Роль химии в ВОВ
статья по химии (10 класс)

Муташев Расул Курашевич

Из  опыта работы  по патриотическому воспитанию учащихся   на  уроках  химии    по  материалам  событий  в  Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Из  опыта работы  по патриотическому воспитанию учащихся   на  уроках  химии                        по  материалам  событий  в  Великой Отечественной войне.

В  2020 году  мы  будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства.

 Она. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история.

Мы, учителя , обязаны передать нашим детям то, что что пережил  наш народ . Большие возможности   имеют  школьные предметы для раскрытия героизма нашего народа. Мною собран богатый материал о роли химии  в ВОВ , о химиках, которые внесли свой посильный вклад в дело фронта, и о химии в военном деле в целом как о науке Этот материал находится в динамике на каждом моем уроке .Думаю, что использование этого материала  в работе, вызовет у наших детей позитивное отношение к изучению химии  в школе. .Роль химии в военном деле неоценима.

 Наряду  с нехваткой обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качугина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Смесь  уничтожала немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине. Основу составляет серная кислота, бертолетова соль и сахарная пудра. . Как только такая бутылка при ударе разбивается о броню, компоненты запала вступают в химическую реакцию, происходит сильная вспышка, и горючее  воспламеняется.  «Боевой счет» бутылок впечатляет:  за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили большое количество  танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, долговременных огневых точек, деревоземельных огневых точек (дзотов),  других укрепительных сооружений,  автомашин и военных складов.

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей ярким пламенем горит  запал – это загорался магний. Когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

 Большую роль в истории войны сыграли химические элементы-металлы, они помогали ковать победу над фашистской Германией.

Металл –никель в первой половине 19 века добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню.Однако позже он стал неотъемлемой составляющей орудий и танков. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков победы на военных дорогах  войны.

В огромных масштабах в годы войны выпускали стали – сплавы железа с другими металлами, которые придавали сталям новые свойства. Из    сталей с  молибденом  готовили стволы орудий, винтовок, ружей, автомобили, обшивку военных кораблей. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, из неё изготовляли солдатские каски, шлемы, бронебойные снаряды. Хромовые стали не ржавеют, идут на корпуса подводных лодок, деталей торпед, авиамоторов. С   кобальтом готовят жаропрочные стали, из них делали торпедные мины. Вольфрам  добавлялся к железу для изготовления танковой брони, торпед, снарядов, важных деталей самолетов.

В годы войны на алюминий  и на его сплавы был особый спрос.

Когда летчикам приходилось садиться на случайные площадки или, не выпуская шасси, на «брюхо», бывало, что лопасти винтов сгибались при ударе о землю. Сгибались, но не ломались! Тут же в полевых условиях их выпрямляли и снова летали с тем же винтом... Без алюминия этого бы не сделать.

Алюминиевые сплавы служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них делали детали авиадвигателей, винтов, шасси и другие.

Сплав меди и олова – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов сделаны из латуни – сплава меди с цинком. Большинство латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом дивизионе был человек, ответственный за сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку.

Металлы: олово, цинк и медь - образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники погибшим.

Целебные свойства воды, которые она приобретает после контакта с серебром, были известны давно. Серебро имеет противомикробный эффект выше, чем  многие антибиотики.

В годы войны серебряную воду использовали для лечения свищей, язв, гнойных воспалений, ожогов. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Так, при штурме Берлина 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.                                

Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых.  Полученный, Михаилом Федоровичем   Шостаковским, советским ученым-органиком , полимер винилбутилового спирта -густая вязкая жидкость, оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием  «Бальзам Шостаковского». В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами. Ученый, работавший в области органической химии, Исаак Яковлевич Постовский конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов.    В первые годы войны И.Я. Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства.

Александр Владимирович Палладин — украинский биохимик. Во  время  войны синтезировал викасол – эффективное средство при кровотечениях. .

Учёными Московского университета был синтезирован фермент тромбин – препарат для свёртывания крови.

 Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.  Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.

