Конспект урока "Каучуки.Резина."
план-конспект урока по химии (10 класс)

Меркушева Евгения Игоревна

Изучение диеновых углеводородов  на примере натурального каучука; рассмотреть особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение каучуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon opornaya_shema.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc34.5 КБ
Office presentation icon kauchuk_i_rezina.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Каучуки. Резина» 

Меркушевой Евгении Игоревны

МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино

«Успехи химии всегда были направлены на удовлетворение потребностей человека»

                                       

Раздел  -  Углеводороды.

Тема урока -   Каучуки. Резина. 

Тип урока  -  комбинированный

Технологии -  проблемного обучения, компьютерные (новые информационные) педагогические технологии, методика Шаталова.

Цель методическая:  Продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

Цели образования:

Обучения – продолжить изучение диеновых углеводородов  на примере натурального каучука; рассмотреть особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение каучуков.

Воспитания – продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением природного и синтетического каучуков; развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное; способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Развития - воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за развитие русской науки, русских ученых.

Материально - техническое обеспечение урока:

1. Проектор, ноутбук.

2. Коллекция «Каучук».

3. Опорная схема урока.

4. Карточки с заданиями.

5. Химическое оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента – два стакана на 250 мл, стеклянная палочка, образцы каучука, вода, бензин, подкисленный раствор KMnO4.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.

Межпредметные и внутрипредметные связи: информатика.

Демонстрационные эксперименты:
а) растворимость каучука в органических растворителях; 
б) нерастворимость каучука в воде;

в) непредельный характер каучука.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Актуализация знаний, введение темы урока. (5 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мне хотелось бы начать со знаменитой фразы: «Успехи химии всегда были направлены на удовлетворение потребностей человека». Это высказывание очень символично, кто может ответить на вопрос «Почему?» Ответ: Без достижений химии современный человек лишился бы всех благ цивилизации: авиации, автотранспорта, связи, удобной одежды и обуви, телевидения, радио и много другого.

Ребята, вы изучали диеновые углеводороды, соединения, имеющие сопряженные двойные связи, вступают в реакцию полимеризации и служат сырьем для получения каучуков. Это вещество из которого получают резину. В мире используют сотни миллионов резиновых изделий: покрышек, камер, ремней, транспортеров, резиновых сапог, прорезиненной одежды, резиновых скафандров и лодок, бесчисленных изделий санитарии и гигиены, детских игрушек. Без каучука, из которого изготавливают резину, современный человек лишился бы всех благ цивилизации. Именно поэтому мы таким символичным девизом начали наш урок. Что же собой представляет каучук, каковы его свойства, история открытия и  использования? Эти и другие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Для успешного изучения материала темы нам необходимо повторить некоторые вопросы, изученные на предыдущих уроках. Вы можете воспользоваться справочным материалом.

Фронтальный опрос:

1. Что вещества называют диеновыми углеводородами?

2. Какова их общая формула?

3. Как классифицируются алкадиены в зависимости от взаимного расположения двойных связей?

4. Какие виды изомерии характерны для алкадиенов?

5. Влияют ли друг на друга две двойные связи расположенные через одну одинарную связь? Влияет ли такое строение молекулы на химические свойства?

3. Объяснение нового материала: (15 мин.)

Основные моменты нового материала вы будите записывать в опорную схему, которая у вас находиться на столах.

Тема "Каучуки. Резина". (Учащиеся записывают тему урока в опорную схему).

Мы будем изучать тему по плану, который представлен на экране:

  • История открытия и применения натурального каучука,  изобретение процесса вулканизации.
  • Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства.

Пожалуй, чудом природы можно назвать вещество, которое известно вам с раннего возраста, как основа для детских игрушек – каучук. Удивительна история каучука.

«История открытия и применения натурального каучука».

Родина каучука – Центральная и Южная Америка. Во влажных жарких тропиках, по берегам реки Амазонки, растёт необычное дерево, которое называется бразильская гевея. Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом. На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу, которую индейцы назвали «каучук». Они использовать каучук в хозяйстве (пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах.

