Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ammiak.doc | 68 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_ammiak.ppt | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий по теме «Аммиак». 9 класс
Цель: изучить строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей происхождения химического названия аммиака; изучить строение молекулы аммиака, способы получения аммиака, его физические свойства; спрогнозировать химические свойства аммиака на основании строения его молекулы; рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком; продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций; рассмотреть практическое использование аммиака.
Развивающие: развивать память и внимание; формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии; учить применять знания в новой ситуации; продолжить развитие умений выделять главное в изучаемом учебном материале; формировать умение работать самостоятельно, делать самостоятельные выводы и обобщения; совершенствовать навыки работы с электронным учебником, тестами, Skype.
Воспитывающие: формирование познавательного интереса к предмету, воспитание бережного отношения к здоровью и к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный с использованием дистанционных образовательных технологий, интернет-ресурсов.
Форма урока: дистанционный урок.
Методы обучения: иллюстративно-объяснительные, проблемные, частично-поисковые.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, электронные ресурсы, Skype, электронный учебник - «Химия 9 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, электронные ресурсы с сайта http://school-collection.edu.ru, презентация Power Point, видеофайлы с демонстрационными опытами.
Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение работать в Skype, выходить в интернет, работать с файлами, делать скриншоты.
Тип доставки учебного материала: дистанционно с использованием Skype, электронного учебника, интернет-ресурсов.
Структура дистанционного урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре мя |
1 | Организационный | Вход в Skype; Приветствие ученика. Проверка связи, звука, изображения. | Вход в Skype; Приветствие учителя; | 3 мин. |
2 | Актуализа ция знаний | Беседа с учащимся по вопросам изученной темы. | Отвечает на вопросы. | 4 мин. |
3 | Постановка целей урока | Постановка проблемных вопросов, формулирует цели урока. | Тему урока записывает в тетрадь. | 3 мин. |
4 | Изучение нового материала | Изложение нового материала с применением презентации Power Point и видеофайлов. | Работает с текстом, со схемами, отвечает на вопросы, записывает необходимые тезисы и химические уравнения в тетрадь. | 10 мин. |
Физминутка | Инструктаж. | Выполняет упражнения для глаз. | 2 мин. | |
5 | Изучение нового материала (продолже ние) | Изложение нового материала с применением презентации Power Point. | Работает с текстом, отвечает на вопросы, записывает химические уравнения в тетрадь. | 8 мин. |
6 | Физминутка | Инструктаж. | Выполняет двигательные упражнения. | 2 мин. |
7 | Проверка первичного усвоения материала | Проводит тестирование по изученному материалу, задает проблемный вопрос. | Выполняет устно тест. Отвечает на проблемный вопрос. | 3 мин. |
8 | Рефлексия. Домашнее задание. | Проводит анализ урока; инструктирует по выполнению домашнего задания. | Самоанализ работы на уроке; записывает домашнее задание, уточняет способы выполнения работы. | 4 мин. |
9 | Завершение урока | Прощается с учащимся; выходит из Skype. | Прощается с учителем; выходит из Skype. | 1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход в Skype. - Здравствуй, Виктория! Сегодня на уроке химии мы будем работать в дистанционной образовательной среде и использовать разные электронные ресурсы.
2. Актуализация знаний.
Прежде, чем мы с тобой начнем разбирать новую тему, давай повторим, что ты узнала и запомнила на предыдущем уроке. Включи демонстрацию своего экрана, открой "Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева".
1) Дай общую характеристику подгруппе азота.
2) Назови химические формулы высшего оксида и летучего водородного соединения азота.
- Спасибо, Виктория! Отключи демонстрацию экрана, теперь я включу демонстрацию своего экрана.
3. Постановка цели урока, определение темы урока.
Летучее водородное соединение азота называется аммиак. - Виктория, прочитай текст об истории происхождения этого названия (слайд 2).
Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрёстке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова «амониан». Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали минерал нашатырь – хлорид аммония NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак. Чем нашатырный спирт отличается от нашатыря? Какие области применения аммиака существуют в современном мире? Сегодня на уроке ты узнаешь об аммиаке, его составе и строении, о способах его получения, о его свойствах и, конечно же, о применении (слайд 3).
