Амины
план-конспект урока по химии (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aminy_razrabotka_uroka_na_28.02.19.docx | 94.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Амины.
Цели урока:
- образовательные: рассмотреть строение, классификацию и свойства класса аминов; закрепить знания учащихся о причинах многообразия аминов; познакомить с областями применения аминов;
- развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию;
- воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность.
Тип урока: урок получения новыхзнаний.
Организационная форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, частично-поисковый.
Обеспечение урока:
- техническое: ПК, проектор;
- наглядное: презентация к уроку; Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2013.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, садитесь!
Сегодня мы продолжаем изучение органических соединений и рассмотрим тему «Амины» и разберемся, какие химические элементы входят в состав аминов.
- Изучение нового материала.
План урока.
- Понятие об аминах.
- Номенклатура.
- Классификация.
- Изомерия.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Получение.
- Применение.
- Понятие об аминах.
Скажите, с названием какого неорганического вещества созвучно название амины? Аммиак.
Назовите формулу аммиака ?NH3.
Обратите внимание на экран (слайд ), на нем изображена структурная формула аммиака.
А что вы знаете об этом веществе? Это бесцветный газ с резким характерным запахом, легко сжижающийся в бесцветную жидкость при повышении давления.
Как вам кажется, какие химические элементы будут входить в состав аминов? Углерод, водород и азот.
Давайте попробуем составить формулы аминов, а для этого нам нужно заменить атомы водорода в аммиаке на углеводородный радикал, например, на простейший метил CH3. (составление формулы аминов у доски).
Как вы думаете, что такое амины? Сформулируйте определение аминов, исходя из полученного.
Амины - это производные аммиака, в которых один или несколько водородов заменены на углеводородный радикал.
Общая формула аминов с углеводородным радикаломалкил:
- Номенклатура.
Давайте попробуем назвать эти амины, учитывая некоторые правила:
1. В большинстве случаев названия аминов образуют из названий углеводородных радикалов и суффикса амин.
2. Различные радикалы перечисляются в алфавитном порядке.
3. При наличии одинаковых радикалов используют приставки ди и три.
CH3-NH2 метиламин
CH3 -NH-CH3диметилэтиламин
(CH3)3-N триметиламин
Радикал метил, он один, название амина – метиламин.
Если радикала два, и они одинаковые, то диметиламин.
Если три водорода замещены на одинаковые радикалы – триметиламин.
Назовите самостоятельно:
Проверка с места правильность названия веществ.
- Классификация.
Далее рассмотрим классификацию аминов.
Классификация аминов по числу замещенных атома водорода:
- Первичные (один углеводородный заместитель);
- Вторичные (два радикала);
- Третичные (три радикала).
Классификация по строению углеводородного радикала:
- Алифатические (не циклические, не содержат ароматических связей);
- Алициклические (содержат цикл в составе);
- Ароматические (содержат ароматическое кольцо);
- Смешанного типа.
На сегодняшнем занятии мы рассматриваем алифатические (алкильные) амины.
- Изомерия.
Далее рассмотрим изомерию, но сперва вспомним, что собой представляют изомеры.
Изомерия аминов:
- Изомерия углеводородного радикала;
- Положения аминогруппы;
- Изомерия аминогруппы, связанная с изменением степени замещённости атомов водорода при азоте.
Задание. Попробуйте составить по 2 возможные формулы аминов и назвать полученные вещества, если молекулярная формула аминаC4H11N.
Задание на 2-3 минуты, потом проверка. Работа у доски одного ученика.
- Физические свойства.
По аналогии с аммиаком низшие амины (метиламин, диметиламин, триметиламин) – газы, пахнут аммиаком, хорошо растворимы в воде. Из-за запаха низшие амины долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 году французский химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа.
Средние амины (при увеличении атомов углерода в радикале, начиная с трех, кроме триметиламина) – жидкости, высшие (более 10 атомов углерода в радикале) – твердые вещества, при этом с ростом углеводородного радикала растворимость аминов уменьшается.
Из-за наличия водорода в первичных и вторичных аминах при азоте амины могут образовывать водородные связи с кислородом воды и другими аминами.
Как вы думаете, растворы аминов имеют какую реакцию среды – кислую, нейтральную или щелочную, и почему? Как и аммиак, растворы аминов показывают щелочную среду: лакмус окрашивают в синий цвет, так как аммиак с водой образует гидроксид аммония (неустойчивое соединение), точно так же и амины образуют с водой гидроксиды алкиламмония.
- Химические свойства.
- Взаимодействие с водой. По аналогии с аммиаком, который может образовывать связи по донорно-акцепторному механизму, точно так же из-за наличия общей неподеленной пары электронов амины могут реагировать с водой с образованием гидроксидов алкиламмония. Рассмотрим на примере образования гидроксида метиламмония.
