможет вам творцами жизни стать.
У нас сегодня состоится химический футбол для учащихся 8-х классов. Количество футболистов от каждой команды по 6 человек: 1 вратарь, он же является капитаном команды, 2 защитника и 3 нападающих. В игре принимают участие 3 команды ( название команд).
Начинается игра. Звучит химический гимн. Начинаем разминку, чтобы выявить, какая команда будет играть. Будут заданы вопросы, на которые должны отвечать защитники, если они не смогут, то в игру включаются нападающие. Если и нападающие не в состоянии ответить на вопрос правильно, помочь может только вратарь. Гол будет забит, если нападающий правильно ответил на вопрос. Отвечает команда, вратарь которой первым поднимет руку и получает право ответа.
- А.М.Бутлеров, К.К.Клаус, Т.Е.Ловиц, Д.И.Менделеев, В.В.Марковников – все ли эти ученые-химики являются русскими? (К.К.Клаус- нет)
- Кто из русских ученых –химиков впервые стал заниматься производством стекла? (Ломоносов)
- Каких в фамилиях ученых-химиков встречается 4 одинаковых гласных?(Менделеев, Ломоносов)
- Сколько языков знал М. В. Ломоносов? (10)
- Любимые животные Д. И. Менделеева? (кошка, собака).
- Любимый напиток Д. И. Менделеева? (чай).
- Сколько было лет Д.И.Менделееву, когда он открыл ПЗ? (35)
Демонстрация опытов
Вулкан Шееле
В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия. В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина, не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: вулкан сейчас проснется! Через 1-2 минуты происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части, глицерин при этом воспламеняется.
Вступают в игру две команды. Итак, начинается химический футбол. Берется мяч, на котором указаны цифры. Команда три раза бросает мяч. Тем самым набирает количество вопросов, на которые они должны быстро ответить. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей. Награждается лучшая команда, лучший нападающий, защитник и вратарь.
- Кому принадлежат эти слова «Капля воды дороже алмаза» (Д.И.Менделеев)
- Он геолог, физик, географ, литературовед, химик (М.В.Ломоносов)
- Он впервые создал противогаз (Н.Д.Зелинский)
- Он любил заниматься пчеловодством (А.М.Бутлеров)
- Ученый, которого А.С.Пушкин назвал «Первым русским университетом» (М.В.Ломоносов)
- В честь его имени названа мазь для удаления гнойных процессов ( мазь Вишневского –Александр Васильевич Вишневский)
- Он получил в 1956 году Нобелевскую премию (Николай Николаевич Семенов)
- Основатель анилиновых красок (Николай Николаевич Зинин)
- Русский химик-органик, основатель реакции нитрования (Коновалов Михаил Иванович)
- Каким ребенком по счету был Дмитрий Иванович Менделеев в семье ?(17)
- В 1863 году создал электрохимический ряд напряжений металлов (Николай Николаевич Бекетов)
- Назовите фамилии трех ученых-химиков, которых звали Николай Николаевич (Семенов, Зинин, Бекетов)
- Профессор химии, доктор медицины и композитор (Александр Порфирьевич Бородин)
- Создатель теории органических соединений (Александр Михайлович Бутлеров)
- С юности у нее была мечта синтезировать фосфорный аналог синильной кислоты, однако мечте не суждено было сбыться. Она отравилась очень токсичным веществом фосфороводородом. Кто она ? (Вера Евстафьевна Богдановская)
- В 1891 году при испытаниях пикриновой кислоты от взрыва погиб преподаватель химии, автор первого России «Сборника задач по химии с объяснением их решений». Кто он? (Семен Васильевич Панпушко)
- Много бед принесло ученым и изучение явления радиоактивности. Кто из русских ученых этим занимался и получил сильное облучение. (Мария Кюри)
- Он получил сильный яд, от которого пострадал, получил ожоги рук и тела (Николай Дмитриевич Зелинский)
- «так вот, для меня музыка – забава, а химия – дело..», кому принадлежат эти слова?( Александр Порфирьевич Бородин)
- Русский химик, разгадавший секрет бездымного пороха (Д.И.Менделеев)
- Назовите имя первой женщины-химика, дважды награжденной Нобелевской премией (Мария Склодовская –Кюри)
- Кто из первых русских женщин в 1874 году удостоен докторской степени за исследования в области химии ? (Юлия Всеволодовна Лермонтова)
- В 1870 году первая женщина-химик была принята в Русское химическое общество . назовите ее. (Анна Федоровна Волкова)
Демонстрация опытов
Фиолетовый джинн
Надо взять стеклянный колокол или пятилитровую стеклянную банку. В небольшой фарфоровой чашке смешивают половину чайной ложки алюминиевой пудры и чайную ложку предварительно растертого в ступке сухого иода. Смесь собирают горкой и в вершине ее делают углубление, в которое приливают из пипетки, через 2-3 секунд появляется фиолетовое облачко. Вся банка или весь колокол наполняется фиолетовым дымом.