4. Изучение новой темы.
Начнем с изучения состава и строения аммиака.
Химическая формула аммиака - NH3 (слайд 4). Его молекула состоит из одного атома азота и трех атомов водорода.
- Давай вспомним, сколько электронов на последнем уровне атома азота.
На последнем уровне азота 5 электронов, при этом два из них спарены, три неспаренных.
- А сколько электронов имеет водород?
Один. Спасибо.
- Как образуется молекула аммиака?
3 неспаренных электрона азота объединяются с 3-мя электронами водорода,
и образуется три общих электронных пары.
- В сторону какого элемента в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему?
Конечно, азота, так как он более ЭО.
Сделаем вывод: в молекуле аммиака есть три ковалентные полярные связи, образованные за счет общих электронных пар и на атоме азота имеются два неподеленных электрона.
- Сделай скриншот экрана, Вика.
В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды, в вершине которой расположен атом азота, а в основании — три атома водорода (слайд 5).
А теперь рассмотрим способы получения аммиака (слайд 6).
В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ:
N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q
Эта реакция обратимая.
- Какие условия нужно создать для смещения химического равновесия вправо, используя принцип Ле-Шателье?
Так как реакция экзотермическая и протекает с уменьшением объёма, то проводить её нужно при более низких температурах и высоком давлении.
- Виктория, запиши в тетрадь: "Получение: 1) в промышленности", а далее - уравнение реакции и необходимые условия : ↓tº и ↑P
Действительно, оптимальные условия для промышленного способа получения аммиака:
температура – 450-500 ˚С,
давление – 25-30 МПа (слайд 7)
Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония (слайд 8).
Например, действие гидроксида кальция на хлорид аммония:
2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + СaCl2+ 2H2O
- Вика, прочитай уравнение этой реакции, используя химические названия веществ. Хорошо!
О чем свидетельствует положение пробирки, в которую собирают аммиак?
Верно, о том, что аммиак легче воздуха.
-Запиши в тетрадь: " 2) в лаборатории:", а далее - уравнение.
- А теперь прочитай о физических свойствах аммиака (слайд 9). Сделай скриншот!
- Виктория, давай спрогнозируем химические свойства аммиака на основании строения его молекулы(слайд 10).
Молекула аммиака полярна. Общие электронные пары в молекуле смещены к более электроотрицательному атому азота. Он заряжен частично отрицательно, а атомы водорода — частично положительно.
В какие химические реакции будет вступать аммиак, благородя наличию неподеленной электронной пары на атоме азота?
Наличие неподеленной электронной пары на атоме азота в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода H + , т.е. реагировать с водой и с кислотами (слайд 11).
H +
N•• + H+ → N [NH4]+
H H H H H H ион аммония
Такой механизм образования связи называется донорно-акцепторным. 5. Физминутка «Упражнение для глаз» 1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно сосчитай до 5. Повтори 4 раза. 2. Крепко зажмурь глаза (считай до 3), открой и посмотри вдаль(сосчитай до 5). Повтори 4-5 раз. 6. Изучение нового материала (продолжение) - Посмотри демонстрации опытов "Растворение аммиака" и "Взаимодействие аммиака с кислотами"(видеофайлы). - Запиши в тетрадь: "Химические свойства" и далее... закончи уравнения реакций (слайд 12). Химические свойства Для аммиака характерны:
1) реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение);
а) с водой основание:
NH3 + H2O → ? (NH4OH или NH3·H2O)
(HOH)
б) с кислотами соли аммония:
NH3 + HCl → ? (NH4Cl)
NH3 + H2SO4 → ? ((NH4)2SO4)
- Прочти стишок! (слайд 13)
Добрый старый аммиак,
Он богач, и он добряк,
Богат неподелёнными
Своими электронами,
Но только, вот беда, ему
В растворе скучно одному.
Он погулять готов всегда:
Там кислота, а тут вода…
Потом, обобранный до нитки,
Он плачет: «Где мои пожитки?
Какое это беззаконие:
Стал катионом я аммония!».
