Ответы к школьной олимпиаде по химии 8 класс 2018-2019
олимпиадные задания по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_olimpiada_2018-2019._8_klass._otvety.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 КЛАСС
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 1 (18 БАЛЛОВ)
- Определите символ следующего химического элемента:
H, Li, C, Ne, P…
- Найдите неизвестное слово:
АЗОТ | H, O, P, C |
ШТОРМ | K, C, P, B, Cu |
? | H, C, P, Cu |
- Найдите неизвестное слово:
КЕТОН | B, P, O, H, Be |
ЙОД | C, H, K |
? | C, H, Be |
- Найдите неизвестную формулу:
H2O | +1, +1, +8 |
CuCl2 | +29, +17, +17 |
? | +26, +26, +8, +8, +8 |
- Определите неизвестную формулу:
CO2 | 6, 8, 8 |
CaCl2 | 20, 17, 17 |
? | 20, 6, 8, 8, 8 |
- Определите неизвестную формулу:
1 2 3 4 5 | HCOOK |
2 3 4 | ? |
- Назвать неизвестный химический элемент:
1H | 8O | 15P |
13Al | ? | 5B |
- Укажите название следующего химического элемента:
Ru, S, Ti, U, Fm …
- Найдите неизвестное число:
6 | 15 | ? | ||||||||
СaCO3 | HCOH | PH3 | Na3PO4 | H2O | K2CO3 | |||||
C2H2 | H3PO4 | HCOH |
ОТВЕТЫ С ПОДСКАЗКАМИ
1.Обратите внимание: пользуясь периодической системой химических элементов, проследите закономерность увеличения числа пропущенных химических элементов между членами предложенного ряда. (Ответ: СКАНДИЙ).
2. Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует букве левой части того же ряда. (Ответ: АТОМ).
3. Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует букве левой части того же ряда. (Ответ: ИОН).
4.Обратите внимание: символу химического элемента в левой части ряда соответствует в правой части значение заряда ядра атома этого химического элемента. ( Ответ: Fe2O3).
5.Обратите внимание: какое число правой части ряда соответствует символу левой части того же ряда. (Ответ: CaCO3).
6.Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует цифрам левой части. ( Ответ: СО2).
7.Обратите внимание: число, соответствующее химическому элементу, символ которого расположен в середине ряда, равняется среднему арифметическому значений протонных чисел (порядковых номеров) элементов, расположенных в ряду по краям. (Ответ: 9F).
8.Обратите внимание: первые буквы названия предложенных химических элементов являются фрагментами алфавита. (Ответ: Cl или Cr ).
9. Обратите внимание: предложенное число соответствует значению протонного числа (порядкового номера) химического элемента, присутствующего во всех формулах ряда. (Ответ: 8 – во всех формулах присутствует атом кислорода).
За каждый правильный ответ по 2 балла.
ЗАДАНИЕ 2 (5 баллов)
1. Выберите вещество:
- спиртовка
- пробирка
- вода
- воронка
2. Относительная молекулярная масса веществ, имеющих формулу H2SO3; Al(NO2)3 соответственно равна:
- 49; 76
- 82; 165
- 25; 44
- 96; 342
3. Выберите сложное вещество:
- азот
- натрий
- уксусная кислота
- хлор
- озон
4. Элементы одного периода
- калий, кальций, медь
- водород, литий, калий
- натрий, магний, кальций
- гелий, неон, аргон
5. Что означают записи 5H2; 3O:
- 5 молекул водорода и 3 атома кислорода
- 5 молекул водорода и 6 атомов кислорода
- 5 атомов водорода и 2 молекулы кислорода
- 5 атомов водорода и 3 молекулы кислорода
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Ответы:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 |
ЗАДАНИЕ 3 (17 БАЛЛОВ)
Ответьте на вопросы:
- …самый распространённый на Земле (кислород)
- …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
- …самый распространённый в космосе (водород)
- самый лёгкий газ (водород)
- Назовите один элемент, названный в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
- Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
- Металл, вызывающий лихорадку. (золото)
- Мельчайшая химически неделимая частица. (атом)
- Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». (серебро)
- Основатель ятрохимии в 16 веке. Замечательный врач. Его идеи способствовали быстрому развитию фармакологии. (Парацельс)
- Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров. (углекислый газ)
- Какой химический элемент назван в честь России? (рутений)
- Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта? (каким был отравлен) (мышьяк)
- Какая вода содержит меньше всего примесей? а) морская, б) дождевая, в) речная, г) минеральная. (дождевая)
- Сколько всего в периодической системе химических элементов неметаллов? (22)
- Какой неметалл алхимики назвали «желчью бога Вулкана»? (сера)
- Неметалл, известный с древнейших времен. Простое вещество используют для приготовления красок, косметических и медицинских препаратов, уничтожения вредных насекомых. (сера)
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
ЗАДАНИЕ 4 (15 БАЛЛОВ)
Определите, о каком металле идет речь.
1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)
2. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото.Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны.Кто я? (Железо)
3. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)
За каждый правильный ответ по 5 баллов.