- Она жила в большой нужде. Русские химики старались помочь ей, подыскивая для нее оплачиваемые работы. Умерла она рано и в бедности. (Анна Федоровна Волкова)
- Замечательный химик, первая русская женщина, получившая диплом доктора наук. Ее отдельные труды в области органической химии, в частности химии нефти, не потеряли своего значения до наших дней. (Юлия Всеволодовна Лермонтова)
- Ещё будучи гимназистом, он устроил дома в 1874 г. небольшую химическую лабораторию, в которой проделал ряд опытов по препаративной и аналитической химии. ( Курнаков Николай Семенович)
- Что называл Ломоносов «Вратами своей учености»? (грамматика и арифметика)
- Чем занимался Д.И.Менделеев на досуге? (шил желтые чемоданы из кожи, читал былины, стихи и сказки Пушкина, любил готовить)
- Кем были родители М.В.Ломоносова (крестьяне-поморы)
- В каком году был открыт ПЗ?( 1869 году)
- Он был председателем Русского химического общества (Николай Николаевич Зинин)
- сильно интересовался химией и проводил свои первые опыты. Результатом одного из них стал взрыв, а наказанием для Александра за содеянное - заключение в карцер с дощечкой на груди «Великий химик». (Александр Михайлович Бутлеров)
- Никогда никому не отказывал. Его теплое участие к людям, желание и умение помочь каждому, принести возможную пользу, его крайняя простота в обращении, приветливость, радушие скоро сделали его имя одним из самых популярных в Медико-хирургической академии. Он удивительно умел внушать доверие, любовь и уважение(Николай Николаевич Зинин)
- Параллельно с изучением химии активно интересовался сельским хозяйством. В частности, его интересовало выращивание чая на Кавказе, садоводство и пчеловодство. Его брошюры «Как водить пчел» и «Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства» многократно переиздавались, а в 1886 году им же был основан журнал «Русский пчеловодческий листок». (Александр Михайлович Бутлеров)
- Он учится на физико-математическом факультете и в двадцать один год выходит из стен университета с золотой медалью. (Д.И.Менделеев)
- Будучи 14-летним подростком, хорошо читал, поэтому днями и ночами корпел над различными учебниками. Можно сказать, что он ревностно проглатывал одну книгу за другой, пытаясь положить в копилку знаний новую информацию.(М.В.Ломоносов)
14)Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии». (Д.И.Менделеев)
- За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две тысячи рублей. Правда, на момент выдачи денег, в царской казне были только медные монеты, поэтому Михаилу Афанасьевичу пришлось арендовать две телеги, чтобы погрузить наличность. .(М.В.Ломоносов)
- Во время вспышки в 1878 г. "ветлянской чумы" он издал совместно с доктором Отрадинским популярную брошюру "Чума в России" и тогда же составил "Практическое руководство к дезинфекции".(Владимир Васильевич Марковников)
- Был награждён орденом Ленина за "особо выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука".(Сергей Васильевич Лебедев)
- Он глубоко понимал и ценил литературу, музыку, театр. На его рабочем столе рядом с химическими журналами лежали томики Льва Толстого, Гоголя, Достоевского. Его любимыми композиторами были Бетховен, Чайковский, Рахманинов. Учёного нередко можно было видеть в театре, чаще всего во МХАТе.(Николай Дмитриевич Зелинский)
- В 1880 году он оканчивает Ярославскую гимназию с золотой медалью. (Коновалов Михаил Иванович)
- В 1867 г. Химик защитил на степень магистра химии диссертацию "О действии азотной кислоты на некоторые органические соединения двуатомной серы".(Александр Михайлович Зайцев)
- Назовите фамилии ученых-химиков, которых звали Александр Михайлович ( Зайцев, Бутлеров)
- У каких ученых-химиков жизнь закончилась в феврале? (Зинин, Марковников)
- Кто является рекордсменом по продолжительности жизни среди женщин-химиков (Лидия Карловна Лепинь 94 года)
- Долгожители среди мужчин-химиков ( Георгий Леонтьевич Стадников -93 года, Григорий Алексеевич Разуваев – 94 года)
- Он прожил всего 47 лет. Соединения со ртутью и с цианистыми соединениями сократили ему жизнь( Товий Егорович Ловиц)
- От чего умер Дмитрий Иванович Менделеев? (от воспаления легких)
Учитель. Вы ознакомились русскими учеными химиками. Химики прошлого, жертвуя собой ради науки, на своем опыте предупреждали будущее поколение об опасности работы с некоторыми химическими веществами. Подведем итоги игры «Химический футбол».