Первое знакомство европейцев с натуральным каучуком произошло пять веков назад, со времён Великих Географических открытий. Испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Испанцы были удивлены весёлой игрой индейцев. Они в такт песне подбрасывали чёрные шары. Хотя это казалось невероятным, но, ударяясь о землю, мячи довольно высоко подскакивали в воздух. Взяв эти шары в руки, испанцы нашли, что они довольно тяжелы, липки и пахнут дымом. Колумб привёз несколько кусков этого удивительного вещества на родину, но в те времена он никого не заинтересовал.

            «Изобретение процесса вулканизации».  

Через 2 века возрос научный интерес к изучению этого вещества. В Англии британский химик и изобретатель Чарльз Макинтош предложил класть тонкий слой каучука между двумя слоями ткани и из этого материала шить водонепроницаемые плащи. Но эти плащи зимой становились твёрдыми от холода, а летом расползались от жары.

Химики стали искать способ, как улучшить свойства натурального каучука.

Этим заинтересовался Чарльз Гудьир. (Вы где-нибудь слышали фамилию этого человека? Ответ: это название компании, которая выпускает шины для автомобилей, самолетов и других транспортных средств.) Чарльз Гудьир торговал различными товарами, в том числе и пластинками каучука. Чтобы пластинки не слипались, он пересыпал их серой. Однажды Гудьир уронил пластинку каучука на горячую кухонную плиту. Обжигая руки, он схватил пластинку и стал мять её, чтобы убедиться, не испортилась ли она. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что пластинка не только не липла, но стала упругой и эластичной.

    Так в 1839 г. была открыта вулканизация каучука – процесс, который широко и в настоящее время применяется в промышленности, а новый продукт назвали резиной.

В опорной схеме в разделе «История открытия и применения натурального каучука,  изобретение процесса вулканизации» подчеркните правильные ответы.

Второй вопрос который мы рассмотрим: «Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства».

Каково же строение каучука? Давайте посмотрим на него глазами химика.

Качественный анализ показывает, что каучук состоит из двух элементов — углерода и водорода, то есть, относится к классу углеводородов.

Химики установили, что формула вещества С5Н8. Это вещество является мономером каучука.

 А каково его строение?

Выполните задание: напишите структурные формулы изомеров состава С5Н8 (учащиеся выполняют задание в опорной схеме и один ученик у доски).

 Ребята, вы написали несколько изомеров, а какая из формул соответствует мономеру каучука? Давайте посмотрим на слайд  и ответим на этот вопрос.

 СН2=С—СН=СН2    2 метилбутадиен-1,3 (изопрен).

           |

          СН3

Для этого соединения характерна реакция полимеризации и образование полиизопрена:

nСН2=С—СН=СН2    →    (-СН2—С=СН—СН2-)n

            |                                              |

            CН3                                        СН3

Для полиизопрена возможна пространственная изомерия. Давайте вспомним, что называют цис- и транс- изомерами? И запишем цис- и транс- изомеры полиизопрена.

Еще в 1826г английский химик М.Фарадей установил состав каучука: соединяясь друг с другом, молекулы изопрена образуют высокомолекулярное соединение – каучук.    

Установлено, что каучук имеет цис- форму.

Где величина n составляет от 1000 до 3000. Определение молекулярной массы показывает, что она достигает нескольких сот тысяч (150 000 — 500 000).

На основе эти данных формулируют определение натурального каучука. (Учащиеся самостоятельно формулируют определение натурального каучука.) (Ответ: Натуральный каучук - биополимер, мономером которого является изопрен.)

В опорной схеме в определении натуральный каучук вставьте пропущенные слова и запишите структурную формулу изопрена.

Существует природный геометрический изомер каучука – гуттаперча. (Вы когда-нибудь сталкивались с таким термином? Может в названии литературного произведения фигурирует этот термин? Ответ: книга Эдуарда Успенского "История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка" повествует об игрушечном мальчике, вроде Буратино, но не деревянном, а каучуковом и очень гибком. Его имя происходит от названия растения гевея, из сока которого делают каучук. По сюжету, Гевейчика привезли как сувенир из Амазонии маленькой девочке по имени Галя.)
Гуттаперча представляющая собой транс-полиизопрен. Форма макромолекул этих веществ тоже различна. Молекулы гуттаперчи. Каучук в сравнении с гуттаперчей обладает гораздо более высокой эластичностью, поэтому находит более широкое применение.