NH3 + H2O → NH4OH
R-NH2 + H2O → [R-NH3]+OH-
Вопрос: как вам кажется, алифатические амины сильнее или слабее проявляют основные свойства по сравнению с аммиаком?
Алифатические амины – более сильные основания, чем аммиак, т.к. алкильные радикалы увеличивают электронную плотностьна атоме азота(смещается к азоту). По этой причине электронная пара атома азота удерживается менее прочно и легче взаимодействует с протоном.
Ароматические амины являются более слабыми основаниями, чем аммиак, поскольку неподеленная электронная пара атома азота смещается в сторону бензольного кольца, вступая в сопряжение с его π-электронами.
C6H5NH2< NH3< RNH2< R2NH < R3N
основные свойства усиливаются, из-за влияния типа и числа радикалов.
- Взаимодействие с кислотами(донорно-акцепторный механизм):
CH3-NH2 + H2SO4→ [CH3-NH3]HSO4(соль - гидросульфатметиламмония)
или
2CH3-NH2 + H2SO4→ [CH3-NH3]2SO4(соль - сульфат метиламмония)
Соли неустойчивы, разлагаются щелочами:
[CH3-NH3]2SO4 + 2NaOH → 2CH3-NH2↑ + Na2SO4 + H2O
Способность к образованию растворимых солей с последующим их разложением под действием оснований часто используют для выделения и очистки аминов, не растворимых в воде. Например, анилин, который практически не растворяется в воде, можно растворить в соляной кислоте и отделить нерастворимые примеси, а затем, добавив раствор щелочи (нейтрализация водного раствора), выделить анилин в свободном состоянии.
Образование диметиламина и его горение (видео).
[(CH3)2-NH2]Сl + NaOH → (CH3)2-NH↑ + NaСl + H2O
- Реакция горения (полного окисления) аминов на примере метиламина:
4СH3NH2 + 9O2→ 4CO2 + 10H2O + 2N2
При горении аминов образуется углекислый газ, пары воды и азот как простое вещество.
- С галогенпроизводными (для получения вторичных и третичных аминов).
СH3NH2+ СH3Cl→СH3-NH-СH3 + HCl
Точно так же диметиламин будет взаимодействовать с метилхлоридом.
- С азотистой кислотой (HNO2):
Первичные алифатические амины c HNO2 образуют спирты:
R-NH2 + HNO2→ R-OH + N2↑ + H2O
Вторичные амины (алифатические и ароматические) под действием HNO2 превращаются в N-нитрозопроизводные (вещества с характерным запахом):
R2NH + H-O-N=O → R2N-N=O + H2O (диалкилнитрозамин)
Реакция с третичными аминами приводит к образованию неустойчивых солей.
- Получение аминов:
- Восстановление нитросоединений:
СH3-NO2 + 6[H] t,kat-Ni→ СH3-NH2 + 2H2Oили
СH3-NO2 + 3H2t,kat-Ni→ СH3-NH2 + 2H2O
- Нагреванием галогеноалканов с аммиаком под давлением (промышленный способ).
CH3Cl + 2NH3t, ↑p→ CH3-NH2 + NH4Cl
- Действие щелочей на соли алкиламмония (лабораторный способ) (получение первичных, вторичных, третичных аминов):
[R-NH3]Сl + NaOHt→ R-NH2 + NaCl + H2O
- Пропусканием паров спирта и аммиака при 300оС над катализатором.
С2Н5ОН + NН3 → С2Н5-NН2 +Н2О
- Применение.
Амины используют при получении лекарственных веществ, красителей и исходных продуктов для органического синтеза. Гексаметилендиамин при поликонденсации с адипиновой кислотой дает полиамидные волокна.
Анилин находит широкое применение в качестве полупродукта в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).
- Заключение.
Проведем самопроверку по изученному материалу. Проверочная работа в тестовой форме, первые три задания – 1 правильный ответ, 4 и 5 задания – по 3 правильных ответа (1-2 минуты).
Обменялись работами проверили друг друга.
Домашнее задание:
§ 16, задание № 7 (после параграфа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Амины" 10 класс
Тест составлен в 4 вариантах и предназначен для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по химии....
Методическая разработка урока по органической химии "Амины"
Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...
"Амины: состав, строение.свойства", 11 класс
"Амины", 11 класс, учебник Гузей Л.С....
Презентация "Амины",11 класс
Презентация к уроку химии "Амины", 11 класс....
АМИНЫ. АНИЛИН. 10 класс
АМИНЫ. АНИЛИН Цель: Дать понятие об аминах, их классификации, изомерии, номенклатурах и свойствах в сравнение с аммиаком. Рассмот¬реть способы получения аминов и особенно анилина.Амины• азо...
Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"
Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...
Разработка урока по теме: "Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда"
Тема "Амины" рассматривается в разделе Азотсодержащие органические вещества. Основная познавательная задача этого раздела состоит в ознакомлении со строением и свойствами белков. К более сознате...