Возможности современной школы по формированию профильной направленности в обучении
статья по химии

Селиванова Светлана Васильевна

В статье рассказыается о возможностях современной школы повысить интерес к предметам ественно-научного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности современной школы по  формированию профильной направленности в обучении

Автор: Селиванова Светлана Васильевна,  методист, учитель химии и биологии

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт - Петербурга

В нашем мире сильно изменились приоритеты – самым важным стала работа с информацией. Это делает актуальной задачу изменения образовательной системы. Очевидно, что образование, целью которого является передача молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации становится отсталым. Общее образование на сегодняшний день обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представление обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей – общеобразовательный, естественно-научный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т. п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования».

В современном обществе существует множество точек зрения на важность и «нужность» профильного обучения. И хотя и говорят, что мы переходим на  качественно новую ступеньку развития образования, это не совсем так! Давайте немножко обратимся к истории образования в России.

В дореволюционной России до середины XVIII в. дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское.

Реформа 1786г. подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.

Попытки создания профильных классов, школ с углубленным изучением отдельных предметов предпринимались в России примерно с середины XIX века, когда началась новая реформа среднего образования. Ее политическим фоном была обострившаяся борьба против крепостного права. После его отмены резкой критике было подвергнуто прикладное реальное среднее образование, что отражено в Уставе 1864 года.

В соответствующем указе предусматривалась организация гимназий двух типов: классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения). Причем фуркация начиналась с 1 класса.

Фуркацией обучения называлось разделение учебных планов и программ с целью специализации учащихся, которая предусматривает сохранение общеобразовательного характера школы.

В 70-х гг. вместо гимназий появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией.

В V-VI классах реальных училищ существовали два отделения – основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения:

1)общее – преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения;

2)механико-техническое;

3)химико-техническое.

В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.

 В начале 90-х годов XX века в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений, ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, введение различных форм дифференциации в учебный процесс отечественной школы, в том числе и профильного обучения, сопровождалось периодическим подъемом и спадом интереса к ней со стороны работников образования различного уровня. 

Что же такое  «профильное обучение»?

В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

  1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения:
  • по общим особенностям
  • по специальным способностям
  •  по индивидуально-физиологическим особенностям
  • по интересам и проектируемой профессии
  •  по национальному признаку
  • по религиозной принадлежности.

Исходя из данной классификации профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.

Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность ребёнка.

3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе.

Личностно-ориентированный подход в обучении может быть рассмотрен с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика и т. д.

Таким образом, профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Оно обусловлено серьёзными изменениями, происходящими в нашем обществе, в социальной жизни, в системе ценностей.

Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

-  обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

-  создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

-  способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-  обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные -  девятые классы и профильные старшие классы.

Я преподаю такие предметы как химия и биология. Интерес к данным предметам в последние годы несколько упал. Количество часов в обычных средних школах уменьшается. Но ведь жизнь не стоит на месте! Развивается наука, появляются новые методики лечения людей, современные пищевые технологии. Изобретают и опробируют лекарственные средства. Появляются современные методы химического производства.

Можно сделать вывод, что заинтересованность у государства в таких специалистах как врачи, фармацевты, технологи, работники сельско – хозяйственной области, научные кадры несомненно есть!  Подготовка учащихся к подобной профессиональной деятельности начинается именно в школе. И её организатором выступает обычный школьный учитель.

Каковы же возможности современной школы?

  1. Введение дополнительных часов по профильным предметам в старшей школе и  составления индивидуальной образовательной программы для каждого ученика;

Учитель получает возможность предоставлять более глубокие знания, отработать практические занятия по решению задач и выполнению опытов.

  1. Элективные курсы по профильным предметам;

Повышают интерес к предмету, расширяют кругозор учащихся в данной предметной области.