- Продолжим, Вика, изучение химических свойств аммиака (слайд 14).
2) реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления):
а) без катализатора:
аммиак + кислород азот + вода
б) с катализатором:
аммиак + кислород оксид азота (II) + вода
- Сделай скриншот! Потом перепишешь в тетрадь!
-3 0 0 -2
4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O (слайд 15)
-3 0
2N - 6ē → N2 4 2 восстановитель
0 -2
O2 + 4ē →2O 6 3 окислитель
? NH3 + ? O2 → ? NO + ? H2O
- Сделай скриншот, Вика! После перепишешь и доделаешь второе уравнение - расставишь коэффициенты методом электронного баланса.
Итак, мы познакомились со свойствами аммиака. А какое же применение находит это вещество в нашей жизни?
- Прочитай, Вика! (слайды 16, 17)
Аммиак используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других продуктов химической промышленности.
Жидкий аммиак используют в качестве растворителя, а в холодильной технике используется в качестве холодильного агента.
В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты; а также наружно - в виде примочек при укусах насекомых; растирания аммиачным линиментом при невралгиях и миозитах; для обработки рук хирурга.
Резкий запах аммиака способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.
При неправильном применении может вызвать рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации) или ожоги пищевода и желудка (в случае приёма внутрь неразведённого раствора).
7. Физминутка (двигательная) Раз - подняться, потянуться, На четыре - руки шире,
Два - нагнуться, разогнуться, Пять, шесть - тихо сесть.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
8. Проверка усвоения и осмысления материала. - Вика, я предлагаю тебе вспомнить всё, о чём ты узнала сегодня на уроке и выполнить небольшой тест (слайд 18).
1) Аммиак ____________ растворяется в воде.
2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
3) Под действием аммиака влажная лакмусовая бумажка меняет свою окраску на ________________.
4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого ____________________________________.
5) Аммиак в реакциях с кислородом проявляет свойства ______________________.
- Так чем отличается нашатырный спирт от нашатыря?
Правильно, нашатырный спирт - это водный раствор аммиака, а нашатырь - хлорид аммония - кристаллическое вещество. Но оба имеют резкий запах аммиака. В старину пожилые светские дамы, да и молоденькие девушки в узких корсетах, опасаясь обморока в духоте бального зала, всегда имели при себе флакончики с «нюхательной солью» – нашатырем.
7. Рефлексия. Домашнее задание. - Что нового ты узнала сегодня на уроке? Было ли тебе интересно? Итак, сегодня на уроке ты узнала, что такое аммиак, какими свойствами он обладает, как его получают и где применяют. Оценка за урок:_______ Молодец! Оценку поставь себе в дневник. Когда будешь присутствовать на классном часе, подойдёшь ко мне за подписью.
Домашнее задание: §17, сделать записи со скриншотов в тетрадь, доделать 2 уравнение ОВР. Запиши в дневник!
8. Завершение урока.
Прощание, выход из Skype.
- Урок окончен. До свидания, Виктория!
Источники информации
1. Аммиак - урок. Химия 8-9 класс. https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/khimiia-nemetallov-157456/azot-i-ego-soedineniia
2. Аммиак - Википедия. https://ru.wikipedia.org
3. Урок №28. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na- urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/ammiak
4. Методическая разработка урока по теме "Аммиак". 9-й класс
https://открытыйурок.рф/статьи/612009/
5. Видео-эксперименты: "Растворение аммиака", "Взаимодействие аммиака с кислотами" и др. http://files.school-collection.edu.ru
6. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005
7. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.
8. Особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом. https://cyberpedia.su/3x12213
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Аммиак (в европейских языках его название звучит как « аммониак ») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрёстке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH 2 ) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова « амониан» . Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали минерал нашатырь – хлорид аммония NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.
Аммиак: состав и строение, получение, свойства, применение.
NH 3 – летучее водородное соединение азота N 1 s 2 2 s 2 2 p 3 + H N H H 3H H N 1 s 1 +δ + δ +δ – δ Химическая связь ковалентная полярная
Строение молекулы В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды , в вершине которой расположен атом азота, а в основании — три атома водорода.
