Конспект урока "Азот и фосфор"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Рупас Оксана Анатольевна

Конспект урока -игры по теме "Азот и фосфор" в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_himii.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

 "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ г.о.ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

КОНСПЕКТ УРОКА-ИГРЫ

на тему: «Азот и фосфор»

 

10 класс

              Разработала и провела:  

Рупас Оксана Анатольевна,

 учитель химии

Подольск, 2019                 


Цели:

  • Образовательная: обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора; расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека;
  • Развивающая: развить практические умения определять вещества по качественным реакциям.
  • Воспитательная: формировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы.

Тип урока: урок-игра

Методы: словесные (рассказ, беседа), частично-поисковые, демонстрационные, игровые.

Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)

Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят творческие отчёты или презентации об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор).

Ход урока


Жизнь учит только тех,

кто её изучает.

(В. Ключевский)

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку)

Учитель. Сегодня мы проводим урок под девизом: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”, и это не случайно. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых шла речь в данной теме, очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие конкурсы ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов.


  1. Проведение урока-игры

1 гейм. Гонка за лидером.

1. Группы представляют творческий отчёт об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Ответственный – “лидер” группы.

  1. Групповой тест.

Тест для команд.

Где больше всего азота:

А) в почве; Б) в воздухе; В) в воде; Г) в космосе.

Каково содержание азота в воздухе:

А) 21%; Б) 1%; В) 78%; Г) 70%.

Какова роль азота воздуха для человека:

А) служит для дыхания; Б) входит в состав важных биологических веществ;

В) является инертной средой для организма.

Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:

А) N2 NO NO2 HNO3; Б) N2 NH3 NH4OH; В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.

Выберите формулу аммиака:

А) N2; Б) NO2; В) NH3; Г) HNO3.

Какая реакция называется “дым без огня”:

А) взаимодействие аммиака с водой; Б) взаимодействие аммиака с кислотой;

В) горение аммиака.

Как в лаборатории можно собрать аммиак:

А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз; Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх; В) способом вытеснения воды.

Какое соединение входит в состав дымного пороха:

А) KNO3; Б) NH3; В) HNO3.

Какое вещество называется “бурый газ”:

А) NO; Б) NH3; В) NO2; Г) N2.

Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:

А) красный; Б) белый; В) чёрный.

Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.

2 гейм. Заморочки из бочки.

Группа отвечает на один занимательный вопрос. Номер вопроса вытягивает из бочонка, отсюда и название.

1)Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

(Азот)

2)У меня дурная слава:

Я – известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит.

(Мышьяк)

3)Найди меня. Я газ. Я прост.

Я рыжий, словно лисий хвост.

Я образуюсь из нитрата,

А в воздухе – из газа-брата.

А если встречусь я с водой, то стану сильной кислотой.

(Диоксид азота, бурый газ)

4) В печи однажды проклят

Аммония нитрат.

Теперь я газ. Прощай, нитрат!

Признаться, я не рад…

Но ни людей, ни печь я в этом не виню;

Наоборот, развеселю и даже… опьяню!

(Оксид азота (I) – “веселящий газ”)

Оценка – 3 балла и +1 балл за дополнение.

3 гейм Тёмная лошадка.

Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, серной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.

Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение, максимально – 6 баллов.

Инструктивная карточка. (Выдаётся слабым группам в случае необходимости)

Качественное определение хлоридов, сульфатов и нитратов.

1. Вам выданы кристаллические вещества. Разделите их на две порции, одну из которых растворите.

2. Распознавание сульфат- иона SO42–. К растворам солей добавьте нитрат бария. В той порции, где выпал белый осадок – сульфат.

3. Качественная реакция на хлорид-ион С1–. К другим раствора добавьте также раствор нитрата серебра (немного, реактив дорогой!). Белый хлопьевидный осадок укажет вам на хлорид.

4. Качественная реакция на нитрат-ион NО3–. К кристаллам нитрата натрия добавьте металлическую медь (немного!) и каплю (стеклянной палочкой!) концентрированной серной кислоты (осторожно!). Подождите начала реакции. Если реакция не идёт, смесь слегка нагрейте.

4 гейм. Дальше, дальше…

Группа отвечает, не раздумывая, на 5 вопросов.

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.

Блиц – вопросы

1. Соли азотной кислоты.

2. Фамилия купца-алхимика, открывшего секрет получения фосфора.

3. Как действует азотная кислота на белки?

4. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?

5. Назовите азотные удобрения.

6. Как переводится название элемента “азот” и почему он так называется?

7. Что такое “царская водка”?

8. Как называется свойство веществ впитывать в себя влагу?

9. Какие аллотропные видоизменения фосфора вам известны?

10. В состав каких биологически важных веществ входит азот?

11. Каково латинское название элемента азота?

12. В состав каких почвенных ионов входит азот?

13. Почему “царская водка” так называется?

14. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

15. Назовите фосфорные удобрения.

16. Какие соединения называют селитрами?

17. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

18. Как “по-химически” называется нашатырный спирт?

19. Как первоначально называли спички из безопасного красного фосфора?

20. Назовите калийные удобрения.

21. Что в переводе с латинского означает “фосфор”?

22. Какой катализатор используется в производстве аммиака?

23. Как называется опыт взаимодействия аммиака с кислотой?

24. Каков состав дымного пороха?

25. Назовите комплексные удобрения.


  1. Заключение

Вот и подошла к концу наша игра. Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:

  1. 1 – мне было комфортно на уроке
  2. 2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы
  3. 3 – я принимал активное участие во всех этапах урока
  1. Домашнее задание

Подготовить сообщение о соединениях азота – первый и второй уровень;

составить задачу на выход продукта реакции и решить её – третий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"

Презентация к уроку химии 9 класса  "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...

«Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» с презентациейТема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ф...

Конспект урока: "Соединения фосфора"

Данный ресурс представляет собой конспект урока по теме : "Соединения фосфора". Урок расчитан на знания учащихся 9  класса....

презентация "Фосфор, соединения фосфора"

слайды к урокам 9 класс по теме "Фосфор, соединения фосфора"...

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...