  1. Преподавание материала по предмету с явным акцентом на его практическое значение и применение в жизни;

Ещё несколько лет назад я очень много времени на уроках химии уделяла изучению механизма химических реакций. Многим учащимся трудно разобраться в этих процессах. У них создаётся ощущение разрыва предмета с его реальным применением в жизни. А когда ребёнок не видит практической значимости, изучение предмета становится скучным и неинтересным. Отсутствие мотивации, понимания того, что знания предмета требуются не только в школе, а простираются глубоко за её пределами в разные области: медицины, промышленности, наконец,  требуются в домашних условиях, не способствуют его  изучению, а лишь вызывают негативное отношению к предмету. На данном этапе стараюсь говорить о тех же химических процессах, но с точки зрения их практического использования в быту и промышленности. Это повышает интерес к изучению предмета, расширяет знания об областях его применения, а следовательно, даёт возможность ориентировать учеников  на профессиональный выбор, связанный с естественно – научным профилем.

  1. Повышение интереса к данному профилю с помощью предоставления дополнительных факультативных занятий по предмету во внеурочное время;

Я веду факультативные занятия с 8 по 11 класс. При проведении занятий с детьми разного возраста  и цели различные. В 8 классе идёт активное возбуждение интереса к предмету химия. Учащиеся с большим удовольствием выполняют разнообразные опыты. Каждое занятие направлено на мягкое ненавязчивое получение  знаний по определённой теме. Знакомство с химическими веществами начинаются, например,  с квартиры: кухни, ванной комнаты, так как вещества для исследования ребята приносят из дома. Это продукты питания ( хлеб, молоко, масло, лимон, чай и т.д.), моющие средства, краски, парфюмерные изделия и даже пепел от сигарет.  По мере изучения школьной программы опыты усложняются, диапазон исследуемых веществ расширяется, появляется необходимость выражения процессов с помощью химического языка: химических формул, уравнений.

 В 9 классе целью является приближение учащихся к науке. Ведь 9-е классы являются предпрофильными.  Практические задания необходимо подкреплять теорией, обосновывать и анализировать процессы. Развивать логическое мышление, помогают разнообразные задачи.

В 10  и 11 классах учащиеся активно решают задачи, исследуют серьёзные химические процессы, многие уже ориентированы на сдачу ЕГЭ, а потому заинтересованность в изучении предмета достаточно высокая.

  1. Использование разнообразных методов обучения, в том числе таких, как метод проекта.

Метод проектов приобретает всё большее значение в современной школе. Учитель является направляющим звеном в данном процессе и обеспечивает сопровождение ученика и корректирование его деятельности  в период выполнения проекта. Проектная деятельность даёт возможность ученику почувствовать себя учёным, так как позволяет исследовать объекты, анализировать, делать выводы, то есть вносить свой маленький вклад в науку. Работа с дополнительными источниками информации (литературой, интернет – ресурсами, архивными сведениями) вызывает интерес к отраслям,  связанным с  естественными науками - химией и биологией, даёт представление о спектре профессий, где такое исследование могло бы быть важным, нужным и востребованным

  1. Пропедевтика изучения химии и биологии.

Пропедевтику изучения химии и биологии можно начинать ещё с начальной школы, продолжая в среднем звене. Демонстрация ярких красивых опытов с веществами,  которые нас окружают (соль, вода, песок, металлы, неметаллы и т.п.) вызывают высокий интерес к предмету и желание ещё раз увидеть необычное. Наблюдение за природными явлениями, поведением животных в природе и в домашних условиях, ростом и развитием растений, мотивирует учащихся на дальнейшее изучение биологии. А как итог  - в будущем профессия врача, агронома, фармацевта.

  1. Дифференцированный подход в обучении

Позволяет выявлять талантливых, способных или просто интересующихся данным предметом учащихся. Учащимся могут быть предоставлены на уроках разноуровневые задания, применены игровые формы работы, где каждый ученик найдёт свою роль. Ведь не смотря на возраст, даже взрослые люди любят иногда поиграть. А ведь в игре происходит  моделирование  жизненных ситуаций, поведения, в том числе и профессионального подхода к ситуации. Например, при изучении каких – либо газов можно поиграть «в доктора», продемонстрировать какую  помощь необходимо оказать человеку при отравлении этими газами.