Получение В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ: N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q Эта реакция обратимая . Какие условия нужно создать для смещения химического равновесия вправо , используя принцип Ле-Шателье?
Так как реакция экзотермическая и протекает с уменьшением объёма , то проводить её нужно при более низких температурах и высоком давлении. Действительно, оптимальные условия для промышленного способа получения аммиака: температура – 450-500 ˚С, давление – 25-30 МПа.
2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = 2NH 3 ↑ + СaCl 2 + 2H 2 O Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Например, действие гидроксида кальция на хлорид аммония:
Физические свойства бесцветный газ с резким запахом легче воздуха (М=17 г/моль) хорошо растворяется в воде -700 объёмов в 1 объёме воды (при 20°C) температура плавления -77,73 °C температура кипения -33,34 °C ЯДОВИТ!
Давайте спрогнозируем химические свойства аммиака на основании строения его молекулы. Молекула аммиака полярна . Общие электронные пары в молекуле смещены к более электроотрицательному атому азота. Он заряжен частично отрицательно, а атомы водорода — частично положительно. В какие химические реакции будет вступать аммиак, благородя наличию неподеленной электронной пары на атоме азота?
Наличие неподеленной электронной пары на атоме азота в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода H + , т.е. реагировать с водой и с кислотами. H + N •• + H + → N или [NH 4 ] + H H H H H H ион аммония Такой механизм образования связи называется донорно-акцепторным .
Химические свойства Для аммиака характерны: реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение); а) с водой основание: NH 3 + H 2 O → ? (HOH) б) с кислотами соли аммония: NH 3 + HCl → ? NH 3 + H 2 SO 4 → ?
Добрый старый аммиак, Он богач, и он добряк, Богат неподелёнными Своими электронами, Но только, вот беда, ему В растворе скучно одному. Он погулять готов всегда: Там кислота, а тут вода… Потом, обобранный до нитки, Он плачет: «Где мои пожитки? Какое это беззаконие: Стал катионом я аммония!».
2) реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления): а) без катализатора: аммиак + кислород азот + вода б) с катализатором: аммиак + кислород оксид азота ( II) + вода
-3 0 0 -2 NH 3 + O 2 → N 2 + H 2 O -3 0 2N - 6ē → N 2 4 2 восстановитель 0 -2 O 2 + 4ē →2 O 6 3 окислитель ? NH 3 + ? O 2 → ? NO + ? H 2 O 4 3 2 6
Применение Аммиак используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя, а в холодильной технике используется в качестве холодильного агента. В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты; а также наружно - в виде примочек при укусах насекомых; растирания аммиачным линиментом при невралгиях и миозитах; для обработки рук хирурга. Резкий запах аммиака способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При неправильном применении может вызвать рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации) или ожоги пищевода и желудка (в случае приёма внутрь неразведённого раствора).
Тест по теме «Аммиак». Что узнали и запомнили? 1) Аммиак ____________ растворяется в воде. 2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом. 3) Под действием аммиака влажная лакмусовая бумажка меняет свою окраску на ________________. 4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемое ____________________________________. 5) Аммиак в реакциях с кислородом проявляет свойства ______________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок химии 11 класс 07.04.2020
Дистанционный урок по химии для 11 класса по теме "Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами"....
Дистанционный урок химия 9 класс 10.04.2020
Дистанционный урок для 9 класса по теме "Металлы"...
Дистанционный урок химия 10 класс 11.04.2020
Дистанционный урок по химии для 10 класса по теме "Белки-природные полимеры"....
Дистанционный урок химия 11 класс 14.04.20
Дистанционный урок по химии для 11 класса по теме "Решение эксперементальных задач по неорганической химии 14.04.20...
Дистанционный урок химия 8 класс 13.04.20
Дистанционный урок по химии для 8 класса по теме "Оксиды их классификация и свойства". 13.04.20...
Дистанционный урок химия 11 класс 17.04.20
Дистанционный урок химии для 11 класса по теме "Решение задач по неорганической химии" 17.04.20...
Дистанционный урок химия 9 класс 17.04.20
Химия 9 класс 17.04.20...