На сегодняшний день мы видим, что достаточно большое число химиков прожили довольно долгую жизнь. Такого количества долгожителей трудно найти среди представителей других областей человеческих знаний. Так может, не так уж и вредны занятия химией, как это может показаться на первый взгляд? Конечно, на продолжительности жизни многих из них сказались занятия химией без соблюдения соответствующих мер предосторожности. Ведь на продолжительность жизни человека влияют многие факторы, среди которых наследственность, питание, болезни, несчастные случаи, травмы, стрессовые ситуации, ритм жизни, курение , тяжелая экологическая ситуация и ухудшение работы системы здравоохранения. На этой основе совершенствовались меры защиты от токсичных, взрывоопасных и радиоактивных веществ, развивалось лабораторное оборудование, разрабатывались новые безопасные методы синтеза и анализа. В настоящее время, несмотря на высокую токсичность и опасность многих веществ, химики доказали, что работа с ними может быть абсолютна безвредна, так как сейчас существуют продуманные меры предосторожности. В современном мире химия играет незаменимую роль не только в промышленности, но и в быту каждого человека. На данный момент она бурно и активно развивается и изучается, не останавливаясь ни на миг. Роль химии в жизни общества очень велика. Она применяется во всех отраслях промышленности, в природе, науки и технике. Химия настолько органично вошла в нашу жизнь, что существование человека вне химии уже нельзя представить.
« Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»(М.В.Ломоносов)
После подведения итогов делаются краткие выводы. Учитель оценивает работу всех участников команды. Для победителей звучит гимн химии и фейерверки.
Демонстрация опытов
Ферратный вулкан
Смешивают 1 г железного порошка или железной пудры с 2 г сухого нитрата калия, предварительно растертого в ступке. Смесь помещают в углубление горки, сделанной из 4-5 столовых ложек сухого просеянного речного песка, смачивают этиловым эфиром или одеколоном и поджигают. Начинается бурная реакция с выделением искр, буроватым дымом и сильным разогревом – почти полная картина вулканической деятельности!
Фейерверк над тиглем
Смешайте на сухой бумаге одинаковые массы порошков перманганата калия , древесного угля и порошка железа. Смесь насыпьте в пробирку из тугоплавкого стекла или железный тигель, поместите в кольцо или в лапку штатива и нагревайте пламенем спиртовки или газовой горелки. Вскоре из смеси начинает вылетать поток ярко светящихся частиц, настоящий «звездный дождь». Уголь и железо окисляются кислородом, выделяющимся при термическом разложении перманганата калия.
Заключение
1. Данное мероприятие способствует развитию интереса школьников к изучению предмета, доказывает, что изучение химии это интересное, увлекательное и полезное занятие.
2. Создание доброжелательной атмосферы обеспечивает творческое сотрудничество на уровне: учитель-ученик, ученик-ученик.
3. Игра заставляет задуматься ученика: чему я могу научиться у товарища, могу ли я знать больше, чем мой одноклассник, что я для этого должен сделать?
4. Ученики чувствовали себя хозяевами данного мероприятия, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.
5. Как педагог я использовала гуманистические педагогические технологии, реализовала стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся.
6. Общая атмосфера и образовательная среда игры способствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся, развитию их мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.
Литература для учителя
1.Волков Д.Н., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.:Высшая школа, 1991.
2.Манолов К. Великие химики. Т.1, 2. М.: Мир, 1985 .
3.Макареня А.А. Д.И.Менделеев- патриот своей Родины// Тобольская правда.-1999.-№19.
Литература для учащихся
1. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев: Кн.для учащихся 8-9 кл. ср.шк.- 3 –е изд., перераб.-М.:Просвещение, 1983.
2.Рогожников С.И. Сколько лет живут химики?/Журнал «Химия в школе»,№2, 1996.
3.Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. М.:
Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ«А НУ-КА, МАЛЬЧИКИ!»
В атмосфере праздника, знакомить детей с родами войск,развивать память, внимание, организованность, самостоятельность, умение согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответст...
Методическая разработка по теме "Футбол"
Общая физическая подготовка с элементами футбола...
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...
Методический план-конспект по футболу в формате 6 х 6
Тема: Отработка схемы игры при атаке и при защите Цель: Совершенствовать технику игры по схемам и по позициям в формате 6х6Задачи:1) Разбор игры и нюансов при игре в а...
Базовые методические положения тренировки по футболу
статья[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"9039120","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 360px; height: 270px;"}}]]...
Методические рекомендации по разработке и апробации проекта по теме: «Капля гимназии № 12 в море чемпионата мира по футболу 2018 года» Праздник «Мы любим футбол»
Так как, одной из самых интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования и спортивные праздники, мы с коллегами, решили ...
методическая разработка "занятия по футболу в дополнительном образовании"
Создание условий для повышения физического и духовного уровня детей, развития технических и тактических способностей футболиста для достижения определенного уровня мастерства....