Учащимся, которые особенно интересуются предметом, можно предложить получить какие – либо химические вещества в условиях школьной лаборатории или  домашних условиях. Ребята делают это с большим удовольствием. Тема «Минеральные удобрения» даёт возможность продемонстрировать их влияние на рост и развитие растений. Заинтересованный ученик способен самостоятельно или  под руководством учителя  провести опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений. А вдруг из него в дальнейшем получится современный «Мичурин»? Или на уроках биологии, при изучении работы кровеносной системы, можно измерить давление, пульс. Оговорить поведение человека и меры по его изменению.

  1. Взаимосвязь с ВУЗами.

В настоящее время ВУЗы предлагают  огромное количество проектов, так как сами заинтересованы в будущих любознательных, образованных, профессионально ориентированных, абитуриентах. Это и участие в конкурсах, олимпиадах, посещение дополнительных занятий, предлагаемых ВУЗаведениями. А проинформировать о возможности участия, предложить свою помощь, помочь в осуществлении данного проекта призван школьный учитель!

Итак, подведём итоги!  Профильная направленность при обучении в школе решает следующие задачи:

  1. Дает  учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  2. Вырабатывает  у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различного уровня сложности.
  3. Ориентирует  учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  4. Развивает мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  5.  Вырабатывает  мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  6. Даёт возможность  учащимся стать  конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими ВУЗы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности современной школы по формированию профильной направленности в обучении Выполнила : методист, учитель химии и биологии ГБОУ гимназии № 446 Селиванова С.В.

Слайд 2

Учебные заведения Мужские гимназии Женские гимназии Реальные училища Коммерческие училища Кадетские корпуса Епархиальные училища

Слайд 3

Фуркация обучения - разделение учебных планов и программ с целью специализации учащихся, которая предусматривает сохранение общеобразовательного характера школы.

Слайд 4

Характеристика профильного обучения П рофильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии . Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения . Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе.

Слайд 5

Профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

Слайд 6

Цели профильного обучения обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Слайд 7

Каковы же возможности современной школы? Каковы же возможности современной школы?

Слайд 8

Введение дополнительных часов по профильным предметам в старшей школе и составления индивидуальной образовательной программы для каждого ученика. Элективные курсы по профильным предметам. Преподавание материала по предмету с явным акцентом на его практическое значение и применение в жизни.

Слайд 9

Повышение интереса к данному профилю с помощью предоставления дополнительных факультативных занятий по предмету во внеурочное время.

Слайд 10

Использование разнообразных методов обучения, в том числе таких, как метод проекта

Слайд 11

Пропедевтика изучения химии и биологии Пропеде́втика (от др.-греч. π ρο παιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство , подготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Слайд 12

Дифференцированный подход в обучении

Слайд 13

Взаимосвязь с ВУЗами Проинформировать о возможности участия в конкурсах, олимпиадах, дополнительных занятиях в ВУЗах, предложить свою помощь в осуществлении данного проекта - призван школьный учитель!

Слайд 14

Дает учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различного уровня сложности. Ориентирует учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развивает мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Вырабатывает мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Даёт возможность учащимся стать конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими ВУЗы. Какие задачи решает профильное обучение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики

В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...

Проектная деятельность в современной школе является необходимым условием процесса обучения.

Проектная деятельность в современной школе является необходимым условием процесса обучения....

Эссе: Проблемы и возможности современной школы

. А какому учителю поверят? Дети отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение? Какой в итоге должна быть школа? С какими проблемами ста...

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....

Профильно- ориентированное обучение иностранным языкам в современной школе

Статья посвящена вопросам профильно - ориентированного  обучения в старших классах общеобразовательных школ. В частности, о  роли элективных курсов в профильной подготовке учащихся....

Недостатки современной общеобразовательной школы: отсутствие профильного обучения

                Одна из проблем современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и...