ЗАДАНИЕ 5 «ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК» (10 баллов)
Человечество использует много разных языков. Кроме естественных языков (японского, английского, русского – всего более 2,5 тысяч), существуют еще и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Так, в химии используется свой, химический язык. Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации. Для удобства ученые всего мира используют единые знаки для обозначения химических элементов, но названия в некоторых языках отличаются. Попробуй соедини химический элемент и его название на английском, немецком и французском языках:
Символ элемента (первоначальное происхождение) | Название на английском языке | Название на немецком языке | Название на французском языке |
Fe (от латинского «меч») | А) Sulfur | А) Sauerstoff | А) Oxygene |
С (от латинского «уголь») | Б) Mercury | Б) Queksilbe | Б) Mercure |
S (oт санскриттского «горючий порошок») | В) Iron | В) Eisen | В) Fer |
Hg (от лат. «жидкое серебро») | Г) Oxygen | Г) Kohlenstoff | Г) Soufre |
О (От греч. «рождающий кислоты») | Д) Carbon | Д) Schwefel | Д) Carbone |
ОТВЕТ
- Fe: В) В) В)
- C: Д) Г) Д)
- S: А) Д) Г)
- Hg: Б) Б) Б)
- O: Г) А) А)
Рекомендации по баллам:
2 балла за 3 верных ответа по строке,
1 балл за 2 верных ответа в строке,
0,5 балла за 1 верный ответ в строке
ЗАДАНИЕ 6 (10 баллов)
Напишите формулы соединений, пользуясь периодической системой химических элементов, в состав которых входят:
а) один атом углерода и один атом кислорода,
б) один атом углерода и два атома кислорода,
б) один атом углерода и четыре атома водорода.
В каком из предложенных соединений массовая доля углерода больше? Ответ подтвердите расчетами.
ОТВЕТ
а) СО (1б)
б) СО2 (1б)
в) СН4 (1б)
Формула для расчета массовой доли элемента в соединении:
ⱳ(эл.) = Аr(эл.) ∙ n(эл.)∕Mr (соед.)
а) ⱳ(С) = 12 ∕28 = 0,4286 (42,86%) (2б)
б) ⱳ(С) = 12 ∕44 = 0,2727 (27,27%) (2б)
в) ⱳ(С) = 12∕16 = 0,75 (75%) (2б)
В метане (СН4) углерода содержится больше, чем в других выше перечисленных соединениях. (1б)
ЗАДАНИЕ 7(5 баллов)
Почему некоторые лекарства продаются в аптеках в пузырьках темного цвета?
ОТВЕТ
Многие вещества под воздействием света могут разрушаться, в результате чего утрачиваются лечебные свойства веществ, поэтому во избежание этого процесса некоторые лекарственные препараты хранят в бутылочках из темного стекла.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 8 (8 баллов)
Пустую колбу закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили в стакан с водой (см. рисунок 1). Когда колбу плотно обхватили рукой, то из отверстия трубки начали выделяться пузырьки газа (см. рисунок 2).
1) Почему выделяются пузырьки газа, когда колбу обхватывают рукой? Какой газ выделяется?
2) Выделение газа из газоотводной трубки в данном случае является физическим или химическим явлением? Ответ поясните.
3) Ученик собрал прибор, описанный в условии задачи (колба с пробкой и газоотводной трубкой). Однако, как он ни старался обхватить колбу рукой, пузырьки газа из газоотводной трубки не выделялись. Предложите возможное объяснение такого результата.
4) Возможно ли эксперимент провести так, чтобы вода из стакана начала засасываться по трубке в колбу? Если да, то опишите, как это можно сделать. Не разрешается разбирать прибор и заполнять его специально каким-либо газом.
ОТВЕТЫ
1) От тепла руки нагреваются стенки колбы и газ внутри колбы. При нагревании (если давление практически не изменяется) газы расширяются, их объём увеличивается. (2 балла)
Выделяются пузырьки воздуха, т.е. того газа, которым была заполнена колба (и газоотводная трубка) до опыта. (1 балл)
2) Это физический процесс, т.к. газы, входящие в состав воздуха, не претерпевают никаких химических превращений. Увеличивается только объём воздуха. (1 балл)
3) Возможно, ученик собрал негерметичный прибор. Воздух мог проходить через неплотное соединение колбы с пробкой или пробки с газоотводной трубкой. Другое возможное объяснение связано с тем, что колба была предварительно нагрета. Тепла руки было недостаточно. (2 балла за любое разумное и обоснованное объяснение)
4) Да, возможно. Для этого колбу нужно охладить, например, льдом или холодной водой. Также колбу можно предварительно нагреть, а затем опустить конец газоотводной трубки в стакан с водой. (2 балла за любой разумный вариант)
ЗАДАНИЕ 9 (12 баллов)
Как разделить смесь железа, парафина, поваренной соли, речного песка и древесных опилок? Опишите свои действия по выделению каждого компонента.
ОТВЕТЫ
Железо необходимо собрать магнитом. (2 балла)
Оставшуюся смесь – в воду. Песок осядет, соль растворится в воде, парафин и опилки будут плавать на поверхности. (2 балла)
Солевой грязный раствор профильтровать – на фильтре останется песок. (2 балла)
Солевой раствор выпарить – выделятся кристаллы соли на поверхности чашки. (2 балла)
Смесь парафина и древесных опилок опустить в масло: парафин пойдет на дно (2 балла), а древесные опилки всплывут (2 балла).
Возможно использование любого разумного варианта объяснения разделения смеси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
36 участников, 2 победителя, 15 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год.
36 участников, 2 победителя, 15 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год....
17 участников, 1 победитель. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год
17 участников, 1 победитель. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ»2018-2019 учебный год...
29 участников, 2 победителя, 10 призеров.. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год
29 участников, 2 победителя, 10 призеров.. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ»2018-2019 учебный год...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике для учащихся 8 классов, 2018-2019 уч.г.
Олимпиадные задания предназначены для проведения школьного этапа олимпиадытсреди учащихся 8-ых классов. к заданиям прилагаются решения и критерии оценивания....
Ответы к школьной олимпиаде по химии 8 класса 2017-2018 учебного года
Ответы к школьной олимпиаде ...
Школьная олимпиада по химии 8 класс 2018-2019
Материал для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 8 классах...
Приказы УО «Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников» 2017-2018, 2018-2019, 219-2020, 2020-2021
Приказы УО «Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников»...