Учащиеся вносят в опорную схему формулы структурных звеньев натурального каучука и гуттаперчи.

Мы выполнили большую работу: выяснили состав и строение каучука. А каковы его свойства?

Динамическая пауза

    Упражнения для глаз

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, направо, налево. Закрыть глаза.
  2. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  3. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  4. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Продолжим.

Физические свойства

 Перед вами образцы натурального каучука.

 Опыт 1. Растянем тонкую полоску каучука. При этом обратите внимание, полностью ли возвращается образец в прежнее положение.

 Сделайте вывод об эластичности каучука. (Ответ: эластичность  (упругость) – способность растягиваться и сжиматься под действием внешней силы, а затем восстанавливать прежнюю форму).

Молекулы каучука, хотя и имеют линейное строение, не вытянуты в линию, а многократно изогнуты, как бы свёрнуты в клубки. При растягивании каучука такие молекулы распрямляются, образец каучука от этого становится длиннее.

При снятии нагрузки, звенья молекулы возвращаются в прежнее свёрнутое состояние, размеры каучука сокращаются. Если же каучук растягивать с достаточно большой силой, то произойдёт не только выпрямление молекул, но и смещение их относительно друг друга — образец каучука может порваться.

 Опыт 2. Отношение каучука к воде. Опустим образец каучука в пробирку с водой. Растворяется ли каучук в воде? (Ответ: нет.) Вывод: каучук не набухает и не растворяется в воде, спирте, ацетоне и ряде других жидкостей.

 Опыт 3. Отношение каучука к растворителям. (Ввиду длительности опыта его приготовила заранее). Я опустила образец каучука в пробирку с бензином. Растворяется ли он в бензине? (Ответ: набух и растворился.) Вывод: Набухает и затем, растворяется в жирных и ароматических углеводородах (бензине, бензоле, эфире и других)

 Дополнительно о физических свойствах каучука рассмотрим и сделайте вывод о физических свойствах каучука.

 Вывод: Каучук – эластичный материал, стойкий к износу, газо- и водонепроницаем, растворяется в органических растворителях, хороший электроизолятор.

Учащиеся в опорной схеме в разделе «Физические свойства каучука», подчеркивают правильные  сведения о физических свойствах каучука.

Рассмотрим химические свойства каучука.

Опыт 4.  Доказывает непредельный характер изопренового каучука.

Оборудование: пробирки, натуральный каучук, очищенный от непредельных углеводородов бензин, раствор перманганата калия.

(Примечание: не менее чем за сутки растворите кусочки каучука в одном из органических растворителей - бензине).

Ход эксперимента: В пробирку с раствором перманганата калия добавим нескольку капель приготовленного заранее раствора каучука и встряхнем. Что наблюдаем? Почему раствор каучука изменяет окраску раствора перманганата калия?

Каучук при нагревании легко вступает в химические реакции с целым рядом веществ: кислородом (O2), водородом (H2), галогенами (Cl2, Br2), серой (S) и другими. Эта высокая реакционная способность каучука объясняется его ненасыщенной химической природой.

Учащиеся в опорной схеме в разделе «Химических свойствах каучука», подчеркивают правильные  сведения о химических свойствах каучука.

Резина – это вулканизованный каучук с наполнителем (сажа). Суть процесса вулканизации заключается в том, что нагревание смеси каучука и серы приводит к образованию трехмерной сетчатой структуры из линейных макромолекул каучука, придавая ему повышенную прочность. Атомы серы присоединяются по двойным связям к макромолекулам и образуют между дисульфидные мостики:

                               

Сетчатый полимер более прочен и проявляет повышенную упругость – высокоэластичность (способность к высоким обратимым деформациям).

Предельно сшитый натуральный каучук – эбонит (более 30% S) – не обладает эластичностью и представляет собой твердый материал.

Учащиеся в опорной схеме в разделе «Свойства и строение резины», подчеркивая правильные ответы и записывают схему строения вулканизированного каучука.

4.  Закрепление (5 мин.)

Выполнение тестовых заданий 2 варианта.

После выполнения задания учащиеся меняются тестовыми заданиями и осуществляют взаимопроверку. Ответы:   см. презентация. Выставляют отметки. Критерии отметки: 4 правильных ответа – «3», 5 – 6 правильных ответов – «4», 7 правильных ответов – «5».

