Конспект урока "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Цель урока:

1.Обучающая. Познакомить учащихся с определением кислот, их составом, классификацией и общими свойствами.

2.Развивающая. Продолжить работу по развитию навыков самостоятельной работы учащихся, умение обобщать и анализировать изученный ранее и приобретенный на уроке материал.

3.Воспитательная задача. Продолжить обучение учащихся в работе с лабораторным оборудованием, формирование умение экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы: обогатить их представление об общем, особенно и единичном в составе и свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения. Обратить внимание учащихся на технику безопасности и на правила работы в кабинете химии.

Оборудование:

На столе учителя: Н2SО4 и НСl - концентрированные; пробирки, сахарная пудра, лучинка, индикаторы, стеклянная палочка, аскорбиновая кислота; ацетилсалициловая кислота, яблоко; лимон; уксус.

На столе учащихся: Н2SО4 - 1:5; НС1 -1:3$; пробирки, индикаторы; табличка индикаторная; органические кислоты: лимонная, молочная; компьютер, мультимедиа проектор.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кислоты

Девиз урока:

«Знание и только знание делает человека великим и свободным»
Д.Писарев.

Цель урока:

1.Обучающая. Познакомить учащихся с определением кислот, их составом, классификацией и общими свойствами.

2.Развивающая. Продолжить работу по развитию навыков самостоятельной работы учащихся, умение обобщать и анализировать изученный ранее и приобретенный на уроке материал.

3.Воспитательная задача. Продолжить обучение учащихся в работе с лабораторным оборудованием, формирование умение экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы: обогатить их представление об общем, особенно и единичном в составе и свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения. Обратить внимание учащихся на технику безопасности и на правила работы в кабинете химии.

Оборудование:

На столе учителя: Н2SО4 и НСl - концентрированные; пробирки, сахарная пудра, лучинка, индикаторы, стеклянная палочка, аскорбиновая кислота; ацетилсалициловая кислота, яблоко; лимон; уксус.

На столе учащихся: Н2SО4 - 1:5; НС1 -1:3$; пробирки, индикаторы; табличка индикаторная; органические кислоты: лимонная, молочная; компьютер, мультимедиа проектор.

 

Здравствуйте ребята!

Я, Муруева Розалия Доржиевна - учитель химии Нижнесаянтйской СОШ.

Ребята! Когда вы чувствуете себя свободными и великими на уроке! (Когда урок выучен). Итак, эпиграфом нашего урока будут слова великого писателя Дмитрия Писарева «Знание и только знание делает человека великим и свободным». Вы согласны?

1. Актуализация знаний (все вопросы на экране)
На какие группы делятся все вещества?
Какие вещества входят в состав простых веществ?
Какие вещества называются простыми?
Какие вещества называются сложными?
Из каких классов веществ состоят сложные вещества?

И так вы на прошлом уроке изучали оксиды.
Что называется оксидами?
На какие группы делятся оксиды?

Открыли тетради, запишите дату, химический диктант:

 

Основные

Оксид натрия, Оксид Бария‚ Оксид Кальция, Оксид Меди

Кислотные

Оксид Фосфора, Оксид Углерода, Оксид Серы, Оксид Азота

Самопроверка по образцу
Вывод учителя

Новая тема урока «Кислоты».
-Записываем правило:
Что такое кислоты ?
-Ребята, откройте учебник на стр. 71 и посмотрите
«состав кислот».
-По составу кислоты делятся: на
кислородсодержащие и бескислородные.
По числу атомов водорода - на
одноосновные, двухосновные и трехосновные.

Заряды кислотных остатков зависят от количества атомов водорода, например:
НСl-С1-1; Н2S04-(S04)-2; Н3РО4-(РО4)-3.

Кислоты

Растворимые                                                                                    Нерастворимые

Неорганические (минеральные)                                                     Органические

Это кислоты, получаемые искусственно на химических заводах и очень нужны в народном хозяйстве в огромных количествах.

Это кислоты, которые встречаются в природе, они содержатся в организме.


 

Сегодня более подробно рассмотрим, почему кислоты объединяются в один класс. Что их объединяет? Вернемся к названию темы «Кислоты». Корень слова кислый -значит все кислоты кислые на вкус. Вот это общее свойство кислот.

Сейчас мы это проверим, хотя знаем, что вещества в химическом кабинете нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение правил техники безопасности.

Кислоты широко распространены в природе. Из жизненного опыта вы можете знать, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Многим плодам придают кислый вкус, содержащиеся в них кислоты: в яблоках - яблочная кислота, в лимонах - лимонная. Муравьи защищаются от врагов, выбрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты. Она же содержится в пчелином яде, и в жгучих волосках крапивы. При скисании виноградного сока образуется всем известная уксусная кислота, при прокисании молока и при квашении капусты образуется молочная кислота. Аскорбиновая кислота находится в ягодах клюквы и брусники.

Ребята, а как узнать действительно ли кислые соляная, серная кислоты? Оказывается, для определения их кислоты существуют вещества, которые называются индикаторами: фиолетовый лакмус, оранжевый метилоранж, бесцветный фенолфталеин.

Эксперимент №1: исследуем действие серной, соляной кислот на индикаторы (Учащиеся делают опыты при строгом соблюдении техники безопасности. Свои данные учащиеся сравнивают с табличными).

Эксперимент №2: даны лимонная кислота, молочная (Учащиеся делают опыты с индикаторами).

Вывод делают учащиеся: кислоты органические, неорганические изменяют
цвет индикатора...

Несмотря на общие свойства, серная кислота отличается от других, она очень опасная, поэтому работая с ней надо строго соблюдать ТБ:

1 растворение - сначала вода, потом кислота иначе случится большая вода.
(
Ученица рассказывает сказку «Приключение серной кислоты»).

2 обугливание - сахар, древесина, тряпка - проводят опыты.

Соляная кислота, концентрированная, на воздухе дымит. Этим отличается от других кислот.

Задания знатоков:

В пробирки закрытые пробками налиты концентрированные серные и соляные
кислоты. Как их отличить? Как распознать, в каком стакане вода и кислота? Почему
кислоты обладают общими свойствами?

Учащиеся ответили на все вопросы знатоков правильно.

Учитель: молодцы! Ребята, вы почувствовали себя, сегодня свободными и великими! Мне остается добавить только одно, чтобы чувствовать себя свободным и
великим нужно постоянно и всегда учиться.

Да, действительно знания и только знания делают человека свободным и великим!

Спасибо за урок!

На уроке были использованы данные таблиц, проводились экспериментальные работы‚ вопросы знатоков и инсценированная ролевая игра «Приключение серной кислоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...