Никола́й Дми́триевич Зелинский — русский и советский химик-органик ,наиболее известен как создатель активированного угля, изобретатель первого эффективного противогаза , создатель отечественного синтетического топлива из углеводородов.  Он вошел в ее историю как деятель науки, который в критические моменты исторических судеб своей страны без колебания становился на ее защиту. Ему удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия.

 Никола́й Никола́евич Семёнов  — русский и советский физико-химик и педагог, один из основоположников химической физики. Внёс существенный вклад в развитие химической кинетики. Вклад академика  в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые им  с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. С самого начала войны  разработал и организовал производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под его руководством  было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов. 

Михаил Михайлович Дубинин советский физик-химик  еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты  проводил исследования  адсорбции газов, паров и растворенных веществ, твердыми пористыми телами. Он – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания

Иван  Николаевич  Назаров- советский химик-органик ..По его совету применяли клей для ремонта боевой техники. Оказалось, что некоторые ремонтные работы с помощью клея можно вести даже в полевых условиях, во фронтовых ремонтных мастерских, в передышках между боями. Клей Назарова применяли для самых различных целей: ремонта бензобаков, корпусов аккумуляторов, реставрации свёрл, точильных камней. Даже картеры моторов, головки и  рубашки блоков цилиндров на автомашинах  и танках удавалось успешно чинить с помощью этого удивительного клея. Клей склеивал всё:  металлы, пластмассы, эбонит, мрамор, фарфор, стекло, фибру – ипритом в любых условиях.

В общую борьбу народа за организацию отпора фашистским агрессорам, перестройку хозяйственной, политической и духовной жизни на военный лад для разгрома врага свой вклад внесла и интеллигенция Дагестана. Инженерно-технические работники промышленных предприятий, транспорта напряженно трудились над увеличением производственных мощностей, разработкой и освоением новых технологий, способствовавших росту выпуска военной продукции. Учителя, врачи, агрономы, инженеры и другие специалисты народного хозяйства республики не только заменяли своих товарищей, ушедших на фронт, но и проводили большую общественную работу. Военная обстановка сказалась на условиях работы интеллигенции. Численность ее значительно уменьшилась, За первые два года войны из Дагестана на фронт ушло более 3,5 тыс. учителей, много специалистов  народного хозяйства. Нехватку квалифицированных специалистов испытывали медицинские учреждения. Значительную часть врачей приходилось использовать в эвакогоспиталях, а большинство  выпускников мединститута уходило на фронт или направлялось в другие районы страны.

Результат такой работы в школе состоит в том ,чтобы  определить пути и способы совершенствования методов работы на уроках  и во внеурочной работе  по патриотическому воспитанию учащихся на примере  событий Великой Отечественной войны . На мой взгляд  такая работа существенно повлияет на духовное  развитие  личностных качеств  учащихся н на повышение их интереса к изучению химии.

                                   

              Муташев Р.К. учитель химии

 МКОУ «СОШ №10 имени А.И.Исмаилова»                                 -                                      г.Хасавюрт РД. Заслуженный учитель РД.

 Почетный работник общего образования РФ.

Победитель конкурса лучших учителей России

                         19.04.2020 год.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль химии в жизни человека"

На первом уроке химии с помощью этой презентации можно наглядно показать насколько велика роль химии в нашей жизни....

проверочная работа по теме : "Роль химии в нашей жизни" , по химии в 8 классе

Работа нацелена, как текущий контроль по теме : " Роль химии в нашей жизни"....

презентация по химии 8 класс "Роль химии в нашей жизни"

Дополнительная наглядность при объяснении нового материала никогда не бывает лишней....

Превращение веществ. Роль химии. История развития химии.

Данный урок познакомит учащихся с предметом химия, с историей её развития.  Ученикам на уроке рассказывается  о том, что представляет собой дан­ная наука сейчас;Первый вводный урок позволит ...

Презентация"Химия и война" (роль химии в Великой Отечественной войне)

В презентации отражается роль химических элементов в создании оружия,которым ковали Победу....

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни...

Урок 1. Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Методы познания в химии.

Разработка первого урока химии в 8 классе содержит подробный конспект урока, рабочий лист и домашнее задание. Урок разработан в соответствии с УМК «Химия», Габриелян О.С., Остроумов И...