5. Подведение итогов урока (2 мин.)
       Сегодня мы, изучая каучуки, еще раз подтвердили основную мысль теории химического строения: свойства веществ зависят от состава, строения и взаимного влияния атомов в молекулах. Мы убедились также, что теория химического строения выполняет прогностическую функцию: по свойствам вещества можно определить строение, а по строению можно прогнозировать свойства.

6. Рефлексия (2 мин).

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…

7. Домашнее задание (1 мин):

1. § 5, когда будете читать параграф около каждого абзаца поставьте знак : «+» - если этот материал узнали на уроке, « - » - если этот материал вы узнали из книги, или «?» - если для вас этот материал для вас остался непонятен;

2. вопросы 4 и 5 после §.



Предварительный просмотр:

Опорная схема урока

Повторение: Диеновые углеводороды (алкадиены) – это непредельные углеводороды, содержащие в молекуле, кроме одинарных, две двойные углерод-углеродные связи. Состав их отражает общая формула СпН2п-2. В зависимости от взаимного расположения двойных связей алкадиены классифицируются на: кумулированные – двойные связи расположены рядом: -С=С=С-, сопряженные – двойные связи расположены через одну простую: -С=С-С=С-; изолированные – двойные связи расположены более чем через одну простую: -С=С-С-С=С-. Две двойные связи расположенные через одну одинарную связь влияют друг на друга, и соединения, с таким строением молекулы, отличаются по химических свойствам от алкенов и других типов алкадиенов. Для алкадиенов характерны следующие виды изомерии: структурная (углеродной цепи, положения кратных связей и межклассовая изомерия (с алкинами) и пространственная (геометрическая (заключается в возможности расположения заместителей по одну (цис-изомер) или по разные стороны (транс-изомер) плоскости двойной связи) и оптическая).

Тема урока:

«История открытия и применения натурального каучука.  Изобретение процесса вулканизации».

Родина каучука Англия/Бразилия. Дерево, млечный сок которого на воздухе превращается в резиноподобную смолу – каучук, называется бразильская гевея/«молочное» дерево. Ф. Магеллан/Ф. Колумб первым завез натуральный каучук в Европу. Д. Пристли/Ч. Гудьир в 1839 году открыл процесс вулканизации.

Формула мономера каучука:

Структурные формулы изомеров состава С5Н8:

Натуральный каучук - …………….., мономером которого является …………….. Структурная формула изопрена:

Структурные звенья:

а) натурального каучука -                                (цис-/транс-полиизопрен);

б) гуттаперчи -                                               (цис-/транс-полиизопрен).

Физические свойства каучука: неэластичный/эластичный материал, нестойкий/стойкий к износу, газо- и водо- непроницаем/проницаем, нерастворяется/растворяется в органических растворителях.

Химических свойствах каучука: при комнатной температуре/при нагревании легко вступает в химические реакции с целым рядом веществ: кислородом (O2), водородом (H2), галогенами (Cl2, Br2), серой (S) и др. Эта высокая реакционная способность каучука объясняется его насыщенной/ненасыщенной химической природой.

В процессе вулканизации каучук становится резиной/гуттаперчей. Вулканиза́ция — это процесс взаимодействия каучуков с вулканизующим агентом (серой, пероксидами и др.) при котором происходит сшивание молекул каучука в единую пространственную сетку, и при этом повышаются/понижается прочность каучука, его твёрдость и эластичность.

Схема строения вулканизированного каучука:

Предельно сшитый натуральный каучук – эбонит (менее/более 30% S) – не обладает/обладает эластичностью и представляет собой твердый/мягкий материал.

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…



Предварительный просмотр:

Тест

1 вариант

1.        Родина натурального каучука -

а)        Англия

б)        Франция

в)        Бразилия

2.        Молекулярная формула натурального каучука -

а)        (С5 Н 8) n

б)        (С6 Н 10) n

в)        (С8 Н 14) n

3.        Мономер натурального каучука -

а)          СН2=СН2

б)           СН2=С-СН=СН2

                         |

                        СН3

в)           СН2=С-СН=СН2

                          |

                         Сl

4.        Для натурального каучука характерны физические свойства -

а)        эластичный, прочный, газо- и водонепроницаемый

б)        твердость, легкость, водонепроницаемость

в)        легкий, газообразный, прочный

5.        Процесс вулканизации открыл:

а)        М. Фарадей

б)        Ч. Гудьир

в)        Д. Пристли

6.        В чем отличие эбонита от резины -

а)        серы более 30%

б)        серы менее 30%

в)        не содержит серы 

Ответы:

1 –

2 –

3 –

 

4 –

5 –

6 –

Тест

2 вариант

1.   Дерево из которого получают млечный сок натурального каучука

а)        береза

б)        дуб

в)        гевея

2. К какому классу углеводородов относится изопрен -

а)        алканы

б)        алкены

в)        алкадиены        

3.        Структурная формула натурального каучука -

а)       (-CH2 -C = CH-CH2-)n

                       I

                                  СН3

б)        (- СН2 - С = СН – СН2 -) n

                                                I

                                                    С1

в)        (- СН2 - СН = СН - СН2 -) n

4.        Для натурального каучука характерны реакции -

а)        присоединения

б)        гидролиза

в)        замещения

5.        Вулканизация - это -

а)        присоединение водорода

б)        присоединение кислорода

в)        присоединение серы

6.        Чем отличается натуральный каучук от гуттаперчи -

а)        эластичностью

б)        твердостью

в)        хрупкостью

Ответы:

1 –

2 –

3 –

 

4 –

5 –

6 –


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Успехи химии всегда направлены на удовлетворение потребностей человека» Урок: Каучуки. Резина.

Слайд 2

Цель урока: история открытия и применения натурального каучука, изобретение процесса вулканизации; химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства.

Слайд 3

История открытия и применения натурального каучука

Слайд 4

Родина каучука Центральная и Южная Америка

Слайд 5

Бразильская гевея

Слайд 6

Знакомство цивилизованного мира с каучуком 1493 год Вторая экспедиция Христофора Колумба

Слайд 7

Изобретение процесса вулканизации. 1823 г английский химик Чарльз Макинтош наладил производство плащей, которые получили название «макинтош».

Слайд 8

Открытие резины Однажды Чарльз Гудьир уронил пластинку каучука на горячую кухонную плиту... Так в 1839 г. была открыта вулканизация каучука .

Слайд 9

Чарльз Гудьир

Слайд 10

С 5 Н 8 – мономер каучука СН 2 =С—СН=СН 2 | СН 3 Реакция полимеризации изопрена: nСН 2 =С—СН=СН 2 → (-СН 2 —С=СН—СН 2 -)n | | СН 3 СН 3

Слайд 11

n CH 2 =C-CH=CH 2 │ CH 3 n Цис- и транс- изомерии полиизопрена

Слайд 12

Натуральный каучук (С 5 Н 8 ) n , где n = 1000 - 3000. Mr =150 000 — 500 000 1,4- цис -полиизопрен

Слайд 13

Гуттаперча также состоит из звеньев 1,4-изопрена, но имеет иное пространственное строение: 1,4- транс -полиизопрен

Слайд 14

Свойства каучука Эластичность Эластичность (упругость) — способность каучука восстанавливать свою первоначальную форму после прекращения действия сил, вызвавших деформацию. ФОРМА МАКРОМОЛЕКУЛ КАУЧУКА Макромолекулы сильно изогнуты, могут быть свернуты в клубки

Слайд 15

Свойства каучука Эластичный Газонепроницаемый Водонепроницаемый Износоустойчивый Хороший электроизолятор Растворяется в бензине и других органических растворителях

Слайд 16

Химические свойства каучука: Каучук является непредельным соединением. Каучук реагирует при нагревании с: кислородом (O 2 ), водородом (H 2 ), галогенами (Cl 2 , Br 2 ), серой (S) и другими.

Слайд 17

Вулканизация каучука

Слайд 19

Ответы: 1 вариант 1 – в 2 – а 3 – б 4 – а 5 – б 6 – а 2 вариант 1 – в 2 – в 3 – а 4 – а 5 – в 6 – а

Слайд 20

Критерии отметки: менее 3-х правильных ответов – «2» 3 - 4 правильных ответа – «3» , 5 правильных ответов – «4» , 6 правильных ответов – «5» .

Слайд 21

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы узнать…

Слайд 22

Домашнее задание: § 5, вопросы 4, 5 после §.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...